4. Параметрические методы ценообразования
4. Параметрические методы ценообразования Фирмы часто испытывают необходимость в проектировании и освоении производства такой продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий. Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями. Анализ производственных затрат позволяет установить, что нормы расхода материальных ресурсов, как правило, изменяются при корректировке технико-экономических параметров. В связи я этим создается возможность распространить эту зависимость и на ценностные соотношения. Существует ряд методов установления цен на новую продукцию в зависимости от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра. Такие методы носят название нормативно-параметрических. К данной группе методов ценообразования можно отнести: 1) метод удельных показателей; 2) метод регрессионного анализа; 3) агрегатный метод; 4) балловый метод. Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующихся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной степени определяет общий уровень цены изделия. При данном методе первоначально рассчитывается удельная цена Ц’ по формуле: Ц’ = Цб / Nb, (14) где Цб — цена базисного изделия; Nb — величина параметра базисного изделия. Затем рассчитывается цена нового изделия Ц по формуле:
Ц = Ц’ x N, (15) где N — значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения. Этот метод можно применять для обоснования уровня и соотношения цен небольших параметрических групп продукции, имеющих несложную конструкцию и характеризующихся одним параметром. Он крайне несовершенен, поскольку игнорирует все другие потребительские свойства изделия, не учитывает альтернативные способы использования продукции, а также полностью игнорирует спрос и предложение. Агрегатный метод заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли. Методика определения скользящей цены. Продажа стандартного оборудования со склада обычно осуществляется по твердым ценам. Цена фиксируется в момент заключения контракта и в дальнейшем не подвергается изменению. При продаже сложного оборудования производственного назначения (котловые агрегаты, суда и т. д. ), требующих длительного срока изготовления, применяются скользящие цены. В этом случае цена, по которой покупатель расплачивается с продавцом, определяется в зависимости от изменений в издержках производства, произошедших за период изготовления оборудования. Порядок фиксации скользящих цен следующий. В своем предложении фирма указывает цену на дату предложения (базисная цена), а также порядок раскладки этой цены на составляющие ее элементы (затраты на материалы, рабочую силу и неизменную часть цены). В процессе переговоров между продавцом и покупателем уровень базисной цены, а также удельный вес в цене стоимости сырья и рабочей силы могут быть изменены против предложения. В контракте фиксируется: - базисная цена оборудования;
- зависимость изменения окончательной цены оборудования от изменения цен на материалы и заработной платы; - цены материалов и ставки заработной платы в момент заключения сделки; - период, в течение которого должно исчисляться скольжение по ценам, материалам и ставкам заработной платы, а также порядок определения этих величин для установленного периода скольжения; - источники, на основе которых выявляются изменения цен материалов и ставок заработной платы (статистические сборники, Интернет). Зависимость скользящей цены от изменения цен материалов и ставок заработной платы устанавливается в виде формулы:
Цо М1 ЗП1 Ц1 = ---- (а + в ----- + с -----), (16) 100 Мо ЗПо
где Ц1 - окончательная цена по расчету; Цо - договорная базисная цена, установленная на день заключения контракта; М1 - средняя арифметическая или средневзвешенная цена (или средняя индексов цен) на перечисленные в договоре сырье, материалы; Мо - цена (или индекс цен) на данные материалы в момент подписания контракта; ЗП1 - средняя арифметическая или средневзвешенная (или средняя индексов) заработная плата по определенным категориям работников включая отчисления на социальные нужды; Зпо - заработная плата или соответствующий индекс в отношении тех же категорий работников в момент подписания контракта; а + в + с = 100% - выражают установленное в контракте процентное соотношение отдельных элементов договорной цены, причем а - постоянная часть расходов; в - доля расходов на материалы и сырье; с - доля расходов на заработную плату (включая отчисления на социальные нужды). В последние годы скользящие цены применяются не только в машиностроении, но и для оценки изменения стоимости контрактов на объекты капитального строительства. Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений и определяется по формуле:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|