Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ результатов исследования и разработка механизма становления культуры личности подростка на уроках литературы




1) При анализе полученных данных по методу М.Рокича, в первую очередь хотелось бы остановиться на общих тенденциях формирования нравственных ценностей, представленных в выборке. Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и реализации жизненной стратегии, можно выделить две абсолютно принимаемые ценности-цели: здоровье и счастливую семейную жизнь. Процент выбора этих ценностей либо преобладает над другими, либо очень высок. Так, выбор здоровья как ценности равен 32 % от всех принимаемых ценностей. Данная ценность не попадает в отвергаемые ценности. Счастливая семейная жизнь как ценность-цель равна 26% места и также не попадает в отвергаемые.

Общая тенденция отвергаемых ценностей-целей не носит столь абсолютного характера, и в то же время можно выделить 3 ценности-цели, имеющие различный процент отвержения по всей выборке. К ним относятся: самостоятельность как независимость в суждениях и оценках - 10%; равенство (братство, равные возможности для всех) - 22 % и красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) - 19 %. Этот факт может рассматриваться как протест против объективной зависимости и невозможности «взрослой» самостоятельности.

К числу не принимаемых, но и не особо отвергаемых ценностей принадлежат активная, деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом); удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени); творчество (возможность творческой деятельности).

В равной мере никто из опрашиваемых не отверг следующие ценности: здоровье (физическое и психическое); интересная работа; счастливая семейная жизнь - классические ценности. Принимаемой ценностью у старшеклассников является наличие хороших и верных друзей, поиск единомышленников, способных разделить искания в философском осмыслении мира и себя в нем.

Наиболее отвергаемой ценностью выступает равенство, что связано, скорее всего, с осознанием своей неповторимости и уникальности.

) Результаты диагностики по методике «Пословицы» (С.М. Петровой) позволили сделать вывод о том, что для испытуемых старшеклассников характерна неустойчивость желательных ценных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Так, например, с незначимостью материального благополучия в жизни 30% учащихся согласились частично, а остальные показали, что для них материальное благополучие значимее; пессимистическое отношение к жизни высказали 35% учащихся; индивидуалистское отношение к людям высказали 30% учащихся; незначимость соблюдения законов - 40% учащихся.

В то же время большинство опрашиваемых признает значимость дружбы - 80%; значимость ученья - 90%; стремление к достижениям в жизни - 75%; значимость труда 55%.

) Результаты диагностики формирования морально-этических идеалов по творческим работам старшеклассников позволяют сделать вывод о том, что в ряде сочинений просматривается несформированность понятий об идеалах семейных отношений, дружбы, женском идеале; проскальзывает безразличие к судьбам и переживаниям героев изучаемых произведений; недостаточно выразительно отражены собственные взгляды и принципы.

В итоге можно сказать о том, что значительная часть подростков все еще сохраняет ценностные ориентиры, присущие отечественной социокультурной традиции. Но, тем не менее, выявлена необходимость совершенствования методики проведения уроков литературы с целью повысить уровень общей культуры старшеклассников.

Для этого проведем серию уроков литературы в 9 классе в форме уроков-диспутов с целью активизации деятельности самих учащихся.

Центром любого диспута является проблема.

Подготовку к диспуту следует начать с выбора темы, ее правильной формулировки. Нужно, чтобы тема диспута звучала остро, а в ее названии содержался элемент дискуссии. Для того чтобы выбрать тему <http://www.testsoch.net/> диспута учителю необходимо выяснить, о чем учащиеся хотели бы открыто говорить. Педагог должен помочь им выбрать тему. Например, «Философия жизни Григория Александровича Печорина» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (метод проведения урока отражен в приложении Г).

На диспуте необходимо рассматривать не более пяти вопросов, но таких, которые побуждали бы к разговору и не имели бы однозначного ответа.

Например:

.Почему, говоря о Печорине, мы имеем в виду все поколение?

.Каков Печорин, если судить героя по его поступкам?

.Оправдывает ли Печорина его эпоха и воспитание?

.Достоин ли Печорин подражания?

.Что такое нравственность? Нравственен ли Печорин?

Подготовка к диспуту занимает обычно не меньше месяца. Создается творческая группа, которая заранее вместе с ведущими разрабатывает вопросы, а также составляет список рекомендованной литературы к теме, которая обговаривается и сообщает о наработках учащимся.

Диспут должен быть грамотно оформлен. В помещении, где он должен состояться, вывешивают правила ведения дискуссии, плакаты с высказываниями, афоризмами, цитаты классиков мировой литературы. Ведущим диспута может быть не только учитель, но и ученик, который владеет словом, может направить разговор в нужное русло.

Определены и необходимые условия для достижения наибольшей эффективности урока - диспута:

) диспут должен носить характер действительно творческого обсуждения; дискуссия, чтобы не быть искусственной, должна определяться темой, интересной и доступной учащимся;

) участие в диспуте должно быть действительно добровольным;

) тема диспута должна быть по-настоящему проблемной - мнимый диспут, когда учащиеся играют роли оппонентов, а по сути дела изрекают бесспорные истины, вызовет у старшеклассников лишь раздражение;

) предварительная постановка вопросов тоже может быть осуществлена самими учащимися.

Самым интересным и результативным является обращение к духовно-нравственным понятиям в период изучения в 9 классе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Появляется возможность их рассмотрения с противоположных сторон: любовь и ненависть, честь и бесчестие, верность и предательство, жестокость и милость. Разбираются понятия с одним корнем: милость, милостыня, милосердие. Говорим о понятии страсти, которые являются причиной грехопадения.

При знакомстве с творчеством М. Шолохова необходимо обязательно проследить историю развития казачества на Руси, познакомиться с их традициями, особенностями жизненного представления, раскрыть сложность характера каждого героя как носителя национальных традиций. В своих произведениях М.Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями. Но только тогда читатель обнаружит душу этого народа, когда поймет его судьбоносную для России историю, когда увлечет его жизнь вольных казаков, представленная на страницах ранней повести Л.Н.Толстого «Казаки» и в произведениях Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В 9 классе изучаем не только «Пресвятую Богородицу» Иеромонаха Романа, но и знакомимся с его жизнью, а также другими его стихотворениями. Будет целесообразным в 9 классе на последних уроках провести читательскую конференцию, к которой учащиеся готовятся в течение месяца. Используя за основу словарь нравственных категорий, они готовят выступление по самостоятельно прочитанному произведению, рассматривая те духовно-нравственные понятия, которые затрагиваются в произведении. Дополняют свои выступления высказываниями великих людей по данному вопросу. При изучении творчества поэтов как 19 века, так 20 века необходимо включать стихотворения на библейские сюжеты (В. Брюсов, А. Ахматова, Ф.И. Тютчев, А.С. Пушкин и др.). Также можно проводить уроки сопоставительного анализа (притча о сеятеле и стихотворения на данный сюжет Некрасова, Брюсова).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...