Упражнение «ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ СЛОВО?
Цель: 1. Учить четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры 4-го типа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Уточнять лексическое значение слов-омонимов. 4. Учить отгадывать загадки.
Оборудование: предметные картинки: каток ледяной и асфальтный.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и уточняет лексическое значение слова «каток»: 1. Площадка для катания 2. Машина для укатывания на коньках, покрытая льдом. и выравнивания дороги.
Затем предлагает ребенку отгадать загадки:
Ходит скалка по дороге Сюда бежим мы коньках Грузная, огромная. С друзьями покататься. И теперь у нас дорога, Ну, а когда весна придет, Как линейка ровная. Нам нужно с ним расстаться.
Ребенок называет отгадки и показывает соответствующие картинки.
Упражнение «ПУТАНИЦА». Цель: 1. Учить четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры 4-го типа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки: бутон, батон, бидон, бетон, питон.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку послушать стихотворение Н. Матвеевой.
Логопед:
Вот бутон, а вот батон. Вот бидон, а вот питон. В печке выпечен бутон, А в петлицу вдет батон, По траве ползет бидон. Молоко течет в бетон, А на стройке есть питон. Нет, не так! Нет, не так! Подскажите сами: как?
Затем логопед предлагает ребенку исправить ошибки в стихотворении.
Логопед: Ребенок:
В печке выпечен батон.
А в петлицу вдет бутон. По траве ползет питон. Молоко течет в бидон. А на стройке есть бетон.
Упражнение «ПОСЛУШАЙ, ОТВЕТЬ И РАССКАЖИ». Цель: 1. Учить четко поговаривать слова слоговой структуры 4-го типа, отвечая на вопросы к тексту 2. Учить пересказывать текст с опорой на сюжетную картинку.
Оборудование: сюжетная картинка.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку сюжетную картинку и читает рассказ: «У тети Кати 9 котят. Она дает Олегу котика. У Олега будет котик. Олег будет любить котика».
Логопед просит ребенка ответить на вопросы.
Логопед: Ребенок:
Сколько котят у тети Кати? У тети Кати девять котят. Кого дает тетя Катя Олегу? Она дает Олегу котика. Как Олег будет относиться к котику? Он будет любить котика.
Затем ребенок пересказывает текст с опорой на сюжетную картинку.
4.16. Упражнение «РАЗЛИЧАЙ СЛОВА». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го (и 2-го) типа при практическом употреблении глаголов «одеть – надеть» 2. Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения.
Логопед объясняет детям различие в употреблении глаголов «надеть» - «одеть»: НАДЕТЬ можно что-то; ОДЕТЬ можно кого-то;
Затем предлагает ребенку дополнить предложения одним из этих слов.
Логопед: Ребенок:
Мама маленького сына одела На улице холодно, надо... шубу. надеть Олег...Петю и пошел с ним гулять. одел Иван...шапку. надел
Мама песенку допела, Мама девочку … одела.
Упражнение «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. 2. Развивать образное восприятие предмета и логическое мышление. Ход игрового упражнения. Логопед предлагает ребенку отгадать загадки. Логопед: Ребенок:
Стройный, быстрый, Рога ветвисты, Бегает весь день.
Кто это? Олень.
В квартире нашей новый дом. Живет посуда в доме том. В нем место есть и для конфет Он называется Буфет.
Гладит все, чего касается, А дотронешься – кусается. Утюг. Я удобный, очень мягкий, Вам не трудно угадать Любят бабушки и внуки Посидеть и полежать. Диван.
Хлопотун Егорка Взялся за уборку В пляс по комнате пошел Оглянулся – чистый пол. Веник.
Наткёт, наплетет, Сядет и добычи ждет. Паук. Хвост – с узорами, Сапоги со шпорами, Ночью распевает, Время считает. Петух. ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ Овод летит. Гудок гудит. Метет метель. Питон – это удав. Вадик лепит кабана. Павел катит комок. У Кати болит ноготь. Конюх гонит коней. Вадим топит камин Петя лег на диван. Алена любит лепить. Тихон купит билет на балет. Мама дает банан детям. Иван и Ефим идут на каток. Олег, полей пион водой. Папа и Иван идут домой. Вадим купит лимон и банан. Яков и Олег идут гулять. Конюх поит коней водой. Олег купит букет маков. Иван пилит тополь. Помоги ему пилить.
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА (5-ый тип слоговой структуры) Упражнение «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ». Цель: 1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 5-го типа. 2. Развивать слуховое внимание и память. 3. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения. Логопед, бросая ребенку мяч, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью. Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: Кад кадка тык тыква бан банка бук буква гай гайка ай ВА айва май майка бот ботва кеп кепка киль килька коф кофта мет метка муф муфта вет ветка тах ТА тахта пап папка лен лента мой КА мойка дуд дудка юб юбка кег кегли губ губка туф туфли пап папка ваф вафли ут утка кап ЛИ капли лей лейка пет петли леп лепка саб сабли* поль полька
боль больно пыль пыльно вид видно тем НО темно дав давно пят пятно ок окно ( Лексический материал этого упражнения рекомендуется разделить на три занятия. Значение незнакомых слов необходимо уточнить).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|