Классификация гражданских прав и свобод
Конституционное и государственное право Франции
2002 Содержание
1 Гражданские права и свободы во Франции. 3 1. 1 Классификация гражданских прав и свобод. 4 1.2 Общие принципы пользования свободами. 6 2 Основы конституционного права Франции. 10 2. 1 Общая характеристика действующей конституции. 10 2.2 Конституционные основы политической системы.. 11 2.3 Конституционный контроль. 13 2.4 Правовое регулирование общественных объединений. 14 3 Государственная система современной Франции. 17 Литература. 21
Гражданские права и свободы во Франции
Франция по праву считается колыбелью гражданских свобод, и это связывается с провозглашением знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 года, двухсотлетие которой широко отмечалось в 1989 году во всем мире. Многие конституции Франции, и среди них Конституция 1946 года, подтверждали приверженность принципам этой Декларации. Однако до Конституции 1958 года эффективных правозащитных механизмов во Франции не существовало, в отличие, скажем, от США, где на основе судебного казуса 1803 года — Марбери против Мэдисона — Верховный суд мог объявить недействительным любое законоположение, противоречащее Конституции, а, следовательно, всем ее поправкам, гарантирующим права личности. Парадоксально, но факт: именно с установление авторитарного по форме президентского правления с наделением носителя верховной власти генерала Де Голля обширными полномочиями страна получила в свое распоряжение хорошо функционирующие институты власти и управления. Основные задачи по обеспечению гражданских прав и свобод были положены на судебную власть и Конституционный совет, созданный в 1958 году. Только благодаря деятельности общегражданской и административной юстиции и постепенно набиравшей силу практике Конституционного совета в государстве сложились эффективные правозащитные механизмы. Франция не только присоединилась к Международным пактам о правах человека, но и по ряду направлений стала задавать тон развитию гуманистических принципов в законодательстве.
Правовое государство, модель которого разрабатывается в правительственных кругах Франции с участием видных ученых-юристов, предполагает строгое ограничение прерогатив государственной власти при ее вмешательстве в общественную жизнь. Но это вовсе не умаляет роли государственных учреждений в жизни современного общества. Напротив, их регулирующая роль становится все более конструктивной. В 1985 году в своей речи на коллоквиуме, посвященном проблемам модернизации государства, президент Республики Ф. Миттеран заявил: ”Нет демократии без государства… Государство предоставляет ресурсы для выполнения демократических решений, в форме законов или подзаконных актов; оно обеспечивает поддержание правопорядка — основное усилие, необходимое для осуществления демократии, оно защищает и обеспечивает жизненность публичных свобод” [5, 134].
Классификация гражданских прав и свобод
Параллельно с эволюцией прав и свобод шел процесс развития правозащитных механизмов, причем эти механизмы разрабатывались на фоне острых классовых противоречий, раздиравших страну на протяжении существования двух империй и пяти республик. Несмотря на то, что авторитарные режимы, особенно в имперские периоды, серьезно блокировали реализацию провозглашенных в Декларации 1789 года гражданских прав и свобод, их общее развитие было поступательным. Главными вехами на этом пути были законодательные акты III Республики о свободе слова и печати, свободе объединений, о введении всеобщего и равного избирательного права. IV Республика, несмотря на провозглашенную в ее Конституции приверженность принципам Декларации 1789 года, мало продвинулась в этом направлении, хотя объективные предпосылки для такого продвижения были. Так, в свое время разрабатывался уникальный по своей юридической и научной ценности документ, в котором в концентрированном виде излагался весь каталог прав и свобод, установленных за период с 1789 по 1946 год. Речь идет о проекте Конституции, одобренном Национальным учредительным собранием 19 апреля 1946 года, но не поддержанном французским народом на референдуме 5 мая 1946 года. Этот проект состоял из двух частей, одна из которых — ”О свободах” — объединяла все принципы 1789 года, дополненные и развитые в законодательстве III Республики, а другая — ”Социально-экономические права”— аккумулировала все прогрессивные достижения человечества за первую половину ХХ века.
Разграничение закрепленных в действующем французском законодательстве прав и свобод обычно проводится согласно следующей классификации: гражданские, политические и социально-профессиональные. В последнее десятилетие классификация прав и свобод становится гораздо более дробной. Так, профессор Ф. Люшер в число свобод, ныне подпадающих под конституционную защиту, включает следующие комплексные их блоки [13]. 1. Личные или индивидуальные свободы (право передвижения, выбора места жительства, неприкосновенность жилища и уважение интимной жизни, защита гражданства, имущества и полная возможность распоряжаться им по своему усмотрению); 2. Публичные свободы (свобода совести, вероисповедания, объединений, собраний, свобода получения образования и занятия предпринимательством или профессиональной деятельностью, свобода выражения мнений, прессы и использования аудиовизуальных средств информации). 3. Местные или территориальные свободы образует комплекс возрастающих по значению демократических начал в управлении местными коллективными, включая и основное право на суверенитет управления и выбор его форм, вытекающих из проводимой линии на децентрализацию власти и деконцентрацию полномочий. Основу же региональной политики составляют представительное правление, равенство всех проживающих в регионе граждан, целостность территории;
4. Право на равенство включает и общий по значению конституционный принцип равенства всех перед законом, и специфические виды равенства (равенство при найме на работу, занятии общественных должностей, перед налогообложением и выполнением гражданских повинностей; 5. Право на собственность охватывает как право частного владения, распоряжения и пользования, так и право участия граждан в управлении и контроле за общественной (коллективной) собственностью и сектором государственных имуществ; 6. Право на достоинство включает в себя защиту жизни и обеспечение личной безопасности граждан, свободное и беспрепятственное занятие трудовой и профессиональной деятельностью в условиях, гарантирующих творческую индивидуальность; 7. Право на безопасность — это право на защиту со стороны правосудия, на материальную поддержку социально незащищенных и малоимущих граждан, на обеспеченность правовой защитой перед действием репрессивного аппарата (уголовно-процессуальные гарантии) и защиту граждан перед лицом государственной администрации; 8. Право на демократию предполагает соблюдение ключевых принципов правового государства, к числу которых относятся национальный суверенитет, разделение властей, всеобщие, прямые и тайные выборы, возможность сопротивления граждан любым формам тиранов и угнетения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|