Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель и задачи исследования.




Цель исследования - ожидаемый результат нашей работы, кото­рый позволит разрешить обозначенную проблему. Возможными целя­ми психологического исследования могут быть:

  • Определение характеристики изучаемого явления. Основанием для постановки такой цели могут быть обнаруженная в литературном об­зоре неполнота описания психическою явления либо противоречия между эмпирическими данными разных авторов. Неполнота описания может быть выявлена, опираясь на выбранную методологию, при попытке составить целостную картину явления. Следует подумать о том, какие именно характеристики вы будете изучать. Важно, чтобы этот набор не был случайным, относился бы к одному или несколь­ким аспектам изучаемого явления. Желательно указать также, какое значение имеет его изучение: теоретическое, методическое, практи­ческое, прикладное.
  • Выявление взаимосвязи психических явлений. Следует подчеркнуть, что установления самого факта существования связи недостаточно, поскольку положение о единстве психики давно принято в психологии и не нуждается в дополнительных доказательствах. Исследование взаимосвязей предполагает определение их особенностей: тесноты, направленности, устойчивости, общей структуры и т.п.
  • Изучение возрастной динамики явления. Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики всегда имело огромное теоретическое и практическое значение. Проведение исследований, ориентированных на переменную «возраст», носит специфический характер и предполагает использование двух основных методов: возрастных «поперечных» или «продольных» срезов.
  • Описание нового феномена, эффекта. Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки гипотезы. Он может быть зафиксирован, потому что ожидаем, а может быть замечен внимательным, вдумчивым исследователем при решении иных задач. Задачами исследования при достижении такого рода цели могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления условий существования эффекта, разнообразия проявлений, их устойчивости, теоретическое объяснение феномена.
  • Открытие новой (другой) природы явления. Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут для него предметом рассмотрения. Затем отмечает противоречивость, недостаточность объяснения сущности явлений данного класса, вводит новые термины, связывая ихмежду собой. Начинающего исследователя часто подстерегает заблуждение на пути создания нового объяснения. Заблуждение это встречается в тех случаях, когда автор пересказывает своими словами уже опубликованное, употребляя при этом не новые термины, а лишь новые синонимы или перенося акценты на феномены, которым было отведено рядовое, подчиненное положение.
  • Создание классификации, типологии. Разработка классификации предполагает: поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией, которая в свою очередь должна быть ясно соотнесена с определенной теорией.
  • Создание психологической методики. Необходимость разработки новой методики может быть обусловлена многими причинами. Данная работа может иметь несомненную научную или прикладную ценность для обоснования самой возможности измерения параметров изучаемого явления, повышения точности и надежности измерений, сокращения вре­мени обследования и т.п. Рекомендовать же созданную методику к широкому применению можно лишь в том случае, за редким исключением, если осуществлены все эти этапы ее апробирования. Как правило, это относится и к задаче адаптации зарубежных методик, для чего необходим комплекс психометрических проверок, а не просто перевод на русский язык стимульного материала и текстов интерпретации.
  • Доказательство эффективности разработанной психокоррекционной мето дики. Такая цель достижима лишь и экспериментальной про­цедуре с использованием контрольной группы и при соблюдении дру­гих требований к обоснованности выводов из полученных результатов. Необходимо, как минимум, доказать, что именно данное коррекционное вмешательство является фактором, обусловливающим ожидае­мые изменения, и что эти изменения действительно отражают улуч­шение в той или иной области психических процессов.

Целевая организация любой деятельности, и том числе научно-исследовательской, предполагает выработку определенной последо­вательности действий - шагов для достижения поставленной цели, каждый из которых имеет свою собственную цель, или «подцель», по отношению к общей цели исследования.

Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспе­чат нахождение новых фактов, так и те, которые помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний.

Часто встречающаяся ошибка студентов возникает вследствие не­умения различать задачи исследования и этапы его организации. Ко­нечно, они взаимосвязаны, но, формулируя задачи исследования, нужно не описывать свои действия (анализ литературы, сбор эмпири­ческих данных, их анализ, формулирование выводов и т.п.), а рас­крывать, для чего Вы осуществляете каждое из этих действий и как это способствует постижению общей цели исследования.

 

Гипотеза исследования

Гипотеза - это не только догадка, но и логически обоснованное предположение исследователя о наличии, отсутствии или виде связи между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономер­ностях динамики явления (как протекает процесс?) и т.д.

Краткое обоснование гипотезы представляется во введении, а раз­вернутое - в описании проблемы и программы исследования, кото­рая должна логически вытекать из проведённого теоретического ана­лиза проблемы.

Чтобы построить «хорошую» научную гипотезу, которую можно проверить эмпирически, следует помнить, что гипотеза:

  • не должна содержать понятий, которые эмпирически не могут быть конкретизированы, т.е. не «операционализированы»;
  • не должна содержать ценностных суждений;
  • не должна включать в себя слишком много ограничений и допу­щений;
  • должна быть проверяемой.

Пример 4

Неправильная формулировка:

«Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что положи­тельным влиянием на обучение навыкам конструктивного разреше­ния конфликта будет обладать эмпатическое понимание партнера».

Правильная формулировка:

«В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между уровнем развития эмпатии у индивида и изби­раемой им стратегией поведения в конфликте, а именно: чем выше уровень эмпатии, тем чаще избирается стратегия сотрудничества».

Методы исследования

Все исследовательские методы можно разделить на: методы сбора эмпирической информации (наблюдение, опрос, анализ продуктов че­ловеческой деятельности, в том числе документов, эксперимент и т.д.); методы теоретические. От этих двух групп научных методов следует отличать методы обработки полученных данных (качественные и коли­чественные, среди последних - специальные методы математичес­кой статистики).

Обоснованный выбор методов опирается, прежде всего, на пони­мание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже конк­ретные приемы и техники (в психологии их часто называют «методи­ками») определяются поставленными задачами и условиями проведе­ния исследования. Обоснование выбора методов исследования приводится в программе исследования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...