Средства формирования культуры личности подростка на уроках литературы
Нет сомнений, что система образования обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на ребенка. Ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся, как известно, исторически является одной из его приоритетных позиций. Она находит отражение и в тексте современного Закона РФ «Об образовании», где в ст.9 отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ». В то же время и профессиональные образовательные программы также направлены на последовательное повышение ранее сформированного образовательного уровня. Другими словами, задача формирования общей культуры и ее упрочнения является общей для всей системы российского образования. Это его непреходящая ценность. По мнению Л.С. Выготского, всякая функция в культурном развитии личности появляется в двух планах, сначала в социальном, потом психологическом, сначала между людьми - как интерпсихическая категория, потом внутри человека как интрапсихическая категория. Переход извне внутрь процесса развития психики изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями стоят реальные отношения людей и общества [3, с.32]. С. М. Гульянц отмечает, что литературному образованию принадлежит особая роль в развитии личности учащихся. Через попытки глубинного усвоения литературных произведений, изучение литературы призвано сформировать ценностные ориентации ученика, его отношение к Родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, собственной личности [4, с.12].
Уроки литературы призваны воспитывать духовный мир подростка, влиять на выбор им нравственных ориентиров. Уроки литературы должны раскрыть перед учеником психологический мир персонажей и тем самым побудить его к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира. Принципиально важно, по словам И.Кона, что «обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски» [15]. Иначе говоря, путь в себя - это одновременно и путь в мир, окружающий человека. Погружение в художественные миры - это и погружение в самого себя. Граница между «Я» и этими мирами подчас становиться зыбкой или вообще размытой. Культурные образцы представлены в древнерусской, фольклорной и классической литературе. Произведения литературы содержат культурные, человеческие смыслы, характеры и события, которые должны быть открыты читающим. Здесь представлены модели и образцы поведения, отношений, ценностных установок, которые приглашают к диалогу, привлекают или отталкивают, вызывают споры. Здесь содержатся идеи и понятия чести, достоинства, нравственного величия человека, истинные ценности. Основу современного урока литературы должна составлять активная деятельность самих учащихся. Самым первым и главным приемом активизации урока является его не частная, вытекающая из темы произведения, а общепедагогическая и общенаучные идеи. Общепедагогическая идея предполагает сопряжение отдельной, частной судьбы учащегося, проживающего свою жизнь в единстве настоящего, будущего и прошлого и овладевающего через свой опыт понятиями: «долг», «любовь», «Родина», «добро и зло», «нравственность», «счастье», со второй действительностью - художественной литературой, с исканиями Евгения Онегина, Григория Печорина, Родиона Раскольникова, Мастера и его Маргариты, «чудаков» Ф.Шукшина, Ивана Денисовича, ибо всегда, читая произведения, знакомясь с этими героями, читатель проживает их жизнь. Но самое главное - умение учителя освободить внутренний голос ученика и понять, как он видит ту или иную ситуацию литературного произведения в реальной жизни. Сможет ли современный молодой человек понять трагизм судьбы Катерины?
Художественное произведение является своеобразным средством выражения автором духовной культуры определенного народа, важнейшей формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения традиций [5]. В классической литературе отражается жизненная правда, в ней отображены общегуманные идеалы. Поэтому на уроках литературы мы, так или иначе, стараемся понять: Что есть жизнь? Для чего жить? Каким должен быть человек? Что есть добро, а что зло? Что есть страдание, и можно ли прожить без него? Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри. Такой подход к обучению учащихся позволяет формировать гармоничную личность. В результате процесс изучения произведения становится одновременно процессом усвоения социального и культурного опыта определенного народа. Кроме того, на занятиях рассматриваются литературные произведения, помогающие познать культурные традиции и ценности народов, а также затрагивающие проблемы межнациональных отношений: изображение христианских праздников и традиций как средство раскрытия характеров главных героев рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»; проблемы толерантности в повести Л.Н. Толстого «Хаджи - Мурат»; традиции и обычаи народов Кавказа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в поэме «Беглец»; проблемы межнациональных отношений в произведении А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»; «Гуманизм поэзии Расула Гамзатова». В условиях классно-урочной системы коллективную работу лучше всего организовывать в форме групповой деятельности школьников. В настоящее время, на мой взгляд, актуальна разработка методики проведения уроков - диспутов. Уроки - диспуты отличаются особенной динамичностью, боевым характером. Диспут в наибольшей мере раскрывает сущность идейной позиции; самой необходимостью четко формулировать точку зрения, исходные критерии оценок, собственные нравственно-эстетические ценности, он заставляет участников активно разбираться в основах своего мировоззрения, отстаивать их в открытом столкновении мнений, искать аргументы, быть убедительным эмоционально и логически.
Урок-диспут по литературе является одной из форм активизации учащихся, средством поднятия интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету. Диспут развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность учащихся. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции [4]. Поскольку особенностью диспута как формы работы является именно полемика, спор как метод разрешения возникших перед его участниками проблем, постольку в самой формулировке темы должна содержаться возможность спора. Так, при изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», учащимся предлагаются следующие вопросы и задания: «Дайте характеристику Лужину, обращаясь к тексту романа. Можно ли встретить Лужина в наши дни? В чем он мог измениться, а что обязательно должен сохранить, чтобы остаться Лужиным?» Основаниями для проведения урока-диспута является, во-первых, то, что в процессе предварительного чтения ребятами той или иной книги выясняется, что они расходятся в оценке ряда вопросов; во-вторых, учащиеся, знакомясь с откликами на произведение (если они есть), сталкиваются с неоднозначными оценками героев, ситуаций, да и самой книги. «В-третьих, диспут - это такая форма урока, которая отвечает возросшему умению учащихся высказывать и отстаивать свое мнение, навыку рассуждать о литературном произведении обоснованно и доказательно» [1, с.52]. Урок-диспут состоит из трех основных этапов: 1. Постановка проблемы. 2. Решение проблемы. 3. Подведение итогов. На уроках-диспутах также необходимо поднимать и те проблемы, которые созвучны с современностью.
Следует помнить, что организация, подготовка и проведение урока-диспута требует от преподавателя резкого увеличения затрат времени на предварительную подготовку материалов и неизмеримо усиливает нагрузку в процессе самого урока. Таким образом, понятие «культура личности» на сегодняшний день, практически, не разработана в научной литературе по причине многообразия подходов к определению сущности понятия «культура». Культура конкретного человека - это выражающийся в поведении и отношениях опыт усвоения восприятия мира, его ценностей, норм и традиций. Воспитание культуры реализуется средствами целенаправленного воспитания, в процессе образования личности и воздействия окружающей среды. Подростковый возраст, период стремительного развития и быстрых изменений личности, является наиболее ответственным этапом в формировании культуры подростка. Формирование основ культуры подростков осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества, при помощи прививания определенного отношения к самому себе, гуманистическому мировоззрению, дисциплинированности, к труду и природе, патриотизму. Среда сверстников во многом диктует подростку формы поведения и формирует определенные позиции и отношение к себе и окружающим. Через усвоение литературных произведений, изучение литературы формируется культура личности подростка: его ценностные ориентации, его отношение к Родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, собственной личности. Основу современного урока литературы должна составлять активная деятельность самих учащихся. Урок-диспут, урок-конференция, урок-семинар, урок-композиция по литературе являются формами активизации учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|