Анализ эффективности формирующей работы в процессе уроков литературы
Анализ эффективности проведенной работы показывает, что самым приоритетным при выборе ценностей-целей у учащихся являются: Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) - 30% от всего количества учащихся. Хорошие, верные друзья - 25%. Свобода как независимость в поступках и действиях - 20%. Среди самых наиболее отвергаемых ценностей-целей выделяется: Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени) -20% от всего количества учащихся. Равенство (братство, равные возможности для всех). Остальные ценности имеют различный процент принятия или отвержения по всей выборке. К числу не особо отвергаемых ценностей принадлежат активная, деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом); творчество (возможность творческой деятельности). В равной мере никто из опрашиваемых не отверг следующие ценности: здоровье (физическое и психическое); интересная работа; счастливая семейная жизнь - классические ценности. По методике «Пословицы» (С.М. Петровой) с незначимостью материального благополучия в жизни 55% учащихся полностью согласились, а остальные показали, что для них материальное благополучие все же играет роль, хоть и незначительную; пессимистическое отношение к жизни не высказал никто; не значимость соблюдения законов - 5% учащихся. В то же время большинство опрашиваемых признает значимость дружбы - 80%; значимость учения - 90%; стремление к достижениям в жизни - 70%; значимость труда 60%. ) Результаты формирования морально-этических идеалов по творческим работам старшеклассников позволяют сделать вывод о том, что в сочинениях просматривается осведомленность в понятиях семейных отношений, дружбы, женском идеале; просматриваются элементы сочувствия, сопереживания героям произведений; четче отражены взгляды и жизненные принципы («я бы сделал так» или «я никогда бы так не поступила»). Намного содержательнее, оригинальнее стали письменные творческие работы по литературе, устные ответы.
На уроках-диспутах учащиеся показали умение цивилизованно, уважая мнение оппонентов, вести диалог, убежденно отстаивать свое мнение, продумывать каждое слово, делать обобщение, выводы. Развита речь учащихся, они глубоко проникают в ткань произведения - в его идейное содержание и художественное своеобразие, ощущают авторский стиль. Заметно возросли познавательная, поисковая деятельность учащихся, их читательский интерес. Таким образом, в результате проведенного эксперимента значительная часть подростков несколько изменила ценностные ориентиры, которые, на наш взгляд, наиболее полно соответствуют традициям отечественной соцкультуры. Итак, позитивные опытно-экспериментальные данные, полученные по результатам формирующего эксперимента, подтверждают практическую значимость интерактивного подхода в процессе формирования общей культуры личности подростка. Уроки - диспуты позволили сформировать умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения, развили креативность мышления, толерантное отношение к позиции других. Не обязательно каждый урок поводить как диспут, важно кульминацию занятия строить на элементах дискуссии. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. И если даже участники дискуссии не приходят в итоге к согласию, они определенно достигают в ходе дискуссии лучшего взаимопонимания. Польза дискуссии еще и в том, что она уменьшает момент субъективности. Убеждениям отдельного человека или групп людей она сообщает общую поддержку и тем самым определенную обоснованность.
Учитель может стать и оппонентом, и сторонником какой-нибудь точки зрения, может направить спор в нужное русло, инициировав его каким-либо вопросом или репликой, может подсказать стратегию отрицания, может быть судьей, экспертом и даже зрителем. Активизируя ребят необычной формой подачи материала, практически обучая устному монологическому высказыванию и логически выстроенной речи, можно добиться успехов в обучении. Для диагностики общей культуры личности подростка были применены методики: адаптированный вариант методики ценностных ориентаций М. Рокича (тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека); сокращенный вариант методики «Пословицы» С.М.Петровой (с целью определения уровня нравственной воспитанности учащихся); изучение творческих работ учащихся (содержание сочинений с целью определения формирования морально - этических идеалов). При анализе результатов диагностики выявлена необходимость совершенствования методики проведения уроков литературы с целью повысить уровень общей культуры старшеклассников. После проведения уроков литературы в 9 классе в форме уроков-диспутов, возросли - познавательная, поисковая деятельность учащихся, их читательский интерес. Значительная часть подростков несколько изменила ценностные ориентиры, которые наиболее полно соответствуют традициям отечественной соцкультуры. Заключение Итак, нами было проведено исследование становления общей культуры личности подростка на уроках литературы, в том числе проведен теоретический анализ понятия и воспитания культуры личности, особенностей формирования культуры личности в подростковом возрасте, формирования общей культуры личности подростка на уроках литературы. Разработан и применен метод проведения урока литературы, способствующий формированию общей культуры подростка, включая его духовно-нравственное образование и воспитание, развитие его ценностных ориентаций. Анализ проведенного теоретического и опытно-экспериментального исследования позволяет сделать следующие выводы.
Понятие «культура личности» на сегодняшний день, практически, не разработана в научной литературе по причине многообразия подходов к определению сущности понятия «культура». Культура конкретного человека - это выражающийся в поведении и отношениях опыт усвоения восприятия мира, его ценностей, норм и традиций. Воспитание культуры реализуется средствами целенаправленного воспитания, в процессе образования личности и воздействия окружающей среды. Подростковый возраст, период стремительного развития и быстрых изменений личности, является наиболее ответственным этапом в формировании культуры подростка. Формирование основ культуры подростков осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества, при помощи прививания определенного отношения к самому себе, гуманистическому мировоззрению, дисциплинированности, к труду и природе, патриотизму. Среда сверстников во многом диктует подростку формы поведения и формирует определенные позиции и отношение к себе и окружающим. Через усвоение литературных произведений, изучение литературы формируется культура личности подростка: его ценностные ориентации, его отношение к Родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, собственной личности. Основу современного урока литературы должна составлять активная деятельность самих учащихся. Урок-диспут, урок-конференция, урок-семинар, урок-композиция по литературе являются формами активизации учащихся. Проведение эмпирического исследования заключалось в диагностике сформированности общей культуры личности подростка, анализе полученных результатов, разработке одной из форм проблемного обучения - урока-диспута и применения ее на практике. Для диагностики общей культуры личности подростка были применены методики: адаптированный вариант методики ценностных ориентаций М. Рокича (тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека); сокращенный вариант методики «Пословицы» С.М.Петровой (с целью определения уровня нравственной воспитанности учащихся); изучение творческих работ учащихся (содержание сочинений с целью определения формирования морально - этических идеалов).
Анализ полученных данных привел к выводу, что значительная часть подростков все еще сохраняет ценностные ориентиры, присущие отечественной социокультурной традиции. Но, тем не менее, выявлена необходимость совершенствования методики проведения уроков литературы с целью повысить уровень общей культуры старшеклассников. При проведении уроков литературы в 9 классе в форме уроков-диспутов с целью активизации деятельности самих учащихся, возросли - познавательная, поисковая деятельность учащихся, их читательский интерес. Значительная часть подростков несколько изменила ценностные ориентиры, которые наиболее полно соответствуют традициям отечественной соцкультуры. Таким образом, проведенное эмпирическое исследование подтвердило гипотезу о том, что уроки литературы с элементами проблемного обучения, как, например, урок-диспут являются одним из эффективных средств решения задачи формирования общей культуры личности подростка. Список использованной литературы 1. Бабанский, Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю.К.Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 176с. . Белинская, Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301 с. . Вересов, Н. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского: трудная работа понимания / Н.Вересов // НЛО. - 2007. - №85. - С.32. 4. Гульянц, С. М. Личностно-ориентированный подход на уроках литературы: 5-9 классы основной школы // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М.: 2009. - 165 с. - С.12. 5. Доманский, В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе: Методическое пособие для учителей-словесников [Электронный ресурс] // http://ido.tsu.ru/other_res/school/litkult 6. Есин, А. Б.Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учебное пособие / А. Б. Есин. - М.: Академия, 1999. - 216 с. 7. Ерофеева, Н. В классе мальчики и девочки: Как их учить?/ Н. Ерофеева // Народное образование. - 2001. - №2. - С.169 - 171. . Запесоцкий, А. С. Метаморфозы СМИ: новое качество или новые болезни [Электронный ресурс] // http://www.etnograf.ru/node/206 . Кравченко, А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов / А.И.Запесоцкий. - 4-е изд. - М.: Трикста, 2003. - 496 с. . Константинова, С.В. История мировой и отечественной культуры: Конспект лекций / С.В.Константинова. - М.: Эксмо, 2008. - 160с. . Культурология: Учебное пособие / Отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 304 с. . Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов. родителей: книга для психологов педагогов родителей / В. Г. Казанская. - 2-е изд.,доп. - СПб.: Питер, 2008. - 283 с. . Крутецкий, В. А. Психология: Учебник / В.А.Крутецкий. - М.: Просвещение, 2005. - 352 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|