Композиция как форма творческой активности, ее связь с импровизацией.
Словосочетание «джазовый композитор» кажется парадоксальным – музыка, полностью компонированная, не должна иметь ничего общего с джазом. Но этот парадокс, как показывает история, достаточно плодотворен: джазовый композитор может структурировать свою музыку в руководствуясь традициями европейской классической музыки, и тем не менее оставить место для джазовой импровизации. В композиторском творчестве от европейской академической музыки берется понятие формы и общие принципы развития, при этом его жизненность, яркость и своеобразие не уходят на второй план. С этой точки зрения, изречение Стравинского, что композиция - это "лучшая импровизация", становиться наиболее важным именно для джазового композитора, чем для композитора европейской академической музыки. Джазовая композиция существенно отличается от «академической». В европейской традиции произведение обычно создается композитором для определенного состава, но редко предназначается конкретным исполнительским коллективам. Для последних не имеет значения, кто, когда и сколько раз исполнял до них ту или иную музыку. Таким образом, связь между композитором и исполнителем, композитором и слушателем, утратилась. В джазовой музыке композиции и аранжировки создаются: чаще всего для определенных джазовых коллективов, с учетом их стилевой, специфики и мастерства солистов-импровизаторов (часто в партитурах указывается не название инструмента или группы, а имя исполнителя). Самые яркие в творческом отношении оркестры и ансамбли (в отличие от коммерческих, исполняющих лишь тиражированные аранжировки) всегда имеют собственный оригинальный репертуар, сформированный их руководителями, а также сотрудничающими с ними композиторами и аранжировщиками.
В джазовой музыке для больших оркестров композиция играет важнейшую роль. Здесь она, как правило (исключения крайне редки), — база для исполнительства и импровизации. Однако, на заре существования больших джаз-оркестров, на рубеже 20—30-х годов (когда коллективы были не велики), музыканты иногда играли без нот, но пользовались при этом «устной аранжировкой», т. е. заранее договаривались, кто и когда импровизирует и какая группа играет аккомпанирующие риффы. Так, «творческое лицо» знаменитого оркестра Дюка Эллингтона во многом определял Билли Стрейхорн, Бенни Гудмена — Флетчер Хендерсон, Каунта Бейси — Бак Клейтон, Нил Хефти, Куинси Джонс. В джазе складываются особые отношения между композитором и исполнителем. Джазовый дирижер и музыкант наделены большей инициативой, нежели исполнитель классической музыки. Если классическая партитура полностью выписана композитором, то в джазовой партитуре, как правило, оставлены «окна» для творчества солистов-импровизаторов, а партии ритм-группы, кроме точно фиксированных tutti всего оркестра, часто лишь намечены. Общий характер и отдельные детали ритма новой пьесы нередко уточняются в содружестве композитора с дирижером, готовящим пьесу к исполнению. Бывает, что композитор фиксирует в нотах лишь малую часть партитуры (вступление, риффы, заключение), оставляя полную свободу для ритм-группы и солистов-импровизаторов. Примером могут послужить своеобразные «парады джазовых солистов» в танцевальных пьесах эпохи свинга, обычно представлявших собой вариации на блюзовую или песенную тему. Эти композиции близки к «устным аранжировкам» малых ансамблей, построенным по схеме: вступление (тема — tutti), импровизации, заключение (тема — tutti). Однако существуют джазовые произведения, партитуры которых выписаны композитором полностью. В них может совсем не быть сольных импровизаций, зато есть сочиненные автором сольные эпизоды для отдельных групп инструментов. Правда, в ходе репетиций подобной «готовой» пьесы порой возникает необходимость добавить новый сольный эпизод или, напротив, уменьшить либо вообще снять импровизационное соло во имя равновесия всей музыкальной конструкции. На этот счет нет четко регламентированных правил. Все решает интуиция и художественный вкус руководителя и исполнителей, которые в таких случаях становятся подлинными соавторами композитора.
Первоначально функции композитора выполнял музыкант, пишущий и аранжирующий, например, первые 12 тактов блюза или 32 такта песенной темы, оставляя для себя и своих партнеров место для импровизации. Эта линия ведется от творчества Мортона, через деятельность Фэтся Вэллера в 20-х и 30-х годах, Телониуса Монка в 40-х и музыку современных исполнителей джаза, которые записывают большую часть своего материала: (Сони Роллинз, Майлз Дэвис, Джон Колтрейн, Хэрби Хэнкок, Арчи Шипп), хотя фактически играют только импровизационный джаз. Этот вид композиции непосредственно связан с процессом импровизации. Конечно, существуют разные степени компонированости музыки – от небольших пометок и указаний, до сложных, полностью продуманных произведений. Важной проблемой для джаза, как считает Д. Ухов, стала проблема «формальной организации целого, подчинения импровизационного метода мышления законам классической композиции», т.е. проблема музыкальной формы, которая по-разному решалась в ту или иную стилевую эпоху. Композиторы стремились использовать принципы организации материала, принятые в классической академической музыке. В частности, творческие поиски Дюка Эллингтона были направлены именно по этому пути. Как и в классической музыке, развитие композиции и формы в джазе шло путем постепенного ограничения исполнительских свобод и формирования собственной традиции интерпретации написанной музыки. В первые десятилетия существования джаза почти все композиции имели многочастную форму. Со временем количество частей сокращалось до одной или двух (период повторного строения: А/16+А1/16, двухчастная репризная форма: А/8+А1/8+В/8+А/8). Простота гармонии, четкая определенность формы позволили джазовым музыкантам достичь необходимую свободу для коллективной импровизации.
К формальным экспериментам того времени исследователи относят переоркестровку, сохранявшую оригинальную конструкцию произведения классической академической музыки, исключавшую импровизацию. Эти опыты считаются неудачными, историки джаза выделяют лишь «Революционный этюд» Ф. Шопена в исполнении ансамбля Джона Керби. Довоенные годы ознаменованы попытками создания произведений крупной формы на основе джаза. По этому пути, кроме Джорджа Гершвина, шли такие крупные музыканты 20-х – 30-х годов как Иствуд Лэйн, Джон Олден Карпентер, Лео Соуэрби, Эмерон Уиторн и Уильям Хэнди. Наиболее удачными в этой области считаются произведения выдающегося американского композитора Д. Гершина, который смог органично воплотить идеи симфонизации джаза в ряде произведений крупной формы. Наиболее известны из этих произведений опера «Порги и Бесс», «Рапсодия в блюзовых тонах», Концерт для фортепиано с оркестром, симфоническая поэма «Американец в Париже». Дюк Эллингтон в 30-40-х разрабатывал джазовую форму, стремился выйти за рамки традиционного джазового «квадрата». В его творчестве наметилась тенденция ограничения импровизационного начала, что сделало его композитором европейской музыкальной традиции. Так, например, в коде «Черно-коричневой фантазии» композитор использовал мотив траурного марша Ф. Шопена, чем ограничил традиционно самый свободный раздел композиции. С именем Дюка Эллингтона связаны и первые опыты применения полифонии в оркестровке (полифония пластов, полифоническое тутти и т. д.). Этот опыт в 50-х годах взяли на вооружение представители «третьего течения».
Сороковые годы ознаменованы возникновением стиля би-боп. В связи с увеличением удельного веса импровизации (что соответствовало идейным и художественным замыслам боперов), заметно упрощается и гармония и форма (в би-бопе преимущественно 32-тактовая двухчастная ААВА), что заметно упростило задачи импровизаторам. Композиторская деятельность этого периода сводилась к сочинению тем, на которые затем импровизировали музыканты. Наиболее известными композиторами-боперами считаются создатели этого стиля Чарли Паркер и «Диззи» Гиллеспи.
Исследователями выделяется творчество Майлза Девиса. В его ансамбле Capitol Band (1949 – 1950), в рамках стиля кул, были продолжены попыткиорганизовать коллективную импровизацию по принципам классических форм. Также в 50-х годах появляются джазовые фуги Джона Льюиса. Одновременно с развитием полифонического принципа, композитор пробовал и другие формы. (рондо «Midsummer»). Наибольшую известность получила композиция «Джанго», в которой гармоническая сетка, предлагаемая автором для импровизации, не только не выводится из тематического постороения, но и контрастирует с ним. Параллельно «третьему течению» джаз к середине 60-х годов вырабатывает специфические методы импровизирования, так называемые «модальные», или «ладовые». Они позволяют достичь высокой степени взаимодействия участников ансамбля, а также дают возможность гораздо тоньше сочетать сольную и ансамблевую импровизацию с эпизодами, скомпонованными заранее (причем степень их скомпонованноети варьируется достаточно широко). В результате — джазовую композицию уже можно рассматривать как написанную и по законам классического формообразования. Опыты по сочетанию импровизируемого и написанного в дальнейшем развивали музыканты «свободного джаза» («Ом» и «Вознесение» Колтрейна,). Пройдя школу «свободного джаза», некоторые музыканты обратились к развитым классическим формам, например сонатной (Джордж Рассел, Чик Кориа, Кит Джаррет). В современном джазе практически отсутствуют формальные или стилистические ограничения. Успешно интегрируются джазовые и формы традиционные для европейской классической музыки. Однако, важнейшей задачей джазовой композиции все же является решение проблемы внутриджазовой интеграции – композиторского текста и импровизируемого контекста. Таким образом, соотношение композиции и импровизации в джазовых пьесах колеблется в значительных пределах и решается всякий раз по-разному: в зависимости от общего замысла композитора, характера пьесы, конкретного исполнительского состава, для которого пишется музыка, и многих других факторов. Но в любом случае, джазовый композитор всегда оставляет за исполнителем возможность для импровизации, стараясь не ограничивать его право на самовыражение, если оно не противоречит художественному образу произведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|