Упражнение «У КОГО ТАКОЙ ДЕТЕНЫШ»
Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа. 2. Учить составлять предложение по сюжетной картинке. 3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки с изображением взрослых животных; предметные картинки с изображением детенышей животных.
Ход игрового упражнения. Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), задает вопрос: «У кого такой детеныш?». Ребенок отвечает на вопрос и подбирает соответствующую картинку.
Ребенок: У зайчихи зайчата. У волчицы волчата. У белки бельчата. У тигрицы тигрята. У орлицы орлята. У галки галчата. У козы козлята. У наседки цыплята.
Упражнение «ЧЬЯ, ЧЬЕ?». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании притяжательных прилагательных. 2. Упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. 3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: дупло белки, уши зайца, голова овцы, лапы щенка, голова теленка, лапы вороны, рога барана, молоко коровы.
Ход игрового упражнения. Логопед, показывая ребенку картинку, произносит предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные.
Логопед: Ребенок:
Это дупло белки. Чье дупло? Беличье дупло. Это уши зайца. Чьи уши? Заячьи уши. Это голова овцы. Чья голова? Овечья голова. Это уши кошки. Чьи уши? Кошачьи уши.
Это лапы щенка. Чьи лапы? Щенячьи лапы. Это голова теленка. Чья голова? Телячья голова. Это лапы вороны. Чьи лапы? Вороньи лапы. Это рога барана. Чьи рога? Бараньи рога. Это молоко коровы. Чье молоко? Коровье молоко.
8.7. Упражнение «ВЫБЕРИ КАРТИНКИ». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа. 2. Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с именами существительными в роде и числе.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игрового упражнения. Логопед раскладывает перед ребенком картинки и уточняет названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать «мое».
Ребенок: Мое зеркало. Моепеченье. Мое ателье. Мое ведерко.
Логопед:«Теперь выбери картинки, про которые можно сказать «мои».
Ребенок: Мои ножницы. Мои гантели. Мои шахматы. Мои альбомы.
Логопед:«Про какие картинки скажем «моя»?
Ребенок:Моя вешалка. Моя катушка. Моя удочка. Моя бабушка.
Упражнение «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа. 2. Упражнять в согласовании глаголов с именами прилагательными в роде и числе.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игрового упражнения. Логопед раскладывает перед ребенком картинки и уточняет названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку составить по ним предложения из двух слов, используя слово «уплыл», «поспел», «высох».
Ребенок: Лодочка уплыла. Яблоко поспело. Рубашка высохла. Корабли уплыли. Черешня поспела. Варежки высохли. Облако уплыло. Персики поспели. Белье высохло.
Упражнение «НАЗОВИ МАГАЗИН». Цель: 1. Продолжать учить четко произносить слова 8-го типа слоговой структуры. 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Закрепить употребление обобщающих понятий.
4. Развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игрового упражнения. Логопед говорит ребенку: «Представь, что ты идешь по улице и видишь витрины разных магазинов». Затем кладет перед ребенком картинку и спрашивает: «Что ты видишь на этой витрине? Как называется этот магазин?».
Ребенок: На витрине валенки, ботинки, тапочки. Этот магазин называется «Обувь». На витрине костюмы, косынка, варежки, фартуки, рубашка. Этот магазин называется «Одежда». На витрине капуста, огурцы кабачки, редиска. Это магазин «Овощи». На витрине васильки, ромашки, фиалки, ландыши. Это магазин – «Цветы». На витрине колбаса, сосиски, конфеты, печенье. Это магазин – «Продукты». На витрине ампулы, пилюли, зеленка, бинты. Это «Аптека». На витрине оправы, очки, бинокли. Этот магазин называется «Оптика». Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при подборе антонимов. 2. Упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. 3. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения. Логопед предлагает ребенку заканчивать предложение словом с противоположным значением.
А) подбор антонимов к именам прилагательным.
Логопед: Ребенок:
Девочка здоровая, а бабушка … бабушка больная. В сказках мачеха злая, а Золушка… Золушка добрая. Зимой погода холодная, а весной… весной погода теплая. Снег белый, а сажа… сажа черная. Сметана густая, а варенье …. варенье жидкое. Канат толстый, а веревка … веревка тонкая. Чемодан тяжелый, а коробка… коробка легкая. Юбки светлые, а костюмы …. костюмы темные. Ворота широкие, а калитка … калитка узкая. Блюдце маленькое, тарелка… тарелка большая. Матрац жесткий, а подушка… подушка мягкая. Дом высокий, а беседка… беседка низкая. Сахар сладкий, а горчица … горчица горькая. Девочки слабые, а мальчики … мальчики сильные. Банка пустая, а бутылка … бутылка полная.
Б) подбор антонимов к глаголам.
Дедушка говорил, а соседка … соседка молчала. Девочка заколку уронила, а подруга … подруга подняла. Малышка насорила, бабушка … бабушка подмела.
Мальчики отдохнули, а девочки … девочки устали.
(Лексический материал упражнения можно разделить на два занятия).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|