Упражнение «послушай и ответь».
Цель:
Ход игрового упражнения. Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы.
Логопед: Ребенок:
Щетку достали из-под вешалки. Где лежала щетка? Под вешалкой.
Вокзал стоит перед заводом. Где стоит завод? За вокзалом.
Из-за облака выглянуло солнце. Где оно было? За облаком.
Комод поставили под зеркало. Где стоит комод? Под зеркалом.
Котенок выглядывает из-под коробки. Где сидит котенок? Под коробкой.
Полку повесили под картину. Где висит полка? Под картиной.
Упражнение «ПРОФЕССИИ» Цель: 1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при словообразовании имен существительных, обозначающих профессии людей по их занятиям. 2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки по теме «Профессии».
Ход игрового упражнения. Логопед, показывая ребенку картинки, называет занятия людей и просит ребенка назвать их профессии.
Логопед: Ребенок: А) с суффиксом «НИК». Рисует картины. Художник. Ухаживает за садом. Садовник. Чинит сапоги. Сапожник. Работает на полюсе. Полярник. Ходит на охоту. Охотник. Показывает фокусы Фокусник. Работает на пасеке Пасечник. Добывает нефть Нефтяник.
Б) с суффиксом «ЩИК».
Чинит часы. Часовщик. Точит ножи. Точильщик. Кладет камни. Каменщик. Носит багаж. Носильщик. Зимует на Севере Зимовщик.
В) с разными суффиксами.
Фотографирует людей. Фотограф. Тушит пожары. Пожарный. Выступает в цирке. Акробат. Продает лекарства. Аптекарь.
(Лексический материал занятия необходимо разделить на три занятия). ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 9-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ У волчицы волчонок, а у белки бельчонок. Упрямый козленок стоял за калиткой. Наступил морозный январь. Осенний лес пожелтел. На арене выступал акробат. Айболит лечил животных. На подносах килограмм персиков и огурцов. Вертолет летел в облаках. Пушистый цыпленок бежал за наседкой. Усталый дедушка отдыхал под каштаном. За январем наступит февраль. Забавный бурундук выглянул из норки. Маленький Павлик пускал бумажный кораблик в тазу. Сапожник постучал молотком и починил каблучок. Не озябнут ладошки в варежках, а ножки в валенках. Надо почистить кофейник. Автобус отъехал от вокзалов. На деревьях мы видели зябликов. Аленка с подругой собрали букет из колосков и васильков. В автобус вошел контролер. За берлогой охотник увидел медвежат. За окошком виднелась тень от деревьев.
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕСЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ (10-й тип слоговой структуры)
Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10 -го типа. 2. Упражнять в слоговом синтезе. 3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения. Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч логопеду, заканчивает его. Логопед: Ребенок:
Салфет - салфетка Незнай Незнайка Таблет таблетка Выстав выставка Подмет подметка Обнов обновка Отмет отметка. Отгад КА отгадка Ватруш ватрушка Картош картошка Мартыш - мартышка Матреш - матрешка Игруш - игрушка Заклад - закладка Заплат заплатка Упражнение «СЛОВА С «ТОЧКОЙ». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10 -го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе. 3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения. Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч логопеду, заканчивает его.
Логопед: Ребенок:
Лен - ленточка Коф - кофточка Кис - точка кисточка Кос - косточка Кар - карточка Кур курточка Чер черточка Фор форточка Вес весточка Горс горсточка
Упражнение “НАЗОВИ ЛАСКОВО”.
Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения. Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково». Логопед: Ребенок: А) с суффиксом «К» конфета - конфетка Комната - комнатка Морковь - морковка Тетрадь - тетрадка Подкова - подковка Корзина - корзинка
Б) с суффиксом «ЧК»
Лампа - лампочка Яблоко - яблочко Аптека - аптечка Облако - облачко.
В) с суффиксами «ИШК», «ЫШК», «ОШК», «УШК» Изба - избушка Солнце - солнышко Пальто - пальтишко Пятно - пятнышко Зерно - зернышко
Зеркало - зеркальце. Упражнение «НАЗОВИ ЗАКОНЧЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа. 2. Упражнять в различении и практическом употреблении глаголов совершенного и несовершенного вида. 3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: парные сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения. Логопед показывает парные сюжетные картинки и называет глагол несовершенного вида. Затем просит ребенка назвать законченное действие, изображенное на другой картинке.
Логопед: Ребенок:
Поднимался поднялся Обливался облился Раздевался разделся Накрывался накрылся Убирался убрался Нагибался нагнулся Пекла испекла Забирался забрался
Упражнение «КТО ОНА?». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при образовании имен существительных женского рода.
Ход игрового упражнения. Логопед предлагает ребенку изменить слова по предложенному образцу.
Логопед: Ребенок:
Лентяй лентяйка Болтун болтушка Друг подружка Пастух пастушка Индюк индюшка Бедняк беднячка Игрун игрунья
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|