Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие принципы пользования свободами.

 

В функциональном плане свободу следует понимать как право делать все, что не запрещает закон, но положения которого находятся в соответствии с Конституцией. По общему правилу, закон должен вмешиваться в отношения людей лишь в той степени, в какой это необходимо для охраны существующего порядка. Из Декларации 1789 года с учетом трактовки ее принципов в Конституции 1958 года вырисовывается главная идея: свободная деятельность человека есть его естественное право. Поэтому не возникает и надобности в перечислении дозволений: все, что не запрещено законом, разрешено; напротив, существует необходимость в определении запретов, разумеется, с учетом того, что закреплено в Конституции.

Какими же содержательными характеристиками во французской правовой доктрине обладает свобода, если ее рассматривать как право? Исходя из конституционного значения принципов, институтов и гарантий, признанных Конституцией 1958 года, в законодательном порядке обеспечивается социально-правовой статус гражданина: определяются правила и условия наследования, брачно-семейного режима, социального страхования и обеспечения. Они имеют основополагающее значение для стабильности жизни, и законодатель не вправе произвольно отменить или ограничить действие этих социальных институтов. Тем не менее, законодатель, независимо от его принадлежности к правому или левому политическому крылу, подчас склоняется к тому, чтобы относить к свободе то, что таковой не является на деле. Так, закон от 29 июля 1982 года провозглашает, что аудиовизуальное вещание свободно (ст. 1) и что граждане имеют право на свободную и плюралистическую информации., передаваемую службами аудиовизуальной коммуникации (ст. 2). Закон от 30 сентября 1986 года устанавливает, что создание и эксплуатация телекоммуникационных устройств и пользование телекоммуникационными службами осуществляются свободно (ст. 1), но при этом предприятия аудиовизуального вещания, не принадлежащие государству, подчиняются режиму предварительных разрешений. Таким образом, то, что законодатель именует свободой, по существу является отменой государственной монополии, т.е. предоставлением определенному кругу лиц возможности заниматься деятельностью, которую раньше осуществляли государственные службы.

Основной конституционной гарантией для пользования правами и свободами служит право собственности, понимаемое и как право владения, распоряжения и отчуждения ее частей по воле владельца. Это право нашло свое последовательное выражение и детализированное закрепление в нормах наполеоновского Гражданского кодекса 1804 года. Приоритет, отданный индивидуалистической концепции прав собственности, в немалой мере способствовал расширительному толкованию всей суммы прав и свобод личности.

Другим важнейшим конституционным основанием для обеспечения прав и свобод является принцип совместимости всех свобод, неразрывного осуществления публичных, местных и личных свобод. Публичные свободы, установленные в абз. 2 ст. 34 Конституции Франции, а также свободы местных и территориальных коллективов, самостоятельность которых признается абз. 4 ст. 34 и абз. 2 ст. 72 Конституции служит таким же ”пьедесталом” как проявление личной свободы граждан, как и право владения и распоряжения собственностью.

Однако местные свободы могут существенно отличаться по объему и характеру пользования от того круга свобод, где пользователем прямо или косвенно выступает индивид. Носителем же прав, вытекающих из пользования местными свободами, как правило, выступает юридическое лицо, правами которого наделяется местный и территориальный коллектив. Разграничение по признаку индивидуального и коллективного пользования нельзя проводить между личными и публичными свободами, так как их непосредственным пользователем всегда будет индивид. Поэтому свободными являются не столько объединения, собрания граждан, культовые организации, сколько сами граждане, их составляющие. По своему выбору они располагают правом объединяться, проводить собрания, поклоняться тому или иному культу.

Следовательно, напрасно и даже бесполезно заниматься ограничением свободы каждой отдельной личности от публичных свобод. Но зато есть все основания дать юридическое определение индивидуальной свободы, чтобы уяснить меру ее защищенности судебной властью, и определение публичных свобод, чтобы определить, какими же гарантиями их должен обставить закон.

Факторами, подкрепляющими эффективную реализацию провозглашенных свобод, являются связанность государственного аппарата управления законом и ответственностью должностных лиц за неправомерные действия (превышение власти, злоупотребление служебным положением и т.д.). Уже в Декларации 1789 года (ст. 15) зафиксирован один из ключевых принципов демократического взаимодействия общества и государства — принцип подконтрольности аппарата государства, должностных лиц обществу, гражданам.

Во Франции местным коллективам и региональным учреждениям гарантируется свободное управление собственными ресурсами с учетом мнения граждан и ответственных за управление должностных лиц. Эти полномочия осуществляются местными выборными органами. В этой связи актуально звучит призыв бывшего французского президента: ” Важнейшая обязанность всех ответственных деятелей государственных коммунальных служб и социальных институтов — стремиться честно выяснить мнение тех, кто пользуется их услугами, причем делать это так, чтобы оставалось как можно меньше места для тайных политических замыслов и идеологического фанатизма и чтобы максимально учитывать высказанные мнения; даже больше — их обязанность — добиваться участия потребителей в самом управлении этими службами и этими системами.

Всем гражданам гарантируется беспрепятственное пользование публичными свободами, причем, если к корпусу государственных служащих применяются особые гарантии, то на всех трудящихся без исключения распространяется действие профсоюзного законодательства. Ограничения со стороны государства имеют смысл лишь постольку, поскольку этими ограничениями преследуется цель поставить преграды на пути к произвольному обращению с правами гражданина. Правовое государство видит свои задачи и свое предназначение в обеспечении всей суммы свобод для каждого конкретного гражданина. Всякое ограничение его всемогущества мыслимо лишь в пользу индивида, статус которого гарантируется Конституцией и законами даже в тот момент, когда гражданин противостоит самому государству.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...