Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание специальных методов и средств обучения




ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ»

Курс, очное отделение профиль «Психология образования»

1. Предмет, объект, задачи специальной психологии.

2. Понятие «ребенок с особыми образовательными потребностями».

3. Основные направления специальной психологии.

4. Межпредметные связи специальной психологии с другими науками.

5. Влияние идей Л.С. Выготского на развитие специальной психологии.

6. Условия нормального развития ребенка (по Г.М. Дульневу, А.Р. Лурии).

7. Экзо- и эндогенные факторы возникновения отклонений в различные периоды развития.

8. Психосоциальные факторы возникновения отклонений в развитии.

9. Факторы, опосредующие влияние патогенного воздействия (возраст, локализация нарушения, степень поражения и др.).

10. Общие закономерности «нормального» и отклоняющегося развития.

11. Общие закономерности отклоняющегося развития.

12. Понятие «норма» в специальной психологии.

13. Понятие и критерии аномального развития (психического дизонтогенеза).

14. Психологические параметры дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому)

15. Возрастная обусловленность отклоняющегося развития (время и длительность воздействия патогенного фактора).

16. Клиническая классификация отклонений психического развития.

17. Типы психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому).

18. Цели, задачи и принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии

19. Методы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.

20. Теории компенсации Л.С. Выготского и А. Адлера.

21. Понятие социальной адаптации детей и подростков с отклоняющимся развитием.

22. Содержание и формы коррекционно-развивающей работы психолога.

23. Понятия абилитации и реабилитации.

24. Понятие «умственная отсталость». Причины умственной отсталости. Формы умственной отсталости.

25. Особенности психического развития детей при олигофрении. А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер и др. о ведущем симптоме олигофрении. Структура психического недоразвития при олигофрении.

26. Классификация форм олигофрении по М.С. Певзнер: неосложненная, с нарушением нейродинамики, с нарушением анализаторов, с грубыми нарушениями личности, с психопатоподобной формой поведения.

27. Познавательная деятельность детей с нарушением интеллекта. Эмоционально-волевая сфера, личность и деятельность умственно отсталых детей.

28. Классификация ЗПР Лебединской К.С. Специфические закономерности и своеобразие психики детей с ЗПР. Структура дефекта при ЗПР.

29. Особенности психической сферы, личности и деятельности детей с ЗПР.

30. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха.

31. Особенности психического развития детей с нарушениями зрения.

32. Современные классификации речевых нарушений (клинико-педагогическая и психолого-педагогическая). Нарушения устной речи (расстройства фонационного оформления высказывания; нарушения структурно-семантического оформления высказывания).

33. Особенности психического развития детей с нарушениями речи.

34. Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

35. Особенности психического развития детей с аутизмом и аутистическими чертами личности.

36. Общие принципы организации учебно-воспитательного процесса для детей, имеющих отклонения психического развития.

37. Организация специализированной помощи детям с проблемами в развитии в России.

38. Принципы отбора детей в различные типы специальных учебно-воспитательных учреждений.

39. Психологические проблемы интегрированного обучения и интеграции человека с нарушениями психического развития в общество.

40. Задачи специального психологического сопровождения.

41. Психолого-медико-социальные центры (ПМСЦ): задачи и направления работы.

42. Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях: цели и задачи, организация деятельности.

43. Организация работы медико-психолого-педагогических комиссий.

44. Психологическая поддержка родителей и других родственников детей с отклонениями в развитии.

 

1.Предмет, объект, задачи специальной психологии.

Специальная психология – область психологического знания об особых состояниях, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрастах под влиянием различных факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в процесс образования и дальнейшее профессиональное самоопределение.

Объектами изучения и практики специальной психологии являются дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также люди старшего возраста, с особыми потребностями в образовании, обусловленными нарушением здоровья.

Основные цели специального психологического сопровождения в системе образовании – выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития ребенка, имеющего психофизические недостатки, и его возможностями. Специальная психология содержит знания, которые могут служить методической базой для создания условий оптимальной социально-психологической адаптации и дальнейшего профессионального самоопределения выпускников специальных образовательных учреждений.

Специальная психология как направление психологической науки и практики интенсивно развивается.

Она находится на стыке гуманитарных, естественных наук и педагогики. Вместе с термином «специальная психология» в научный обиход вошло понятие «коррекционная (специальная) педагогика».

2.Понятие «ребенок с особыми образовательными потребностями».

Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. Теперь общество берет на себя ответственность за обучение такого ребенка и разработку образовательных программ для него.

Время начала образования

Нередко при обнаружении психологического или физического отклонения у ребенка все усилия взрослых направляются на медицинскую реабилитацию, а обучение откладывается на потом, однако это может негативно сказаться на формировании ребенка как социально полноценной личности.

Содержание образования

Необходимо вводить специальные разделы обучения, отсутствующие в программах нормально развивающихся детей. Например, занятия по бытовому самообслуживанию для незрячих или уроки развития зрительных навыков для глухих детей.

Создание специальных методов и средств обучения

Разработка обходных путей обучения с использованием специализированных методов и технических средств, например шрифта Брайля для незрячих детей или специальных слуховых аппаратов для детей с нарушенным слухом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...