Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт учителей по формированию текстовых умений учащихся 4-го класса на уроках русского языка




 

Умение работать с текстом - важное общеучебное умение, характеризующее не только уровень функциональной грамотности, но и культуры человека вообще.

Учителя начальных классов формируют текстовые умения своих учащихся с помощью проведения таких видов работы как сочинение и изложение.

Сочинение - это упражнение о самостоятельном, связном выражение мысли на заданную (или избранную) тему в письменной форме.

Изложение - творческая работа, заключающаяся в устном или письменном пересказе прослушанного и проанализированного текста.

Для того, чтобы показать, как учителя начальных классов формируют и развивают текстовые умения своих учеников мы приведем несколько конспектов уроков.

Негорожина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МОУ "Ягринская гимназия", г. Северодвинск о работе по развитию речи и текстовых умений пишет:

«Уроки развития речи в начальной школе всегда оказываются трудными для учителя и неинтересными для учеников. Почему? Согласно общепринятым установкам сначала разрабатывают план будущей работы, затем ученики пишут изложение или сочинение и сдают на проверку учителю. Проверив работы, учитель выставляет оценки и в качестве образца зачитывает лучшие работы всему классу. При этом другие ученики оказываются обойденными. Используя приемы и стратегии развития критического мышления через чтение и письмо, я помогаю ученикам почувствовать себя писателями.»

Такой вид работы Негорожина Н. А. называет направляющим изложением.

Приведем конспект ее урока.

Тема урока:Изложение по самостоятельно составленному плану.

Цели урока:

· познакомить с содержанием текста;

·   учить работать с текстом;

·   учить самостоятельно составлять план текста;

·   развивать умения рассуждать, высказывать свои предложения, аргументировать свой ответ, выслушивать своего товарища.

Ход урока:

I Оргмомент.

II Чтение и анализ текста.

Алешина яблоня.

Перед самой войной посадил Алеша яблоню. С фронта он не вернулся. Погиб в боях за город Будапешт. А яблоня жила. Каждый год на ней созревали вкусные сладкие плоды. Мать Алеши - Марфа щедро угощала всех яблоками.

Но выдалась лютая зима. Морозы сожгли яблоню. Долго не решалась Марфа срубить сухое дерево. Однажды весной она попросила соседа спилить яблоню. Он спилил, но на том же месте посадил новую.

Как была обрадована бабушка Марфа, когда увидела молодую яблоньку!

. Предположения по заголовку.

Ученикам предлагается прочитать часть заголовка: “яблоня”. Ответьте на вопрос: “О чем может быть текст?”.

Прочитайте теперь название текста. О чем будет текст?

. Работа со вступлением.

Перед самой войной посадил Алеша яблоню.

Что узнали из предложения?

А что могло быть дальше с Алешей?

Что могло произойти на фронте?

С фронта он не вернулся. Погиб в боях за город Будапешт.

Что могло произойти с яблоней?

А яблоня жила. Каждый год наней созревали вкусные сладкие плоды. Мать Алеши - Марфа щедро угощала всех яблоками.

Что узнали о жизни яблони?

Обсудите в парах: “Какова главная мысль вступления?”. Самостоятельно озаглавьте вступление.

Обсудите свои заголовки в четверках, если есть необходимость, исправьте свои записи.

. Осмысление основной части.

− Что стало с яблоней дальше?

С каких слов может быть начата основная часть?

Но выдалась лютая зима. Морозы сожгли яблоню.

Что значить “лютая зима”? Как сказать иначе “морозы сожгли яблоню”?

Как вы думаете, что теперь будет с яблоней? Как поступит Марфа?

Долго не решалась Марфа срубить сухое дерево.

Почему Марфа долго не решалась срубить яблоню?

О чем говорит слово “долго”?

Однажды весной она попросила соседа спилить яблоню. Он спилил, но на том же месте посадил новую.

- Смогла ли Марфа срубить яблоню? Почему?

Как бы поступили вы в этой ситуации?

Почему сосед спилил яблоню и посадил новую?

Каким вы представляете соседа?

. Работа с заключением.

- Как бы вы закончили этот текст?

Как была обрадована бабушка Марфа, когда увидела молодую яблоньку!

Почему так радовалась Марфа молодой яблоне?

Целостное восприятие текста (дети читают текст самостоятельно).

. Составление опоры с использованием “Пирамидной истории”.

На доске дана схема пирамиды:

 

 

Заполним пирамиду по следующим пунктам:

· Имя героя, посадившего яблоню.

·         Два слова, говорящие о судьбе героя.

·         Три слова, рассказывающие о судьбе яблони.

·         Четыре слова, рассказывающие о переменах в жизни яблони.

·         Пять слов, раскрывающих решение проблемы.

·         Шесть слов, говорящих о чувствах и состоянии бабушки Марфы.

- Обдумайте текст в группах.

Затем прошли обсуждение вариантов, выборочное чтение ответов на вопросы, орфографическая подготовка, проговаривание текста в группах, письмо и двойная проверка [27].

Сырова Наталья Ивановна (учитель начальных классов из Иркутской области) предлагает конспект урока по сочинению-описанию на тему «Снег».

Тема. «Подготовка к сочинению-описанию по личным наблюдениям «Снег» [30].

Цели. Привлечь внимание детей к красоте зимних явлений; формировать умение строить речь в определенной композиционной форме.

Оборудование. Грамзаписи П.И. Чайковского «Декабрь», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»; проигрыватель; диапроектор; бумажные снежинки у детей и на доске; рисунок Снежной Королевы; Толковый словарь Г. Леоновича; Орфографический словарь П.И. Грушникова; слайды с репродукциями картин Б. Кустодиева «Масленица», В. Кандинского «Зимний пейзаж», Ф. Васильева «Оттепель», Н. Рериха «Канченджэнга», А. Пластова «Первый снег».

Ход урока.. Организационный момент. Вводная беседа

− Снежная Королева приглашает нас в один из уголков своего волшебного царства литературы.

Звучит грамзапись пьесы П.И. Чайковского «Декабрь».

О зиме можно рассказать не только словами. Художники заменили слова красками. Фотографы сделали прекрасные фотографии. Композиторы написали музыку. Картины, фотографии, музыка - все это может создать зимнее настроение. А мы попытаемся передать зимнее настроение с помощью «зимних» или «белых» слов. Какое же слово главное, с чего начинается зима?

 

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Покружились звездочки

В воздухе немножко,

Сели и растаяли

На моей ладошке.

 

Дети. Снег.. Сообщение темы урока

− Да, это все о нем, о снеге. Именно ему будет посвящен наш урок.. Работа по теме урока

В народном творчестве многих стран - в песнях, сказках - снег служит символом всего мягкого, пушистого, нежного.

− Давайте подберем звуки к снегу.

− А музыкальный характер - это танец, песня или марш?

− А какой танец?

− Сейчас вы послушаете «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», который написал Петр Ильич Чайковский. Слушайте и представляйте, как идет снег. В музыке будет слышно, как снег то спокойно танцует, то, переливаясь, кружится при дуновении ветра.

Какое настроение у вас после прослушивания музыки? Как падал снег?

Далее учитель демонстрирует репродукции различных картин с зимними пейзажами, дети говорят, с помощью каких цветов изображен снег.. Словарная работа

− Какие прилагательные можно подобрать для описания снега?

Много мы узнали, вспомнили о снеге. А теперь мне бы хотелось узнать, какое настроение у вас создает снег?

Итак, снег бывает разный, и настроение у разных людей он может вызвать разное.

Попробуйте про снег рассказать так, чтобы слушатели угадали, какое настроение он у вас вызывает. Чтобы более стройно, логично, красиво организовать ваши мысли, пользуйтесь планом, по которому будете писать сочинение.

На доске:. Вступление

«Здравствуй, гостья-зима!». Основная часть

«Снег да снег кругом...»

Снежное покрывало

Снег: цвет, запах, характер.. Заключительная часть

Чем хорош снег?

Выслушиваются 4-5 рассказов учащихся.. Написание сочинения

Дронина Елена Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №74 Заельцовского района предлагает конспект 2-х уроков, тема которых - сочинение по картине. На первом уроке анализируется картина:

Скажите, какое время года изображено?

Но не только весной деревья бывают без листьев, солнышко светит в любое время года, а радостное настроение мы испытываем и при виде первого снега. Почему же мы говорим именно о весне?

Как бы вы назвали картину?

Левитан назвал свою картину «Весна. Большая вода».

Давайте подумаем, почему он назвал ее именно так, а не «Весна. Наводнение»?

Как вы думаете, что за строения оказались в воде? Почему только они? Очевидно, люди неправильно их построили - слишком близко к воде? Это, наверное, бани. Их строят близко к реке. Их затопляет только тогда, когда река разливается очень широко.

Народное выражение большая вода и означает широкий разлив, большое половодье. Красивое название, теперь редко употребляемое. Как хорошо, что оно сохранилось в названии этой картины. Ребята, скажите, вам хотелось бы сейчас оказаться в том месте, какое нам показал художник? Почему?

Скажите, почему вы почувствовали все это? Какого цвета в картине больше всего?

А как еще можно понять, что день солнечный, ведь самого солнышка здесь нет?

Давайте внимательно посмотрим на березки, на их стволы. Какие они?

Посмотрите на рощу в центре, на переднем плане. Какие цвета вы здесь видите, о чем говорит это разноцветье?

А как художник изобразил ту рощицу, что слева на берегу? Какие чувства она вызывает?

Почему среди молодых березок художник изобразил старое дерево (слайд №20)? О чем, по-вашему, может старое дерево говорить березкам?

А что за лодка на первом плане (слайд № 21)? Кто в ней приехал?

Что в момент написания картины испытывает художник?

Как вы думаете, нравится автору картины то, что он нарисовал?

Да, действительно, картина наполнена солнцем, светом и теплом, радостным весенним настроением.

Трогательные тонкие деревья отражаются в воде и от того кажутся длинными-длинными... Ещё холодно, хотя небо уже по-весеннему поголубело…Совсем скоро вода сойдёт, покажется мокрая земля, вот-вот распустятся набухшие почки и появится первая изумрудная зелень.

Художник выбрал ничем не примечательный, но очень характерный для русского пейзажа уголок природы во время весеннего разлива. Река вышла из берегов и затопила прибрежный лес.

Картина написана сочными мазками, ярко, празднично. Сочетание желтого и оранжевого цвета в изображении берегов и деревьев, ярко-голубого неба и воды, в которой отражаются деревья, а также контраст теплых и холодных красок придают пейзажу свежесть, вызывают восхищение у того, кто смотрит на картину.

Вертикальная композиция картины подчеркивает величие, красоту родной природы.

Мы приведем конспект 2-го урока.

Тема уроков:Работа по картине И. И. Левитана «Большая вода»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...