Создание специальных методов и средств обучения
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ» Курс, очное отделение профиль «Психология образования» 1. Предмет, объект, задачи специальной психологии. 2. Понятие «ребенок с особыми образовательными потребностями». 3. Основные направления специальной психологии. 4. Межпредметные связи специальной психологии с другими науками. 5. Влияние идей Л.С. Выготского на развитие специальной психологии. 6. Условия нормального развития ребенка (по Г.М. Дульневу, А.Р. Лурии). 7. Экзо- и эндогенные факторы возникновения отклонений в различные периоды развития. 8. Психосоциальные факторы возникновения отклонений в развитии. 9. Факторы, опосредующие влияние патогенного воздействия (возраст, локализация нарушения, степень поражения и др.). 10. Общие закономерности «нормального» и отклоняющегося развития. 11. Общие закономерности отклоняющегося развития. 12. Понятие «норма» в специальной психологии. 13. Понятие и критерии аномального развития (психического дизонтогенеза). 14. Психологические параметры дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому) 15. Возрастная обусловленность отклоняющегося развития (время и длительность воздействия патогенного фактора). 16. Клиническая классификация отклонений психического развития. 17. Типы психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому). 18. Цели, задачи и принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии 19. Методы психологического изучения детей с отклонениями в развитии. 20. Теории компенсации Л.С. Выготского и А. Адлера. 21. Понятие социальной адаптации детей и подростков с отклоняющимся развитием. 22. Содержание и формы коррекционно-развивающей работы психолога.
23. Понятия абилитации и реабилитации. 24. Понятие «умственная отсталость». Причины умственной отсталости. Формы умственной отсталости. 25. Особенности психического развития детей при олигофрении. А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер и др. о ведущем симптоме олигофрении. Структура психического недоразвития при олигофрении. 26. Классификация форм олигофрении по М.С. Певзнер: неосложненная, с нарушением нейродинамики, с нарушением анализаторов, с грубыми нарушениями личности, с психопатоподобной формой поведения. 27. Познавательная деятельность детей с нарушением интеллекта. Эмоционально-волевая сфера, личность и деятельность умственно отсталых детей. 28. Классификация ЗПР Лебединской К.С. Специфические закономерности и своеобразие психики детей с ЗПР. Структура дефекта при ЗПР. 29. Особенности психической сферы, личности и деятельности детей с ЗПР. 30. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха. 31. Особенности психического развития детей с нарушениями зрения. 32. Современные классификации речевых нарушений (клинико-педагогическая и психолого-педагогическая). Нарушения устной речи (расстройства фонационного оформления высказывания; нарушения структурно-семантического оформления высказывания). 33. Особенности психического развития детей с нарушениями речи. 34. Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 35. Особенности психического развития детей с аутизмом и аутистическими чертами личности. 36. Общие принципы организации учебно-воспитательного процесса для детей, имеющих отклонения психического развития. 37. Организация специализированной помощи детям с проблемами в развитии в России. 38. Принципы отбора детей в различные типы специальных учебно-воспитательных учреждений. 39. Психологические проблемы интегрированного обучения и интеграции человека с нарушениями психического развития в общество.
40. Задачи специального психологического сопровождения. 41. Психолого-медико-социальные центры (ПМСЦ): задачи и направления работы. 42. Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях: цели и задачи, организация деятельности. 43. Организация работы медико-психолого-педагогических комиссий. 44. Психологическая поддержка родителей и других родственников детей с отклонениями в развитии.
1.Предмет, объект, задачи специальной психологии. Специальная психология – область психологического знания об особых состояниях, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрастах под влиянием различных факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в процесс образования и дальнейшее профессиональное самоопределение. Объектами изучения и практики специальной психологии являются дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также люди старшего возраста, с особыми потребностями в образовании, обусловленными нарушением здоровья. Основные цели специального психологического сопровождения в системе образовании – выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития ребенка, имеющего психофизические недостатки, и его возможностями. Специальная психология содержит знания, которые могут служить методической базой для создания условий оптимальной социально-психологической адаптации и дальнейшего профессионального самоопределения выпускников специальных образовательных учреждений. Специальная психология как направление психологической науки и практики интенсивно развивается. Она находится на стыке гуманитарных, естественных наук и педагогики. Вместе с термином «специальная психология» в научный обиход вошло понятие «коррекционная (специальная) педагогика». 2.Понятие «ребенок с особыми образовательными потребностями». Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. Теперь общество берет на себя ответственность за обучение такого ребенка и разработку образовательных программ для него.
Время начала образования Нередко при обнаружении психологического или физического отклонения у ребенка все усилия взрослых направляются на медицинскую реабилитацию, а обучение откладывается на потом, однако это может негативно сказаться на формировании ребенка как социально полноценной личности. Содержание образования Необходимо вводить специальные разделы обучения, отсутствующие в программах нормально развивающихся детей. Например, занятия по бытовому самообслуживанию для незрячих или уроки развития зрительных навыков для глухих детей. Создание специальных методов и средств обучения Разработка обходных путей обучения с использованием специализированных методов и технических средств, например шрифта Брайля для незрячих детей или специальных слуховых аппаратов для детей с нарушенным слухом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|