Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие текста, его признаков




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра теории и методики начального и дошкольного образования

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

Специальность 031200 - Педагогика и методика начального образования

 

Выполнила: студентка 5 курса

Очного отделения

Горшкова Виктория Валерьевна

Научный руководитель:

Слонь Ольга Васильевна -

кандидат филологических наук, доцент

кафедры ТиМНиДО

 

Оренбург 2009г.


ПЛАН

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования текстовых умений на уроках русского языка в начальной школе

Понятие текста, его признаков

Виды текстов (по типу, по стилю, по жанру)

Особенности восприятия текста младшими школьниками

Глава 2. Методические основы формирования текстовых умений в 4 классе

Программные требования к текстовым умениям учащихся 4-го класса

Опыт учителей по формированию текстовых умений у учащихся 4-го класса на уроках русского языка

Организация работы по формированию текстовых умений учащихся 4-го класса

Заключение

Литература

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Особое внимание на уроках русского языка следует обращать на задания, направленные на развитие грамотной устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Это невозможно без систематического изучения текста в начальной школе и формирования у младших школьников текстовых умений.

Как показали исследования, качество речи школьников ухудшается. По мнению Ладыженской Т. А., главная причина этого - отсутствие разработанной на научной основе методики развития речи младших школьников. Чтобы создать высказывание, ученик должен владеть вполне определёнными умениями. Эти умения являются общими как для младших школьников, так и для взрослого человека. Поэтому в школе надо формировать одни и те же речевые умения во всех классах. Различным будет лишь речевой материал текста, стиль речи, жанр [11, с.267].

Работа по формированию текстовых умений учащихся начальной школы многогранна. Она включает в себя работу над сочинениями, изложениями различных видов.

Цель нашей работы: рассмотреть современные подходы к изучению текста на уроках русского языка в начальных классах.

В своей курсовой работе мы ставим следующие задачи:

1. изучить лингвистическую и методическую литературу по проблеме формирования текстовых умений младших школьников на уроках русского языка;

2. проанализировать требования программ начальной школы к текстовым умениям младших школьников;

.   описать опыт работы учителей начальных классов по формированию текстовых умений учащихся;

.   разработать комплекс упражнений, направленный на формирование текстовых умений на уроках русского языка в 4 классе.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

текстовый умение школьник учитель

Понятие текста, его признаков

 

Определение текста, выделение его основных признаков - довольно большая проблема в лингвистике; мнения ученых по этому вопросу сильно разнятся.

Над данной проблемой работают следующие ученые: Лосева Л.М., Нечаева О.Л., Одинцов В.В., Гальперин И.Р., и др.

Отечественными и зарубежными лингвистами предложен ряд определений текста.

Гальперин И.Р.: текст - это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку [7, с.10].

Лосева Л.М.: текст - это сообщение в письменной форме; текст характеризуется содержательной и структурной завершенностью, в тексте выражается отношение автора к сообщаемому (авторская установка) [9,с. 16].

Нечаева О. Л. определяет текст как основную единицу коммуникации, способ сохранения и передачи информации, форму существования культуры, определенной исторической эпохи, отражение психической жизни индивида и т.д. [15, с.17].

К признакам текста по Нечаевой относятся:

1) коммуникативная целеустановка. У разных текстов она различная, например, любой политический текст имеет коммуникативную целеустановку на воздействие и убеждение, объектом которого являются самые широкие слои населения. Порождение текста и его функционирование прагматически ориентированы, т.е. текст создается при возникновении определенной целеустановки и функционирует в определенных коммуникативных условиях.

2) предмет (содержание) коммуникации;

)   признаки ситуации, в пределах которой осуществляется коммуникация;

)   социальная характеристика участников коммуникации.

Также к признакам текста многие ученые относят членимость, смысловую целостность и связность.

Совокупность этих признаков и создает систему речевых ситуаций, а тип речевой ситуации определяет конкретную модель коммуникации (сообщения). В рамках каждого типа речевой ситуации формируются достаточно стандартные формы реализации их в тексте. Рождается стереотипичность речевого поведения, которая отражается на нормах (жестких или менее жестких, свободных) речевой организации текста. Текст соответственно приобретает ту форму, которая помогает ему выполнить данную коммуникативную задачу. При этом чем более стандартен текст, тем ярче выявляются его признаки, тем более предсказуема оказывается его форма. [15, с.35].

Ладыженская Т. А. выделяет следующие признаки текста [11, с.45]:

1. Членимость текста − обязательный его признак, так как текст состоит из двух и более предложений.

2. Смысловая цельность − заключается в том, что все предложения соотносятся с единой темой и подчинены доказательству какой-либо основной мысли. заглавие текста является как бы свёрнутым текстом и именно в нём отражается тема, чаще основная мысль.

Обычно текст имеет свою композицию.

В тексте выделяют такие части:

1. Начало (вступление).

2. Основная часть.

.   Концовка.

Завершающая часть текста должна выполнять функцию вывода и соответствовать теме.

Таким образом, говоря о смысловой цельности текста, имеем в виду единство темы и основной мысли, композицию (начало, основную часть, концовку) и завершенность текста.

. Связность. Виды связи:

Цепная связь, при которой каждое последующее предложение продолжает мысль предыдущего. Языковыми средствами связи являются местоимения, синонимы, повторы. Цепная связь встречается в текстах повествовательного характера.

Параллельная связь, при этой связи все предложения подчинены одному, содержащему в какой-то степени основную мысль.

Параллельная связь встречается в текстах описания.

Таким образом, текст должен иметь свою композиционную форму и соответствовать правилам построения.

Следовательно, цель, намерение (авторская интенция) определяют тип изложения в тексте, несущем определенную информацию, а тип текста - функционально-смысловой тип речи, т. е. речевую форму.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...