Понятие и воспитание культуры личности
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Введение В настоящее время возникла необходимость познания взаимодействия духовного, нравственного и интеллектуального начал в личности. Человек, не развитый нравственно и духовно, может направить свой ум, как на добрые, так и на злые дела. Поэтому главным принципом современного образования и воспитания становится опора на культурные традиции, признание значения духовных ценностей в формировании нравственности человека. Следовательно, цель воспитания - становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование активной жизненной позиции. В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития. Особенно это актуально для современной общественно-политической ситуации. Сверхзадача обучения и воспитания - формирование человека высоконравственного, образованного, духовно богатого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству. Урок литературы относится к предметам, несущим эстетические и воспитательные цели через программный материал. На уроках литературы изучается богатый фактический материал, направленный на развитие интеллектуальной и духовно-нравственной личности. Задача учителя - раскрыть традиционные ценности русской духовной жизни, способствовать ее осмыслению, развить духовную стойкость личности. Разные по форме и содержанию уроки направлены на формирование личности учащихся, если они тщательно продуманы и ученики являются на них не только слушателями, но и активными участниками процесса. Следовательно, развиваются такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, а это - залог успешности человека в будущем.
Проблеме воспитания культуры подростков посвятили свои труды такие педагоги и психологи, как: Ю.К.Бабанский, Е. П. Белинская, С. М. Гульянц, В.А.Доманский, В. Г. Казанская, В.А.Крутецкий, И.С.Кон, В.С.Мухина, Л.В.Мардахаев и др. Гипотеза исследования: если уроки литературы с элементами проблемного обучения, как, например, урок-диспут, то они являются одним из эффективных средств решения задачи формирования общей культуры личности подростка. Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе. Предмет исследования - роль уроков литературы в формировании общей культуры личности подростка. Цель исследования - изучить вопросы формирования общей культуры личности и разработать механизм формирования культуры личности подростка на уроках литературы. Задачи: ) раскрыть понятие и воспитание культуры личности; ) выяснить особенности формирования культуры личности в подростковом возрасте; ) рассмотреть средства формирования культуры личности подростка на уроках литературы; ) провести диагностику общей культуры личности подростка; ) провести анализ результатов исследования и разработать механизм формирования культуры личности подростка на уроках литературы; 6) провести анализ эффективности формирующей работы в процессе уроков литературы. В работе использовались такие методы исследования как изучение и теоретический анализ культурологической, психологической, педагогической литературы, а так же эмпирические методы, такие как: эксперимент, анализ, сравнение.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что изучение роли уроков литературы в формировании общей культуры личности подростка способствует усвоению знаний в области методологии преподавания литературы. Глава I. Теоретические вопросы формирования общей культуры личности подростка Понятие и воспитание культуры личности Такие важнейшие понятия, как «культурный человек», «культура личности» на сегодняшний день, практически, не разработаны в научной литературе. Причина - в многообразии подходов к определению сущности понятия «культура». В зависимости от того, какой смысл мы вкладываем в это понятие, меняется и содержание понятия «культура личности». На сегодняшний день существует не менее 1 000 определений понятия «культура». Слово «культура» есть почти во всех языках народов мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности. В культуре сочетаются традиции и новаторство, устойчивость и изменчивость, образующие непрерывный процесс исторической преемственности, сохранения культурного наследия и творческого обновления. В культуре действуют творческие союзы и ассоциации, многочисленные социальные институты, музеи и библиотеки, учреждения культуры и организации досуга, способствующие развитию культуры. Главное назначение культуры - постоянно содействовать духовному развитию человека, всемерному раскрытию его талантов, дарований и способностей [28]. По словам А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется «как минимум в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление(министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей). Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации(элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.). В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений(«культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры» [9, с.10].
С.В. Константинова полагает, что «самой простой и в то же время всеобъемлющей является следующая дефиниция (определение): «Культура»- это все, созданное человеком, - ибо животные не имеют культуры. Культура- продукт исключительно человеческой деятельности» [10, с.3]. По мнению С.Н.Жарова, «Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура - это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе» [11, с.39]. Американский социолог Нейл Смелзер говорит: «Культура - это набор ценностей, представлений о мире и кодов поведения, общих для людей одного стиля жизни» [23]. Английским этнографом Э.Тейлором было дано следующее определение: «Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества» [23]. Наиболее интересное определение культуры, на наш взгляд, дает В.А.Мамедова: «Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы» [17]. Понятие «человек» отражает и биологические, и социальные свойства индивида. Понятие «личность» отражает только социальные свойства и качества человека, которые сформировались в процессе его общественной жизни. Личность, по мнению Леонтьева, - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, сформирование которой происходит в онтогенезе [16].
Личность, есть основной носитель культуры. Все более крупные культурные объединения (культура общества, нации, региона и т.п.) являются производными от культуры личности. При определении культуры личности Г.Н. Оботурова выделяет следующее: «профессиональная ценность как полное творческое овладение своей деятельностью, этическая - осознанное следование принципам и нормам поведения, мировоззренческая - социально-политический, философский, экономический стиль мышления, эстетическая - ориентация на лучшие подлинно художественные ценности, физическая - осознанно здоровый образ жизни» [22, с. 9]. А.Б.Есин утверждает, что «Хотя основной субъект культуры - это личность, но формирование культурного сознания происходит в обществе под влиянием социальных (в широком смысле) факторов» [6, с.31]. «Человек как социальное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (К. Магер, X. Мискес, М.А. Галагузова, А.В Мудрик, Б.Т. Лихачев и др.)» [19, с.10]. Культура личности не только результат воздействия культуры общества, но и источник ее развития. Именно на уровне индивидуальной культуры осуществляется рождение новых идей, взглядов, подходов, ценностных представлений и норм. И лишь получив определенное закрепление (материализацию в той или иной форме) и распространение в обществе, это новое становится достоянием культуры общества. В этом постоянном противоречии, основанном на несовпадении культуры личности и общества, и заложен источник движения и развития культуры. Культура личности в системе той или иной общественной группы складывается в значительной мере стихийно: человек с детства подражает старшим, приучается выполнять определенные правила поведения, усваивает основополагающие для данной культуры понятия; т.е. обретает ту ценностную систему, которая характерна для культуры данного социума. Этот процесс обеспечивает воспроизводство той или иной культуры, ее преемственность: так на протяжении веков складывалась, например, культура русского дворянского офицерства, культура русского крестьянства, и шире - русская культура в целом. Но для того чтобы личность овладела культурой, необходимо достаточно последовательное воздействие на нее с самого раннего возраста. И здесь мы встречаемся с одним из важнейших феноменов культуры - с институтом воспитания. В разных социокультурных ситуациях процесс воспитания приобретает разные формы. Например, для стихийного складывания культуры характерно и стихийное воспитание: личность формируют не столько систематическим и рассчитанным воздействием, сколько конкретным примером, теми или иными замечаниями по разным поводам (например, учат снимать шапку, входя в церковь, или не перебивать старших, или без напоминаний выполнять свои обязанности по хозяйству и т.п.). Семья, как социокультурная среда, оказывает значительное воздействие на будущий социокультурный мир ребенка. Слушая разговоры старших (в которых обязательно сказывается и проявляется ценностная система, свойственная данной культуре), ребенок также обретает необходимые элементы культуры, и прежде всего ее основу - эмоционально-ценностную ориентацию. Разумеется, такое воспитание нельзя назвать совершенно бессознательным, ведь всякий воспитывающий так или иначе держит в уме тот набор культурно-психологических свойств, которые он хочет видеть в воспитаннике, но и вполне системным и целенаправленным его тоже не назовешь.
Вообще в литературе очень много примеров подобного воспитания: у того же Пушкина это и семейство Лариных, и Евгений Онегин; у Гоголя - Чичиков, Манилов; у Тургенева - Рудин; у Гончарова - Обломов и т.п. [6, с.33] В социально-педагогическом плане исключительно важным фактором в качестве среды воспитания является «улица», существенно влияющая на формирующуюся личность. Однако в обществе существует и система направленного формирования культуры и управления ею. Здесь проявляется воспитание второго рода: сознательное и направленное воздействие на отдельную личность и общество в целом, формирование ценностной системы и управление культурой. Наиболее мощным инструментом такого воспитания являются традиции - набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений. Несмотря на то, что содержание традиций крайне изменчиво, это понятие обычно означает тот элемент культуры, который считается источником социальной стабильности и легитимности. Другим мощным инструментом воспитания являются нормы - регулирующие правила, указывающие границы своего применения. Социальные нормы - стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от членов группы или общества и поддерживается с помощью санкций, они упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия. Отрицание социальных норм и ценностей, принятых в обществе является асоциальным поведением. Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации так, а не иначе и фиксируются в заповедях и других формах представлений о том, как человеку должно поступать. Как социально-педагогический фактор, существенно влияющий на развитие и становление личности выступают средства массовой информации (СМИ). Они нередко являются совоспитателями детей и подростков, через них осуществляется значительное влияние на массы [19, с.7]. Причастность личности к народной культуре, которая утверждает в основном ценности традиционные, укорененные в исторической памяти, служит достаточно надежной защитой против действия сколь угодно изощренных культурных операторов. Однако в XX в., особенно во второй его половине, почти во всех странах и регионах наблюдается значительное ослабление влияния традиционной, народной культуры и даже ее постепенное исчезновение. Разрушению народной культуры и ее ценностной системы способствует стремительное развитие цивилизации, которая «осовременивает» бывшую «глубинку», стирает грани между центром и провинцией, городом и деревней. Важнейшую и, может быть, наиболее гибельную роль в разрушении народной культуры играют быстро прогрессирующие средства массовой информации. Если газета и радио еще как-то уживались с народной культурой, то уже телевизор нанес ей серьезнейший удар. Средства массовой информации разрушительны для народной культуры и сами по себе (сокращают досуг, почти сводят на нет народное художественное творчество, модернизируют быт, изменяют традиционный менталитет и т.п.), но еще более тем, что с ними в народную систему ценностей вторгаются низкопробные ценности рассмотренной выше массовой культуры. Однако последняя проникает в народ и по другим каналам, связанным с развитием цивилизации: через аудио- и видеокассеты, всякого рода рекламу, предметы повседневного обихода и т.п. Таким образом, в настоящее время причастность личности к народной культуре нельзя считать надежной защитой от давления культуры официальной [6, с.37]. Имеет место и социальное саморазвитие человека. Именно от процесса социального самосовершенствования во многом зависит, какая именно сформируется личность из этого человека. Знание того, как происходит социальное саморазвитие индивида, позволяет воспитателю (родителю, лицу, его заменяющему, учителю и пр.) прогнозировать его динамику, изыскивать возможности направленного влияния на условия его протекания и через них на сам процесс. В процессе идейно-нравственных поисков личность осваивает разные культурные системы, вбирая все органичное и отталкивая чуждое. Будучи индифферентной, то есть равнодушной и безучастной по отношению к официальной системе ценностей, личность вырабатывает свою ценностную систему, ищет и обретает подлинную самодостаточность. При этом чаще всего индифферентная личность основывает свою культуру на ценностях «вечных», исконных, укорененных в естественной жизни человека и в его исторической памяти. В связи с этим обратимся к стихотворению Пушкина:
«Два чувства дивно близки нам; В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека - Залог величия его» [24, с.596].
В описанном случае особую роль играет опора личности на народную культуру. Такая опора во много раз усиливает культурную позицию личности. В каждом новом поколении должен постоянно увеличиваться культурный пласт, составляющий основу духовного роста и нравственной устойчивости [17].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|