Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных. 2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения. Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
а) с суффиксом «Н» и окончанием «ЫЙ»
Логопед: Ребенок:
Котел из меди – медный котел Бульон из рыбы – рыбный бульон* Костюм из ваты – ватный костюм Пузырь из мыла – мыльный пузырь* Палас в пыли – пыльный палас Лоб в поту – потный лоб Поток из воды – водный поток Запах дыма – дымный запах
б) с суффиксом «Н» и окончанием «ИЙ»
День летом – летний день День зимой – зимний день
Упражнение «КТО ЭТО?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа. 2. Упражнять в словообразовании. 3. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения. Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы: Логопед: Ребенок:
Кто мелет муку? Мельник. Кто кладет печи? Печник. Кто ухаживает за лесом? Лесник. Кто много шутит? Шутник. Кто продает и рубит мясо? Мясник. Как называется спортсмен, который катается на лыжах? Лыжник.
Кто пасет коней и коров? Пастух. Кто кует цепь? Кузнец. Кто много ленится? Лентяй. Кто много болтает? Болтун. Кто лечит больных? Доктор.* Кто управляет самолетом? Летчик.*
(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия. Существительные с суффиксом – НИК- используются на первомзанятии).
Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ».
Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных множественного числа предложного падежа с предлогом «НА». 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения. Логопед, показывая ребенку сюжетные картинки, предлагает внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы.
Логопед: Ребенок:
Упражнение «ПРЯТКИ». Цель: Учит четко произносить слова 6-го типа слоговой структуры при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с предлогом «ЗА».
Оборудование: сюжетная картинка.
Ход игрового упражнения.
Логопед говорит ребенку, что животные играют в прятки, а затем предлагает посмотреть и сказать, кто куда спрятался.
Ребенок:
Зайчик за окном. Медведь за кустом. Индюк за углом. Павлин за елкой. Барбос* за будкой.
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении антонимов. 2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения. Логопед, бросая мяч ребенку, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением. а) подбор антонимов к именам прилагательным.
Логопед: Ребенок: Толстый – тонкий Высокий - низкий Здоровый – больной Глупый – умный Светлый – темный Холодный – теплый Слабый – сильный Богатый – бедный Пустой – полный Жидкий – густой Глубокий – мелкий
Сладкий – кислый
б) подбор антонимов к глаголам.
Уронить – поднять Бросить – поднять Проснуться – уснуть Отдохнуть – устать Опоздать – успеть Сохнуть – мокнуть Зажигать - гаснуть (Лексический материал данного упражнения необходимо разделить на 2 занятия.) Упражнение «УЗНАЙ СЛОВО». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: предметные картинки: хоккей, футбол, индюк, компас, магнит, павлин, дельфин, костюм, балкон, каблук, медведь, пастух.
Ход игрового упражнения. Логопед раскладывает перед ребенком 5-6 картинок и говорит: «Я буду произносить часть слова. Догадайся, какое это слово, выбери подходящую картинку и назови предмет, который я загадала».
Упражнение «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа в словосочетаниях. 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Формировать слуховое внимание и память.
Оборудование: предметные картинки: ельник, костюм, дельфин, бублик, медведь, компот, каблук, тюльпан, альбом, бульон.
Ход игрового упражнения. Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, одновременно проговаривая словосочетания: дальний ельник, модный костюм, умный дельфин, мягкий бублик, сильный медведь. Затем предлагает ребенку послушать прилагательные, вспомнить предметы, к которым они относились, подобрать соответствующие картинки и назвать словосочетания.
Логопед: Ребенок:
Дальний дальний ельник Сильный сильный медведь Умный умный дельфин Мягкий мягкий бублик Модный модный костюм
(Аналогично проводится работа со словосочетаниями: теплый компот, тонкий каблук, мелкий дождик, пустой карман,* низкий тюльпан, Костин альбом, мясной бульон.) Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Цель: 1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.
2. Учить понимать семантическое значение приставочных глаголов и правильно употреблять их. 3. Активизировать глагольный словарный запас. Ход игрового упражнения. Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу. Логопед: Ребенок: Пальто с пола нужно (поднять, отнять, занять) поднять Мальчик стул из комнаты (занес, поднес, отнес) отнес Антон маме букет (выдал, отдал, сдал) отдал Павлик руки от грязи (умыл, замыл, отмыл) отмыл Осенью у птиц начинается (вылет, отлет, прилет) отлет Папа летом всю семью на дачу (подвез, отвез, завез) отвез Вратарь из ворот мяч (забил, отбил, побил) отбил
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|