Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Функции цены. Тема 2. Ценовая политика. 3. Учетная. Цена - денежное выражение общественно признанных затрат труда и полезности товара




3. Функции цены

Сущность цены проявляется в их функциях. Функции цен обусловлены функциями денег, т. к. без денег нет цен, а деньги без цен не имеют экономического смысла. Выделяют следующие основные функции цены:

1. Измерительная. Цена - количество денег, уплачиваемое за единицу товара. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которые покупатель должен уплатить, а продавец получить за свой товар.

2. Сравнивая ценности различных товаров, их можно дифференцировать на дорогие и дешевые. Таким образом, цена выполняет соизмерительную функцию, с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров.

3. Учетная. Цена - денежное выражение общественно признанных затрат труда и полезности товара, т. е. в цене товара учитываются ОНЗТ. Для нормального развития экономики характерно соответствие суммы цен и суммы товарной массы. Нарушения этого соответствия приводят к нарушениям в процессе воспроизводства. К примеру, превышение суммы денежной над товарной массой вызывает инфляцию.

На практике с помощью учетной функции цены исчисляются все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: ВВП, объем производимой продукции отраслями и предприятиями и т. п. С помощью цены рассчитываются производительность труда, рентабельность товара и производства, фондоотдача и т. д.

4. Регулирующая. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение. Причем на рынке совершенной конкуренции равновесная цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил спроса и предложения. На рынке монополии производитель оказывает существенное влияние на формирование цены: а) в случае затоваривания монополист не будет снижать цену (как при совершенной конкуренции), а изменит предложение товара, сохранив прежнюю цену; б) в случае дефицита - он не увеличит предложение, а поднимет цену.

5. Стимулирующая. Стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению более экономных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов. Посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников производства. Через систему цен стимулируется увеличение объема производства, улучшение качественных параметров товара, обновление ассортимента, снижение нерациональных перевозок, эффективное использование транспортных средств и т. п. Положительная роль цены заключается в снижении себестоимости и, в результате, в увеличении прибыли. Обратное воздействие цены может ограничивать производство, увеличивать морально устаревшие товары, товары низкого качества.

6. Перераспределительная. Цена способствует перераспределению капитала, направляя его в наиболее эффективные и прибыльные отрасли. Основные направления перераспределения:

- между отраслями и комплексами отраслей (добывающая и обрабатывающая, промышленность и сельское хозяйство);

- между видами товаров и товарными группами (товары первой необходимости и предметы роскоши);

- между регионами (угледобывающие и нефтедобывающие);
- между группами населения.

 Перераспределительная функция сходна со стимулирующей,
но можно выделить различие. Стимулирующая функция поощряет дополнительные усилия предприятия на улучшение качества, объема производства и призвана учесть в цене товара интересы производителя и потребителя, т. е. стимулирующая функция цены действует на микроуровне. Перераспределительная функция связана с государственным воздействием на уровень и структуру цен, с действиями монополий и олигополии, т. е. эта функция работает на макроуровне.

7. Информационная. Цена информирует о предложении товара, его величине, о том, сколько продавец хочет получить за свой товар. Такая информация воздействует на состояние рынка и формирует позицию покупателя, определяя величину его спроса. Поскольку цена является носителем информации, она выступает инструментом анализа, прогнозирования и планирования всех показателей в денежном выражении. Цена занимает ключевое место в системе управления предприятием, регионом, национальной экономикой.

Все функции взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Проявляются они не только в системе цен, а также в отдельно взятой цене на конкретный товар.

Тема 2. Ценовая политика

1. Ценовая политика

2. Ценовая стратегия

1. Ценовая политика

Под политикой ценообразования понимаются общие принципы, которых ком­пания собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги. Под стратегией ценообразования соот­ветственно понимается набор методов, с помощьюкоторых этипринципы можно реализовать на практике.

Одним из вариантов политики цен является поддержание цен несколько ниже уровня основных конкурентов, чтобы обеспечить ускоренный рост продаж по сравнению с общим темпом расши­рения рынка. Соответствующая этой политике стратегия цено­образования будет определять набор процедур и мероприятий, с помощью которых такая политика будет проводиться на прак­тике.

Цели ценообразования увязывают с общими целями фирмы:

1) обеспечить плановую норму отдачи использованных фондов;

2) создание денежного запаса - если состояние сбыта продукции компании в опасности, то приток денег может быть важнее прибыли;

3) снижение конкуренции;

4) рост объёма продаж - долговременная конкурентная позиция требует отказаться от прибыли для того что бы увеличить объём продаж. Преимущества в цене могут сочетаться с другими конкурентными преимуществами в расчете получить большую долю на определённом рынке. Когда рынок завоеван, цена может подняться. Крайней мерой такой политики является «исключающее» ценообразование, когда компания устанавливает настолько низкие цены, что выводит из строя большую часть конкурентов;

5) завоевание престижа - многие покупатели связывают высокие цены с высоким качеством. В случае вывода на рынок нового товара можно использовать временно низкие цены, для того чтобы убедить значительную массу пользователей приобретать товары. При этом могут использоваться: 1) концепция престижных цен - основана на том, что потребители не приобретают товары по ценам, которые считаются слишком низкими, 2) ценовое лидерство – фирма рекламирует и продаёт ключевую продукцию из своего товарного ассортимента по цене ниже обычной, этим повышается интерес потребителя ко всей ассортиментной группе;

6) создание благоприятного климата в коллективе - внутреннее давление часто оказывает такое же влияние на установление окончательной цены, как и внешнее давление рынка: производственный отдел настаивает на высокой цене, отдел по сбыту – на низкой, а бухгалтерия – на обоснованной.

Общая политика ценообразования предполагает увязку цен с целевыми рынками фирмы, характером и структурой маркетинга и предусматривает скоординированную совокупность действий по определению кратко- и долгосрочных целей в политике ценообразования. При этом отдельные цены складываются в систему с учётом следующих факторов:

- реальные издержки и прибыль;

- ценность для потребителя;

- различия между сегментами;

- возможная реакция конкурентов и потребителей;

- спрос и предложение и их колебания по времени и территории;

- качество,  реклама;

- инфляция;

- товарооборот и оборачиваемость товара;

- скидки и надбавки;

- наличие товаров-субститутов;

- налоги;

- местонахождение торговой точки;

- виды рынка, статус страны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...