Правила построения импровизации
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Импровизация как основная форма творческой активности Импровизация как творческий акт
Роль импровизации в современной музыке (и джазовой, и неджазовой) постоянно возрастает. Искусство музыкальной импровизации достигло в джазе невиданного ранее художественного качества. Актуальнейшей задачей стала проблема осмысления этого базисного элемента художественной системы джазовой музыки. С каждым годом в джазе все острее ощущается потребность в теории, объединяющей эстетические, психологические, музыкально-аналитические, семиотические, социальные, физиологические аспекты изучения спонтанных музыкальных актов (импровизаций). Современное музыкознание все более склонно рассматривать музыку как язык, а музицирование как акт коммуникации. Джазовая импровизация — разновидность коммуникативной ситуации (как акт исполнения и восприятия). Джазовая коммуникация строится по классической в теории информации шенноновской схеме: существует носитель информации (передатчик, импровизатор), получатель ее (приемник, слушатель) и передающий информацию канал связи, степень «шума» в котором (помехи, препятствующие восприятию) влияет на адекватность передачи информации (музыкального содержания). При идеальном случае джазовой коммуникации созданная импровизатором музыка должна без «потерь» во всех звеньях коммуникативной цепи постигаться слушателем; при этом коммуникативные, навыки («репертуары») импровизатора и слушателя должны идеальным образом совпасть. Изучение джазовой коммуникации — проблема междисциплинарная, лежащая на стыке музыкознания, семиотики, социолингвистики, теории информации и психологии. Рассмотрение этой проблемы требует введения в джазовое музыкознание ряда новых для него понятий, описывающих этапы и элементы джазовой коммуникации.
Рассмотрим первый этап джазовой коммуникации, относящийся к отправителю (импровизатору), — этап кодирования музыкальной информации, а точнее, один из механизмов порождения импровизируемого музыкального текста, существенно влияющий на превращение первичной творческой идеи в реальное музыкальное сообщение. Механизм этот порождается участием в творческом процессе целого ряда взаимосвязанных проявлений творческой способности импровизатора, лишь в совокупности и соотнесенности определяющих качество его музыкальной коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция импровизатора должна включать в себя прежде всего языковую компетенцию, т.е. владение языком того или иного стиля. Таким образом, языковая компетенция — это знание импровизатором норм языкового поведения и его эстетического воздействия.
Е. Барбан, исследователь и теоретик, предлагает следующую модель коммуникативной компетенции импровизатора, показывающую процесс превращения творческой идеи музыканта в музыкальное высказывание (Таблица 1. – см. приложение). Языковая компетенция определяет формальную возможность возникновения речевого высказывания в рамках определенного джазового музыкального языка. От эстетической и социальной компетенций зависит допустимость музыкального высказывания с точки зрения эстетических и стилистических норм, культурных традиций. Степень осуществимости импровизации зависит от психофизиологических и личностных способностей музыканта, его мастерства и технических возможностей инструмента. Таким образом, по мнению Е. Барабана, коммуникативная компетенция импровизатора есть механизм коррелирования и баланса музыкально-языковых, эстетических, социальных, психофизических и технических знаний, умений и навыков импровизатора, способствующий созданию музыкального высказывания, приемлемого для всех этих творческих способностей музыканта и на всех уровнях творческого процесса.
Музыкально-языковое поведение импровизатора в целом определяется и контролируется его коммуникативной компетенцией. Она через пять составляющих ее взаимосвязанных компетенций решающим образом влияет на специфику и качество формы и содержания музыкальной импровизации.
Правила построения импровизации
Джазовая импровизация должна интуитивно члениться музыкантом на относительно небольшие, но законченные музыкальные фразы и предложения, перспективное планирование построения которых было бы для него незатруднительно. Как правило, объем оперативной памяти импровизатора ограничивает длину таких фраз 7+2 тонами. Ограниченность объема оперативной памяти человека в среднем семью элементами структуры — явление отнюдь не музыкально-импровизационное, а универсальное, свойственное любого рода спонтанной активности человека (в частности, и построению предложения в речи. Ограниченность оперативной музыкальной памяти среднего импровизатора вызвала необходимость предварительного поэтапного планирования процесса импровизации. Импровизационное планирование — это процесс соотнесения эмоционально-экспрессивного значения, первичного чувственного импульса или некой творческой идеи) с определенным элементом кода и последующая интеграция таких элементов в «смысловую группу», которая, став частью высказывания импровизатора, обретает форму мотива, фразы, предложения или периода; интеграция которых происходит далее на более высоком структурном уровне импровизируемой композиции. Этап планирования не осознается импровизатором и практически сливается с актом музыкального воплощения, но, тем не менее, он выступает как предшествующий акту высказывания феномен сознания. Мгновенность прохождения этапа планирования музыкального высказывания обеспечивается тем, что опытный импровизатор в совершенстве владеет набором коммуникативных навыков, а его инструментальная техника высоко автоматична.
Весь дальнейший ход импровизации, в том числе и свободной, подчинен определенной системе правил, подразделяющиеся на конструктивные, регулирующие акт создания импровизации, определяя тип и качество творческой активности импровизатора, и, регулятивные, которые регулируют процесс протекания импровизации и внутриансамблевого взаимодействия.
Конструктивные правила включают: 1) отбор или образование необходимых выразительных средств музыкальной речи; 2) структурирование с помощью этих средств элементарных синтаксических единиц музыкального текста, предание им связности, сцепления, создание из них грамматически и семантически правильных структурных построений на разных уровнях импровизационной целостности.
Регулятивные правила построения импровизации носят вспомогательный, функциональный характер и регулируют взаимоотношения между участниками коллективной импровизации или между импровизатором и ансамблем, обеспечивая обратную связь в процессе межгрупповой коммуникации. Их задача — маркировка этапов импровизации (начало, продолжение, конец), информация о смене коммуникативной роли, обеспечение взаимопонимания между участниками музицирования. Обычно для такого рода регулятивных целей используются невербальные средства (жест, кивки, движения глаз, восклицательные междометия). В процессе формирования музыкального значения роль слушателя не менее важна, чем участие импровизатора. Для того чтобы импровизация обрела значение, необходимы ее активная интерпретация и оценка. Значение музыки — это не объективно существующая и неизменная художественная данность, а результат интерпретаций слушателя, который через свою внешнюю реакцию (возгласы, аплодисменты) часто сам влияет на ход импровизации. Таким образом, смысл и художественное значение которой рождается в процессе обоюдного творческого усилия всех участников джазовой коммуникации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|