Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
ОГЭ 2022. Вариант №3
Задание 2
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
(1) Прилив — это увеличение уровня воды в водоёме. (2) Происходит он вследствие реакции на влияние гравитационных сил со стороны Солнца, Луны. (З)Отлив — это явление, характеризующееся уменьшением уровня воды до наименьшего значения. (4)Приливы можно встретить в любом море, и они происходят по противоположным областям Земли, которые располагаются возле линии, обращённой к Луне и Солнцу. (5)3емля движется, поэтому у морского берега можно увидеть за день сразу же несколько отливов и приливов.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 составное именное сказуемое.
2) Предложение 2 осложнено обособленным приложением.
3) В предложении 3 подлежащее — явление.
4) Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.
5) В сложном предложении 5 грамматическая основа второй части — можно увидеть несколько отливов.
Задание 3
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В романтизме Пушкина привлекала борьба за народность литературы (1) за освобождение от правил (2) стеснявших её развитие (3) стремление к раскрытию внутреннего мира героя (4) и его человеческой индивидуальности (5) отстаивание прав личности (6) и (7) конечно же (8) обращение к истокам народного творчества.
Задание 4
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «почтительно относиться», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 5
Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) УГОВАРИВАТЬ — правописание суффикса зависит от того, что в форме 1-го лица единственного числа настоящего времени суффикс -ИВА- не изменяется.
2) ЗАМУЖ — в кратком имени прилагательном с основой на шипящий Ь не пишется.
3) ЕЖОВЫЙ — в корне имени прилагательного после шипящей под ударением пишется О.
4) ВЫРОВНЕННАЯ (площадка) — написание безударной гласной в корне определяется лексическим значением слова — ровный, гладкий.
5) ВО-ПЕРВЫХ — имя прилагательное образовано от основы порядкового числительного приставочно-суффиксальным способом, поэтому пишется через дефис.
" Пойдём на Чатыр-Даг... " Текст по В. Железникову. Прочтите текст и выполните задания 6-8.
(1) – Пойдём на Чатыр-Даг, – сказал первый мальчик.
(2) – Скучно, – сказала девочка. (3) – Мы там недавно были.
(4) – Давайте искать сердолики, – сказал второй мальчик.
(5) – Жарко, – ответила девочка. (6) – Солнце слепит глаза, и ничего не видно.
(7) Они сидели поджав ноги. (8) Мальчики спиной ко мне – я видел их тоненькие шеи. (9) А девочка – лицом. (10) У неё было обветренное, загорелое лицо, исцарапанные ноги и мокрые волосы. (11) Ребята только что вылезли из моря.
(12) – Что, не можете договориться, как провести время? – спросил я.
(13) Они посмотрели на меня, и девочка сказала:
(14) – Каждый день придумывают одно и то же. (15) Скучно…
(16) – А она ничего не придумывает, а только скучает, – сказал первый мальчик.
(17) – Да, тяжёлое ваше дело.
(18) Они вздохнули. (19) Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.
(20) – А знаете что, – сказал я, – вы по очереди на один день или на неделю выбирайте себе вожака, и в этот день, что он придумает, то вы и будете делать.
(21) Только обязательно.
(22) – Интересно. (23) А кто будет первым вожаком? – спросила девочка.
(24) – Ну кто? (25) Кто-нибудь из вас троих.
(26) – Нас не трое, – сказал второй мальчик. (27) – Нас четверо. (28) Сейчас ещё Димка придёт.
(30) – Димка у нас странный, – сказала девочка.
(31) – Чем же он у вас странный?
(32) Она засмеялась:
(33) – Он иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает стихи.
(34) – А однажды он устроил там обсерваторию, – сказал первый мальчик. (35) Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.
(36) – А я слышал, – сказал второй мальчик, – как он разговаривал с морем. (37) Иду я. (38) Тихо. (39) И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (40) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (41) Иногда ты мне кажешься хитрым, как лис. (42) А иногда добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». (43) Смотрю – никого. (44) Один Димка на берегу и кричит все эти слова. (45) Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь? » (46) А он посмотрел на меня и отвечает: «С морем».
(47) – С морем? – удивился я.
(48) – Ну да. (49) Оно ведь живое.
(50) И в это время появился сам Димка. (51) Он летел стрелой. (52) Лицо у него маленькое, волосы кудрявые и спутанные.
(53) Ребята повернулись в его сторону.
(54) – Я видел, я видел гремучую змею! – сказал Димка. (55) – Она ползла, тихо пошёптывая, и я слышал её шипение. (56) Я хотел её тут же убить, чтобы добыть яд для лекарств. (57) Но потом я подумал, что вам тоже будет интересно посмотреть на живую змею. (58) И я примчался за вами.
(59) Мальчишки тут же вскочили.
(60) – А она нас не укусит? – спросила девочка.
(61) – Трусиха! – сказал первый мальчик.
(62) – Девчонка! – поддержал его второй. (63) – Пошли, Димка, без неё.
(64) – Что ты, – сказал Димка девочке и тихо добавил:
(65) – Эта змея обыкновенный уж. (66) Про гремучую я придумал для интереса. (67) И убивать мы её не будем. (68) Ужи – безвредные змеи.
(69) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.
(70) Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. (71) Он научит их всех мечтать…
В. Железников
Задание 6.
Воспользуйтесь поиском по сайту: