Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Эволюция импровизации на различных этапах развития джаза





 

 

С течением времени музыкальный язык джаза менялся. Структура импровизации в раннем джазе кардинально отличается от импровизации боперов в 40-х годах. Проследим развитие и качественные изменения импровизации в ее исторической ретроспективе.

 В истории джаза несколько раз происходила смена принципа построения фраз   в импровизации. И многое здесь зависело от требований времени, от изменений стиля жизни, а также от социальных, экономических и политических факторов. В 20-е годы между окончанием 1-й Мировой войны и началом экономического кризиса 1929 года джаз носил беззаботный характер, а в диксиленд-бэндах (основной форме раннего джаза) процветала групповая импровизация. Гармонии были просты, музыканты играли чаще всего "на слух". Импровизация была привязана к аккорду, она строилась преимущественно на аккордовых звуках. В 30-е жизнь стала жестче и это отразилось на изменении качества ритма, а также и на характере импровизации, которая становится сольной. Появился свинг и вместе с ним новая плеяда выдающихся солистов, чья манера заметно отличалась от того, как играли их кумиры эпохи диксиленда. Рой Элдридж, Бак Клэйтон, Бэн Уэбстер, Лестер Янг, Тэдди Уилсон, Гарри Джеймс, Бани Берриган и многие другие. Их импровизации носили особый,    линеарный характер, соответствовавший триольному аккомпанементу ритм-группы. А усложнение и обогащении гармонии, а также уплотнение гармонического времени требовали мастерства и компетенции. Но основным признаком джаза 20-з и 30-х годов было то, что у импровизаторов еще не было системы, формализованного набора правил, согласно которым можно было бы строить фразы. Они существовали исключительно на интуитивном уровне. Все держалось на таланте первооткрывателей рэгтайма, диксиленда, свинга. А также на преемственности. Откровенное подражание кумирам считалось почетным занятием. Но, когда, в 40-е годы значительно возросли скорости автомобилей, стали появляться реактивные самолеты, развивалось телевидение и начал стремительно ускоряться темп жизни, то и возник стиль "бибоп", одним из признаков которого была невообразимая скорость, с которой начали играть его создатели - Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи. Их фразы резко отличались от того, как играли звезды свинга.



   При этом важно отметить, что во времена "бопа" содержание пьес чаще всего не имело никакого значения. Названия в те времена были чисто формальными. Главным было, сыграв тему, броситься в импровизацию и показывать, насколько ты овладел этой уникальной тогда техникой и стилем. Играли по несколько "квадратов", по одной и той же гармонии, играли все подряд, так что пьесы получались бесконечными, но в то время это значения не имело.

Быстрые темпы и частая смена гармонии привели к тому, что музыкант должен был иметь в запасе большое количество мелодических заготовок, своеобразных мелодических «клише», комбинируя которые можно было играть. В связи с этим, также мелодическая линия импровизации могла представлять собой гаммаобразные пассажи, хотя опора на аккордовую вертикаль не потеряла своего значения (подчеркивание кварто-квинтовых аккордовых соотношений арпеджированными мотивами и опеваниями). Гораздо свободнее стала фразировка, она отошла от «квадратности» и тяготела к асимметричности.

. Это соответствовало образу жизни   послевоенного общества, его мироощущению. А усложнение гармонических построений были связаны со стремлением передовых черных музыкантов разрушить привычный довоенный образ джазмена-развлекателя. Играя новую музыку, боперы демонстрировали свою независимость, свое возросшее расовое самосознание. Это был один из главных стимулов усложнения джаза. Но был еще один стимул - добиться того, чтобы тебе стало трудно подражать, играть твои фразы, импровизации на джемах носили состязательный характер. 

(пример – джем-сейшн – « What is This Thing» - играют: Оскар Питерсон – ф-но, Рей Браун – бас, Бэн Уэбстер – тенор-саксафон, Чарли Шэйверс- труба и Чарли Паркер – альт-саксафон - см. CD - приложение)

 Боперы были узкой и замкнутой кастой среди джазменов. Затем, когда появились их первые записи, некоторые музыканты расшифровали то, как они играют. И тогда появилась школа бибопа, давшая джазу массу известных имен. Со временем подход к форме импровизации заметно изменился. Во-первых, играть соло стали отнюдь не все участники коллектива. А главное - стали использовать для импровизации гармоническую сетку, иногда кардинально отличающуюся от гармонии основной темы. При чем для каждого  солиста - свою, удобную для него лично.

В 40-х - 50-х годах вновь возобновляются поиски способов синтеза джаза и европейской академической музыки. Это направление получило название «прогрессив». Оно стало продолжением бопа на базе биг­бэндов. Приверженцы направления стремились создать концертные формы джаза с новыми принципами аранжировки, формы и композиции. Все это не могло не повлиять на характер импровизации. В ней преобладало пассажное движени­е, зачастую с прихотливой ритмикой и мелизматикой, что было сродни органным импровизациям И. С. Баха.

В конце 50-х годов направление, ориентированное на европеизацию джаза, получило назва­ние "третье течение" ("Third Stream"), термин, введенный критиком Джоном Уилсоном. В более широком смысле понятие "третье течение" можно распространить на все стили так или иначе связанные с экспериментами в области синтеза джаза и академической музыки, от симфод-жаза до авангардного джаз-рока и фьюжн.

Обогатилась сложившаяся в бопе гармоническая структура, усилилось фоническое значение гармонии, произошла мелодизация фактуры, грани между мелодией и аккомпанементом начали стираться, что приводило подчас к полифонизации и полипластовости. Импровизация также приобретает новые качества. У Дэйва Брубека она становится частью композиции. Опираясь на скомпонированный материал, музыкант

достигал почти безграничной свобо­ды импровизационного самовыражения. Его импровизации носят сквозной, не­прерывный характер и опираются на композицию, тем самым способствуя еще большему раскрепощению фантазии. Доми­нирующим способом развертывания исходной идеи, в конечном счете, становится "импровизация на импро­визацию». Свои им­провизации Д. Брубек любил строить по принципу длительного развития, доводя до кульминации, где кроме гармони­ческих и фактурных средств, как правило, привлекаются различные ритмические при­емы, полиритмию.

 

Происхождение стиля хард-боп связано с возросшим самосознанием негров, с их борьбой за свои граждан­ские права. В джазе 50-х годов многих негритянских музыкантов не удовлетворяла тенденция европеизации, прослеживающаяся на примере получившего большое распространение кула. В результате гармонических экспериментов Т .Монка, Л. Тристане, Дж. Колтрэйна, С. Тейлора, Д. Брубека, М. Девиса и других музыкантов джаз в конце 50-х годов подошел к атональности. Накопле­ние гармонических средств привело, с использованию "расширенной" или хроматической тональности и к уплотнению "гармонического времени", к усложнению аккордовой вертикали, выразившемуся в применении полиаккордов. Подобная гармоничес­кая насыщенность вертикали и горизонтали ставила перед импровизаторами сложные задачи. Чтобы дер­жать в памяти десятки аккордов, секвенцирующих гармонических оборотов, проносящихся в течение не­скольких секунд, и успеть отразить этот гармонический поток в соответствующей мелодической линии имп­ровизации, нужно было предельно точно «включаться» в гармоническую схему, чувствовать все ее многочисленные повороты на любом временном отрезке. К тому же, возросшее значение быстрых темпов еще больше усложняло задачу импровизатора. Таким образом, импровизация требовала большой предварительной подготовки, что отразилось на характере импровизационных соло, в которых возросло значение предварительного планирования. Часто использовались заранее подготовленные фразы и даже выписанные и заученные импровизации. Такой путь развития несомненно завел бы джаз в тупик, он потерял бы свою главную особенность, н выход был найден. Творчество Майлза Дэвиса ознаменовала начало новой эры джаза. Стиль, получивший название "ладовый" или "модальный джаз", определил пути развития джазовой гармонии на долгие годы вперед, вплоть до се­годняшнего дня. Модальный джаз со своими принципами дли­тельного звучания одной гармонии позволял импровизатору использовать всевозможные комбинации раз­личного вида пентатонических звукорядов, нарушая таким образом статичность долго длящегося гармони­ческого комплекса. Увеличение гармонического времени, опора на один - два аккорда, на определенный лад или ряд ладов в импро­визационной части композиции позволило обрести максимальную свободу самовыражения, получитьболее разнообразную и красочную звуковую палитру, не зависеть от гармонической вертикали.

 

К середине 60-х, когда в США, параллельно с другими формами протеста белой молодежи, нарастала борьба негров за свои права, развился так называемый "фри-джаз", где правила импровизации сменились полностью, и стали представлять собой чистую, спонтанную импровизацию вне всяких «заготовок», хотя и в этом стиле джаза был свой теоретик – Орнет Коулмен, написавший теоретический трактат, в котором изложил теорию авангардного подхода к музыке. Он назвал эту работу "Гармолодия" (соединение слов "гармония" и "мелодия"). Однако исследователи склонны рассматривать фри-джаз скорее как идеологию.

 

Современный джаз: фри-джаз, фьюжн, джаз-рок основывается прежде всего на достижениях модального джаза. Фри-джаз перестал ориентироваться на европейскую гармоническую ситему, творческие поиски музыкантов ведутся на Востоке.. Дж. Колтрэйн увлекались индийской музыкой, Д. Черри - индонезийской и китайской, Ф. Сандерс - арабской и япон­ской. Увлечение Востоком не сводится к поверхностной ориенталистике, а носит более глубокий характер, обнаруживает желание глубоко проникнуть в эстетический и духовный строй восточной музыки, найти точ­ки соприкосновения с джазом. Интеграция и взаимопроникновение – вот задача современного джаза. Импровизация носит свободный, спонтанный характер, она не ограничена ни гармоническими средствами, ни формой. 

 

Вопрос свободы в джазе, существующем, в основном, в бесчисленных импровизациях, сложен и остается открытым. Ясно одно: без импровизации джаз потеряет свою главную особенность – свободу самовыражения.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.