Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зарубежный опыт организации инфраструктуры фондового           рынка.

 

Инфраструктура фондового рынка - фондовые биржи, клиринговые организации и депозитарии.

Депозитарий — выполнение функций хранения и регистрации по материальным и дематериализованным ценным бумагам, т. е. сохранение ценных бумаг в виде бумажных документов и в компьютерных файлах. Осуществление перемещения ценных бумаг в процессе рыночного взаимодействия различных субъектов. Ведение реестров, переоформление прав. Во многих странах депозитарные функции включают в себя также и проведение расчетов по сделкам.

Клирингово-расчетные учреждения, осуществляют условия сделок купли-продажи ценных бумаг, обращения денежных средств, проверки наличия на счетах участников торговли необходимых денежных средств и ценных бумаг, информации для ведения реестров, информации участникам сделки о подтверждении проведенных операций. Возможно выполнение отдельных депозитарных функций.

Фондовые биржи – организация торговли ценными бумагами.

 

 

 

рис. Процесс функционирования фондового рынка.

Регулирование фондового рынка представляет собой упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов, инвесторов, посредников, организаций и прочих участников) и операций между ними со стороны уполномоченных органов. Оно охватывает различные виды деятельности и операций, осуществляемых на рынке ценных бумаг: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.д.

В мире принято различать две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг. В соответствии с одной из них регулирование рынка в основном сконцентрировано в государственных органах, а небольшая часть полномочий по контролю, надзору и установлению правил передается саморегулирующимся организациям (СРО). Другая модель предполагает больший объем полномочий саморегулирующихся организаций и сохранение за государственными органами основных контрольных функций и возможности вмешаться в процесс саморегулирования.

В разных странах соотношение полномочий государственных органов и органов саморегулирования разное. На это оказывает влияние, как культурные и исторические традиции страны, так и уровень развития рынка ценных бумаг. В одних странах роль саморегулируемых организаций на фондовом рынке минимальна или же они вообще могут отсутствовать, что предполагает повышенную роль государственного регулирования рынка (Германия, Франция). В других – эти организации активно участвуют в процессе регулирования рынка ценных бумаг (Великобритания, США и Япония).

Во Франции деятельность на фондовом рынке жестко регламентирована государственными предписаниями, а профессиональные участники ограничены в установлении и осуществлении контроля за исполнением правил на рынке. Система регулятивных органов достаточно сложна.

Образцом систем регулирования рынка ценных бумаг для многих стран, в том числе и для России, была система регулирования фондового рынка США, в основу которой была положена модель, базирующаяся на детально проработанных сводах правил и жестком контроле за их соблюдением.

Можно выделить также две модели регулирования рынка по степени жесткости предписаний для деятельности на нем. Так, в ряде стран система регулирования фондового рынка основывается на жестких, детальных правилах и формальных процедурах, жестком контроле за их соблюдением (США); другим странам свойственно наряду с жесткими предписаниями, использование неформальных договоренностей, традиций, переговоров по разрешению сложных ситуаций (Великобритания, Швейцария).

Совершенствуется нормативно-правовая база по регулированию рынка ценных бумаг. За манипулирование ценами, незаконное использование средств инвесторов и инсайдерской информации поправками в Уголовный кодекс предусматривается уголовная ответственность, приближенная к установленной в странах ЕС. На развитых рынках ценных бумаг торговля с использованием инсайдерской информации, а также мошеннические операции являются одними из наиболее серьезных нарушений, за совершение которых законодательство почти всех стран предусматривает суровые наказания.

С целью выявления сделок с использованием служебной информации, манипуляций на рынке и других незаконных действий с ценными бумагами, а также обеспечения своевременного и полного раскрытия информации профессиональными участниками фондового рынка и эмитентами российским регулятором были подписаны соглашения с Федеральным органом по надзору за рынком ценных бумаг Германии, Управлением финансовых услуг Великобритании, Комиссией по ценным бумагам и биржам США.

В большинстве европейских стран, исходя из требований Директив ЕЭС, всю информацию о сделках на фондовом рынке принято сводить в одном компьютере, который находится под контролем регулирующих и правоохранительных органов. В значительной мере сложности интеграции инфраструктурных организаций в Европе связаны с тем, что национальные регуляторы и силовые структуры здесь никак не могут решить, в какой европейской стране будет стоять такой компьютер. Трудно себе представить, что, скажем французские, итальянские или британские правительства допустят установку этого компьютера, скажем в Брюсселе.

Принципиально иной подход принят на финансовом рынке в США. Несмотря на то, что здесь имеется технический центр (SIAC), предоставляющий услуги Нью-Йоркской и Среднеамериканской фондовой биржам, а также Национальной фондовой клиринговой корпорации (NSCC) и иным расчетным организациям, тем не менее, американский регулятор принципиально не допускает концентрации всей информации о сделках на фондовом рынке в одном компьютере или в одной организации. Такие крупные американские инфраструктурные институты как торговая система NASDAQ, Депозитарно-трастовая компания (DTC) и другие инфраструктурные и кастодиальные организации предпочитают пользоваться услугами иных технических центров. Кроме того, в отличие от подходов, предлагаемых, например, в России по созданию единого центра хранения и обработки информации о финансовом рынке в центре, являющимся государственным предприятием с федеральной формой собственности, американский технический центр SIAC является частной компанией и принадлежит непосредственно инфраструктурным организациям. 2/3 этой компании принадлежит Нью-Йоркской фондовой бирже и 1/3 - Среднеамериканской фондовой бирже.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...