Организация работы по формированию текстовых умений учащихся 4-го класса
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Формирование текстовых умений учащихся начальных классов на уроках русского языка осуществляется при помощи таких видов работ по развитию речи как сочинение и изложение. В предыдущем параграфе мы привели конспект урока направляющего изложения учителя начальных классов Негорожиной Н. А. Вот что она пишет об этом методе организации работы над изложением. При подготовке к уроку по развитию речи, где использована стратегия “Направляемое изложение” необходимо проводить большую подготовительную работу учителю (подобрать текст, разбить его на смысловые части, подобрать к каждой части вопросы). Но надо помнить, что не всегда подготовленные вопросы будут использованы, возможно, что ход урока определят сами ученики, учителю надо быть готовым к импровизации. Перед тем, как начать такой урок, необходимо вспомнить правила работы в группах. В ходе работы ребята внимательно слушают текст, ожидая подтверждения своих версий. Прочитав до первой остановки, задаю вопросы. В дальнейшем беседа проводится по схеме: вопрос учителя - обсуждение в парах - запись в черновике - обсуждение в группе. Учитель не должен выписывать на доске какое-либо из условных названий абзаца, потому что в таком случае учащиеся будут считать план на доске образцом. После первичного обсуждения дети знакомятся с ним самостоятельно. Ученики переписывают планы начисто (каждый - свой вариант, внося в него коррективы, если необходимо). Закончить изложение Негорожина Н. А. рекомендует письменным рассуждением. В данном случае “Почему Марфа радовалась появлению молодой яблони?” Опираясь на записи в черновике, ученики пишут изложение с элементами сочинения.
Используемая стратегия Ровена Вагнера “Пирамидная история” помогает сделать процесс письма интересным занятием. Предлагаемая стратегия имеет три этапа: 1. Коллективное заполнение пирамиды. 2. Индивидуальное выражение учащимися своих идей. . Коллективное обсуждение написанного текста. До начала работы готовится схема пирамиды. Далее учитель поясняет, что сегодня ученики будут настоящими писателями, авторами своих собственных историй. А для того, чтобы написать такую историю, им нужно будет сообща заполнить предложенную на доске схему. После заполнения таблицы ученикам предлагается сочинить историю или воспроизвести текст по ключевым словам. В процессе создания текста ученики могут менять формы слов, образовывать новые части речи. Главное - придерживаться основных значений слов. Ученики сочиняют в течение 10-15 минут (устно или делают краткие записи), а затем готовят презентацию своего рассказа. После презентации вместе анализируют тексты. Данная методика помогает преодолеть ряд трудностей, которые возникают в процессе уроков развития речи. Во-первых, каждый ученик оказывается задействованным в работе: для одного эта пирамида - опора, для другого - возможность выразить все свои мысли, не затрачивая время на установление фактов. Во-вторых, все будут мыслить в меру своих возможностей: кто-то напишет красочный рассказ с элементами сочинения, а кто-то всего несколько предложений, но и те и другие стараются выразить свое отношение к проблеме. В. П. Лозовская считает, что работа над связной речью учащихся -наиболее сложная сторона речевого развития. А чтобы развить связную речь необходимо развивать текстовые умения младших школьников, обучать их грамотному составлению текста на определенную тему. Она считает, что Картина может служить одним из эффективных средств развития речи учащихся и формирования у них коммуникативно_речевых умений. Она активизирует мысль детей, развивает внимание и наблюдательность, обогащает их знания об окружающей действительности, помогает развитию мышления, воображения, эстетического вкуса. Одну и ту же картину В. П Лозовская предлагает использовать для написания сочинений во всех
В своей курсовой работе мы хотим предложить упражнения для младших школьников на развитие текстовых умений. 1. Анализ исходного текста: · определи тему и основную мысль текста, · озаглавь текст, · определите, из скольких предложений состоит текст, соответствуют ли они заглавию. 2. Упражнения с элементами творчества: · прочитайте текст, найдите в нём лишние слова, · включите в данный текст недостающие предложения, · сделайте текст более эмоциональным и выразительным. Так же мы предлагаем конспекты уроков развития речи, которые наглядно показывают, как можно использовать на практике различные задания и упражнения для развития текстовых умений учащихся 4-го класса. Тема: подробное изложение. Цель урока: 1. Закрепить понятия подробное изложение текста. 2. Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста. Отважный пингвинёнок. Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы. Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море. Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море. Предварительная работа: Образовать множественное число от существительного птенец. Составить предложения с глаголами купаться - купаются; бросаться - бросаются. Объяснить значение слова «вскарабкаться». I. Оргмомент. II. Вступительная беседа. Что значит подробно пересказать текст?
В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут? III Чтение текста. IV Анализ текста. · О чем говорится в тексте (его тема)? · Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства? · Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите. · От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? · Опишите внешний вид пингвиненка. · Как вы понимаете выражение голый пингвиненок? · Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка? · Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени. · При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования. · Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему…) · Подберите синонимы к слову пингвиненок. · Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? V Работа над планом. VI Повторное чтение текста. VII Написание изложения. Тема: сочинение по картине. Цель урока: написать сочинение на основе произведений живописи. Задачи: . формировать умения выражать чувства при составлении текста на основе картины “Три богатыря “; совершенствовать навыки письменной речи; обогащение словарного запаса. . развивать у детей любовь к искусству; развивать творческие способности и воображение; развивать речь учащихся. . воспитывать интерес к живописи; воспитывать чувства патриотизма. Ход урока: I Оргмомент II Подготовка к восприятию речи. В. М. Васнецов - художник XIX века, прославивший русскую школу живописи. Картину богатыря” Васнецов писал 20 лет. Прежде чем начать, художник перечитал много сказок, слушал рассказы предков, фольклор. Своей работой художник хотел вызвать у народа чувство патриотизма, дома, защиты Родины. “Три богатыря” находится в Третьяковской галерее в Москве.
III Анализ первичного восприятия. · понравилась ли вам эта картина? · какие чувства при просмотре картины посетили вас? · что именно понравилось? · что изображено на картине? · а кто такие богатыри? Посмотрите как пишется слово” богатырь”. Запишите в своих тетрадях. А, что такое былины? А теперь посмотрите как пишется былина. IV Этап языковой подготовки Давайте вспомним, какие словосочетания МЫ использовали с вами во время анализа картины. в) характеристика героев: Ребята, посмотрите внимательно на каждого из богатырей по отдельности и опишем их. Начнём с самого центрального героя - Это... (Илья Муромец). Он находится в центре - значит он… Посмотрите на его лицо, что вы можете сказать? Можно, глядя на Илью Муромца, сказать, что он мудрый или нет? Молодцы, увидели его пристальный взгляд со скромным равнодушным опенком. А сейчас прочитайте из былины четверостишие о Илье Муромце и выпишите яркие описания его внешности А теперь давайте охарактеризуем Алёшу Поповича. Он весел и лукав, способен развеселить песней и выпустить свои стрелы - это говорит о изменчивости его характера, вспыльчивости. Взгляд действительно устремлён в даль, но он с какой-то усмешкой и безбоязливостью. Что вы можете сказать о Добрыне Никитиче? Действительно, он не как все, т. к. принадлежит к очень богатому роду. Поэтому у него белый конь в дорогих доспехах и красный шлем на голове. Видно, что он нетерпелив и готов ринуться в бой сию минуту. Мы рассказали о каждом по отдельности, а теперь скажите, что их объединяет? Что можно сказать об их взорах? А как вы думаете, почему Васнецов изобразил тёмный фон картины, а не яркий, радостный? Составление плана. V Написание сочинения. Тема: Сочинение «Весна идет». Задачи урока: · Обобщить знания обучающихся о приметах и красках весны. · Совершенствовать умение строить текст, развивать наблюдательность и творческое мышление, обогатить словарный запас обучающихся, развивать устную и письменную речь. · Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру. Ход урока I. Оргмомент (на фоне мелодии "Одинокий пастух" проговаривается текст). У: В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце у себя. Закройте глаза. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствует, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце! Оно несет тепло всем, всем! (во время релаксации к доске крепится солнце).
У: Открываем глаза. Вы чувствуете, как теплее и светлее стало в классе? Что нового появилось? (солнце)
Если все вокруг проснулось, И друг другу улыбнулось, Ручейки звенят вокруг: "Пробудись скорее, друг!" Светит солнышко в глаза, Значит, к нам пришла…
У: Весна - прекрасное время года. Новые звуки, краски, запахи дарит нам она. Приход весны вдохновлял художников, поэтов, композиторов. Сколько замечательных произведений посвятили они этому удивительному времени года!. Постановка цели урока. У: Сегодня на уроке мы создадим свое уникальное произведение - рукописную книгу. А кто мне подскажет, что такое - рукописная книга? У: Книга будет состоять из ваших рукописей - сочинений. Как вы думаете, о чем мы будем писать? У: (Демонстрация обложки). Книгу мы так и назовем "Весна идет", и тема сочинения - "Весна идет". (Запись темы на доске и на листках) У: А как мы замечаем приход весны? Давайте послушаем весенние звуки, они подскажут, что же изменилось в природе (прослушивание звуков весеннего леса).. Подготовительный этап. У: Мы создали весеннюю полянку. Теперь нам нужно ее описать. Какой тип текста мы будем использовать? У: А какая часть речи делает текст более ярким, выразительным? У: Вспомните, из каких частей обычно состоит текст? IV Составление плана V Написание сочинения Тема: Изложение с языковым анализом по тексту К. Г. Паустовского «Первый снег». Задачи: · закрепить понятие “изложение с языковым анализом”; · показать систему языковых средств, использованных в тексте; · обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка; · содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся; · помочь понять учащимся идею, композицию, детали, связи и зависимости текста; · развивать творческие возможности учащихся; · научить понимать и ценить красоту русского языка. На доске записан план текста. I. Оргмомент II. Вступительная беседа. III. Чтение текста учителем. Первый снег. Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот. Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло. Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал: Первый снег очень к лицу земле. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. IV. Беседа по тексту. Понравился ли вам рассказ? Почему? Что вы мысленно увидели, когда слушали рассказ? Определите тип речи и стиль этого текста. Назовите тему текста, о чем он? V. Составление плана. VI. Языковой анализ текста. − Текст начинается со слова “однажды”. Такое начало характерно для повествовательного типа речи. Слова “однажды”, “как-то раз”, “когда-то”, “некогда” удобны, чтобы начать сообщение о каком-либо случае, событии, происшествии. Выбор автором такого начала вполне закономерен, потому что он пишет рассказ, то есть литературно-художественное повествование. − В первом предложении он указывает, при каких обстоятельствах и с кем произошло событие, о котором будет рассказано. На слова “странное (ощущение)”, “оглох (во сне)” падает логическое ударение. Эти слова автор использовал для того, чтобы подготовить нас к рассказу о переходе осени в зиму, о первом снеге. − Какие слова в первом абзаце употреблены в переносном значении? Что достигается употреблением этих слов в переносном значении? − Что нарушает эту тишину? − Это дополнение про кота неслучайно. Затихла природа не только за окном, тишина и в доме. Это посапывание кота подчеркивает тишину. Все спит. − А почему же сад был “шумливый”, “беспокойный”? − Подберите синонимы к словам “шумливый”, “беспокойный”. − Объясните постановку запятых в первом абзаце. − Прочитаем второй абзац. Подумайте, почему свет в нем назван “белым” и “ровным”? − Как автор избегает повторения слова “окно”? − Обратите внимание, во втором абзаце автор опять говорит о тишине. Какое слово указывает на тишину? − Почему вокруг луны переливался желтоватый круг? − Луна желтоватая, но не желтая. Этот суффикс -оват- указывает на неполноту признака, луна слегка желтая. − “Стояла одинокая луна”. Почему автор говорит, что луна одинокая? В прямом или переносном значении дано это слово? − В третьем предложении второго абзаца между двумя простыми предложениями стоит тире. Этот знак как бы указывает на две противоположные стороны от окна: одна сторона- это комната, где стоит автор; другая, противоположная, - это снежный сад. Два контраста: дом и улица, тепло и холод. И везде тишина. − Прочитайте четвертую часть текста. Определите главную мысль. − И опять встречается слово “необыкновенно”, в первом абзаце уже встречалось подобное выражение “необыкновенная тишина”. Автор говорит нам: “Это необычное явление, оно редкое, не пропустите его”. А теперь послушайте: “...за два коротких часа поля, леса, сады заворожила стужа”. Что значит “заворожила”? Подберите синонимы. − Как точно употребил автор слово “заворожила”, оно вбирает в себя значения всех перечисленных вами синонимов. В предложении “...за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа” имеется повтор слов, который передает удивление, недоумение автора: “Как за два часа земля могла так измениться?” − Ребята, с чем сравнивает автор снег? Почему? − И опять упоминается о тишине: “Потом снова все стихло”. Обратите внимание, сколько много глаголов в четвертой и пятой частях текста: я увидел, птица села, ветка закачалась, посыпался снег, птица поднялась, полетела, снег сыпался, все стихло. Даже если мы употребим только подлежащее и сказуемое, все равно будет понятно, что произошло за окном. Но чего не хватает получившемуся тексту без второстепенных слов? − Прочитайте последний абзац. Мы его назвали “Первый снег очень к лицу земле”. Это слова Рувима. Почему автору нужно было, чтобы Рувим проснулся и сказал эти слова, а сам автор разве не мог бы этого сказать? − Что говорится о земле, почему она сравнивается с застенчивой невестой? VII. Написание изложения. Итак, с помощью данных конспектов мы наглядно показали, как можно использовать задания и упражнения на развитие текстовых умений учащихся 4-го класса в практике работы учителя начальных классов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение ученика сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Умение составить грамотный, связный текст, подчиненный единой теме очень важный показатель развитости речи ученика начальных классов. В ходе написания курсовой работы мы убедились в важности формирования у младших школьников текстовых умений. Ведь умение анализировать готовый текст, создавать свой необходимо не только на уроках русского языка, не только на других уроках, но и в повседневном общении учащихся начальных классов с родителями, учителями, друзьями. Мы считаем особенно важным при формировании текстовых умений младших школьников приучение к использованию красивой, грамотной, литературной речи. А для этого необходима не только систематическая работа учителя, но его личный пример. При написании данной курсовой работы мы руководствовались поставленными задачами. В ходе написания данной курсовой работы мы проанализировали лингвистическую и методическую литературу по рассматриваемой проблеме, рассмотрели конспекты уроков развития речи учителей начальных классов, разработали и предложили свои конспекты уроков по развитию речи и текстовых умений учащихся 4-го класса.
ЛИТЕРАТУРА 1. Анализ художественного текста. Вып. 1. М.,1979г.(гл. ред. Н.М.Шанский) 2. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001. 3. Анищенко О.А. «Богослов прикажи, философ распорядись, а ритор на посылочках»// Русская речь. 1997. №3. С. 66. 4. Бацевич Ф.С. Референтная отнесенность имен субъектов и специфика проявления глагольного действия// Филологические науки. 1990. №5. 5. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма 6. в процессе обучения детей. . Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. русский язык и культура . речи: Учебное пособие для вузов, - Ростов - на - Дону, 2001. 9. Гальперин И.Р. Сменность контекстно-вариативных форм членения текста// Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. М., 1982; 10. Золотова Г.А. Роль ремы в организации и типологии текста// Синтаксис текста. М., 1979. С. 113-133. . Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980; 12. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: 2000. 13. Методика развития речи на уроках русского языка под ред. Ладыженской Т. А. - М. просвещение . Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников. - Москва. - «Педагогика». - 1976г. . Музыка Л. А. Интерес к чтению: как его пробудить? // Начальная школа № 6. - 2007г. 16. Накорякова К.М. Редактирование материалов массовой информации. МГУ, 1982. С. 63. 17. Нечаева О.Л. Функционально-смысловые типы речи. Улан-Удэ, 1974; 18. Обучение и развитие (под ред. Занкова Л. В.). - Москва. - «Педагогика». - 1975г. 19. Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 - 1998г. 20. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980; . Романовская З. И. Чтение и развитие младших школьников. - Москва. - «Педагогика». - 1982г. 22. Русский язык и культура речи. - под ред. Черняк В.Д., Высшая школа (Москва). - 2004г. . Сидорова М. Ю., Савельев В. С. Русский язык и культура речи. - М.: Проспект. - 2008г. . Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. № 1 - 1994г. . Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет // Русский язык в школе. № 5 - 1993г. . Художественная речь. Поспелов Г.Н. М., 1981г. 27. <http://nios.ru/documents/grant/dronina/urok.htm#УРОКИ_101-102_> . <http://www.vlivkor.com/2009/02/09/zvuki-vesny.html> . <http://festival.1september.ru/articles/104720/> . <http://www.prosv.ru/ebooks/Pleshakov_ShkolaRossii_ch1/3.html> . <http://www.school2100.ru> . <http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=11229> . http://festival.1september.ru/articles/213327/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|