Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности мозговой организации




Блок программирования и контроля за протеканием психической деятельности (мотивационный)

· Может быть не сформирована учебная мотивация (гарм. Инфантилизм).

· Может быть дефицит регуляторных функций на стадии сличения - контроля за ошибками (церебро-органический генез).

· Дефицит контроля (требуется внешний контроль).

Операциональный блок

· Может быть первичная недостаточность корково-под корковых функций (мозаичность и порциальность нарушений).

Динамический блок

При соматогенных формах и нарушениях церебрально-органического генеза

· повышенная истощаемость

· неспецифическая слабость (частые головные боли, укачивание, потребность в сне)

· лабильность эмоций

· импульсивность эмоций

Обычно энергетический блок страдает первично.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Восприятие.

· Очень долго сохраняется эйдетическое восприятие.

· Может быть нарушена ориентация во времени (не умеют рассчитать время и распределить усилия).

· Может страдать фонематический слух.

Праксис. Любят мозайки, конструктор, качели, любят натуральные виды спорта.

Речь.

· Номинативная функция и смысловая сторона речи сохранны.

· Гамматические трудности (предлоги, окончания).

· Неярко выраженное сокращение активного и пассивного словаря.

Мышление.

· Может страдать вторично. Низкая рефлексия событий, особенно в отсутсвие их эмоциональной заряженности.

· Невербальное мышление лучше, чем вербальное.

Память.

· С трудом запоминают абстрактный материал – правила, таблица умножения, стихи.

· Непосредственная П. хуже, чем опосредованная. Возможна компенсация за счет опосредования.

Внимание. Дефицит внимания.

 

18.Цели, задачи и принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии

Основная цель психологического изучения семьи:

выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.

В качестве задач психологической диагностики семьи рассматриваются:

o определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;

 

 

o выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;

 

 

o определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;

 

 

o определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;

 

 

o определение путей гармонизации внутрисемейного климата;

 

 

o определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей.

 

Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.

Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии определяют основные положения, которыми должны руководствоваться специалисты при проведении психодиагностических мероприятий:

1. принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи.

В спектр диагностических мероприятий включаются все лица и факторы, влияющие на развитие ребенка.

 

2. принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку.

Исследовательская работа должна включать кроме диагностических и психокоррекционные, психотерапевтические аспекты.

 

3. принцип единства диагностики и коррекции.

В соответствии с этим принципом точное выявление причины нарушений предполагает и возможность ее максимально успешного исправления.

 

4. принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога.

Этот принцип предполагает создание между членами семьи и психологом необходимых доверительных отношений. Информация личного характера, которую сообщают психологу близкие ребенка, не может быть разглашена или использована против членов семьи и ребенка с отклонениями в развитии.

 

5. принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка.

Этот принцип позволяет определить причины, нарушающие гармоничное развитие ребенка, а также факторы, оказывающие деструктивное влияние на членов семьи и внутрисемейные отношения.

 

6. принцип изучения семьи и ее проблем на разных возрастных этапах жизни лица с психофизическими нарушениями (ребенка, подростка, молодого инвалида).

Наблюдение за развитием ребёнка на разных возрастных этапах.

 

7. принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, или лиц, их заменяющих.

Реализация этого принципа позволяет наметить пути коррекции негармоничных типов воспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить проявление личностных акцентуаций членов семьи в целом, гармонизировать атмосферу в семье и отношение ее здоровых членов к проблемному ребенку.

 

 

19.Методы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.

20. Теории компенсации Л.С. Выготского и А. Адлера.

Теории компенсации:
- по А. Адлеру;
- по Л.С. Выготскому. А. Адлер:
- компенсация — повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некоторый недостаток, реальный или мнимый;
- формирование личности происходит в основном в первые 5 лет жизни ребенка;
- человек — биологически не приспособленное существо с изначальным ощущением неполноценности, которое усиливается при наличии физического или сенсорного дефекта, являющегося стимулом к сверхкомпенсации;
- основной психологический закон превращения органической неполноценности: через субъективное чувство малоценности — в стремлении к компенсации и сверхкомпенсации, представляющих собой механизмы и средства нейтрализации и преодоления комплекса неполноценности.
Л.С. Выготский:
- компенсация — синтез биологического и социального факторов;
- включение аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность, создание активных и действенных форм детского опыта; понятие структуры дефекта: первичное нарушение влечет за 1 собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка; многие вторичные отклонения (при разной пер-
- личной причине проявляются в младенческом, раннем и дошкольном возрасте, носят, как правило, системный характер и меняют всю структуру психического развития ребенка; подчинение специального воспитания социальному, их взаинезависимость; включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества; "частные дефекты не делают еще носителя их дефективным"; компенсаторные возможности полностью раскрываются при условии осознания индивидом имеющегося дефекта, уровень компенсации определяется характером и степенью дефекта, резервными силами организма, а также социальными условиями

21.Понятие социальной адаптации детей и подростков с отклоняющимся развитием.

Адаптация (от лат. «приспособляю») — это приспо­собление строения и функций организма, его психоло­гических систем к условиям среды. Выделяют несколько форм адаптации: биологическую, сенсорную, психоло­гическую, социальную.

Человек, в отличие от животных, обладает способностью к произвольной психологической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности. Используются средства физической тренировки, закаливания организма.

^ Сенсорная адаптация. Это приспособление органов чувств к действующим на них раздражителям. Она дости­гается за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности как рецепторов, так и нервных цент­ров анализаторов. Играет важную роль в компенсации дефектов зрения, слуха,

^ Психологическая адаптация. Это приспособление чело­века как личности к существованию в обществе в соот­ветствии с социальными требованиями; внутреннее пси­хологическое равновесие в соответствии с собственны­ми потребностями, мотивами, интересами. Основные проявления психологической адаптации — адекватное вза­имодействие человека с окружающими и его активная продуктивная деятельность. Средствами ее достижения являются образование, воспитание, профессиональная подготовка.

Главным условием успешной социализации и соци­альной адаптации детей с отклоняющимся развитием является совершенствование системы их интеграции в общество. Такая система должна включать несколько под­систем (каждая подсистема имеет пути совершенствова­ния и требует специальных исследований): дефектоло­гии, управления и программно-методического обеспече­ния, воспитания и формирования социально мобильной личности, коррекционно-развивающего обучения, про­фориентации, трудоустройства, взаимосвязи школы, се­мьи и трудовых коллективов.

Адаптация и интеграция детей с отклонениями в раз­витии предполагает их право на образование, диагности­ку, охват специальным образованием в вариативных фор­мах, разработку соответствующих программ, методов, содержания работы, помощь семьям, дифференцирован­ное обучение.

Системой специального образования охвачена только часть нуждающихся детей. Почти не охвачены дети с неярко выраженными отклонениями, и неэффективна по­мощь детям с глубоким нарушением интеллекта.

22.Содержание и формы коррекционно-развивающей работы психолога.

Говоря о коррекционной работе психолога со школьником, психолог, по мнению Г.А. Цукерман, «... формирует не индивидуальные способности, а те интерпсихические пространства, проходя через которые ребенок становится способным к новым действиям». (Цит. по: Битянова М.Р., 2000). Иными словами, психолог создает или воссоздает условия, в которых новые возможности, искомые психологические навыки или процессы могут сформироваться и стать нужными ребенку, значимыми с точки зрения построения адекватных отношений с миром и другими людьми.

Условия коррекционной и развивающей работы не могут сводиться к тренингу, «дрессуре» определенных компонентов психического мира человека. Они должны включать в себя все необходимые элементы полноценной формирующей среды: эмоциональный, рефлексивный, мотивационный, смыслообразующий и т. д.

Условия, создаваемые в психокоррекционной и развивающей работе, – это условия формирования потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Выделяют два направления развивающей работы: 1) собственно развивающую, направленную на всех школьников, и 2) психокоррекционную, ориентированную на устранение проблем обучения и личностного развития, выявленных у конкретных учеников.

Разработка вопросов содержания и организации развивающей и психокоррекционной работы со школьниками осуществляется в рамках трех рабочих принципов.

1. Содержание развивающей и психокоррекционной работы прежде всего должно соответствовать тем компонентам психолого-педагогического статуса школьников, формирование и полноценное развитие которых на данном возрастном этапе наиболее актуально.

2. Содержание коррекционной работы прежде всего должно соответствовать тем компонентам психолого-педагогического статуса школьника, уровень развития и содержания которых не согласуется с психолого-педагогическими и возрастными требованиями.

3. Развивающая и психокоррекционная работа организуется прежде всего по итогам проведения психодиагностических минимумов.

Фронтальная форма работы

При фронтальной форме работы представленный комплекс коррек­ционно-развивающих упражнений может быть использован для целей стимулирования умственного развития детей. Они могут выполнятьфункцию «интеллектуальной разминки». Такая работа будет полезна всем учащимся, поскольку она направлена прежде всего на развитие, тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на отработку способов, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса.

Групповая форма работы

Многие психологи считают, что наиболее продуктивной является такая форма работы, когда учитель взаимодействует не с целым классом,а с отдельными его группами. Она особенно эффективна для проведения коррекционных занятий. В этом случае дети контактируют не только непосредственно с учителем, но и друг с другом. Это повышает интерес к занятиям, работа в такой ситуации приобретает активный характер.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...