Упражнение «какое слово получилось? ».
Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа. 2.Упражнять в звуковом анализе. 3.Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения. Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит первый звук. Логопед, возвращая мяч, говорит окончание слова и просит ребенка назвать слово полностью.
Ребенок: Логопед: Ребенок:
СТ ружка стружка рочка строчка рижка стрижка рунка струнка ройка стройка релка стрелка рельба стрельба рашно страшно.
Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения. Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч логопеду, называет его «ласково».
а) с суффиксом – К -.
Логопед: Ребенок: Стена стенка Шляпа шляпка Пчела пчелка Блуза блузка Крыша крышка Тропа тропка Слеза слезка Штора шторка
б) с суффиксом – ЧК -, - ЧИК-. Брюки брючки Штука штучка Злюка злючка Птица птичка. Стул стульчик. Птенец птенчик.
в) с суффиксом – Ц -. Дверь дверца Блюдо блюдце. Упражнение «ЧЕГО НЕ СТАЛО?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа. 2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: клубок, звонок, хвост, столб, платок, шнурок, значок, дворец, станок, крючок, гвоздь, пловец, флажок, шланг.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: «Чего (кого) не стало?».
Ребенок:
а) Клубка б) Звонка в) Кружка Хвоста Столба Гвоздя Станка Шнурка Пловца Значка Платка Флажка Дворца Крючка Шланга.
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных от глаголов. 2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения. Логопед произносит глагол и дает образец образования существительного. Затем просит ребенка изменить слова по предложенному образцу.
а) с суффиксом – К -.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Спешить спешка. Сказать сказка Связать связка. Свалить свалка. Плясать пляска. Красить краска. Стирать стирка. Трясти тряска. Собрать сборка. Следить слежка.
б) с суффиксом – ЧК -.
Спать спячка. Скакать скачка.
в) с суффиксом – Б -.
Дружить дружба. Служить служба. Просить просьба. Стрелять стрельба.
Упражнение «НАЗОВИ ЧЕТВЕРТОЕ СЛОВО».
Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа. 2. Развивать логическое мышление.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку поиграть и обращается к нему с вопросом: «Каким будет четвертое слово?» Логопед: Ребенок:
Человек - дети, птицы - птенцы. Огород – овощи, сад - фрукты Овощи – грядка, цветы - клумба. Бутылка – пробка, кастрюля - крышка. Копать – лопата, сгребать - грабли. Фрукты – дерево, овощи - грядка. Человек – дом, птица - гнездо. Отвертка – шурупы, молоток - гвозди. Машина – руль, самолет - штурвал.
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при употреблении антонимов. 2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения. Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом с противоположным значением.
Логопед: Ребенок:
Шепчут тихо, а кричат … громко. Ночью темно, а днем … светло. Отдыхать легко, а работать … трудно. Сегодня мне весело, а вчера было … грустно. Я живу от школы далеко, а мой друг … близко. В комнате чисто, а на улице … грязно. У коробки дно снизу, а крышка … сверху. Когда ешь горчицу, во рту горько, а когда сахар … сладко.
Упражнение «СКАЖИ, КАК?». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании и употреблении наречий. 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения. Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом, отвечающим на вопрос «как?».
Логопед: Ребенок:
На полу грязь. В комнате (как?) … грязно. Клоун смешил детей. Он выступал (как?) смешно. От страха малыш заплакал. Ему было (как?) страшно. Мама грустит. Ей (как?) грустно. В комнате много света. В комнате (как?) светло. Собака лаяла со злобой. Она лаяла (как?) злобно. Бабушка с трудом поднялась по лестнице. Ей было (как?) трудно. В подвале сырость и мрак. Там (как?) мрачно.
Упражнение «СРАВНИ ПРЕДМЕТЫ». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании сравнительной степени наречий 2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения. Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу.
Логопед: Ребенок:
Яблоко твердое, а айва еще … тверже. Река глубокая, а море еще … глубже. Весной птицы поют звонко, а летом еще … звонче. Собака рычит громко, а лев еще … громче. Веревка крепкая, а канат еще … крепче.
Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа. 2. Учить отвечать на вопросы. 3. Развивать слуховое внимание. Ход игрового упражнения. Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить
на вопросы одним словом. Логопед: Ребенок: Смотрит Светка сквозь стекло. На дворе светлым-светло.
Кто смотрит? Светка. Смотрит через что? Стекло. Как на дворе? Светло.
На цветке сидит пчела. До чего она мала. Набирает сладкий сок Наша пчелка в хоботок.
- Где сидит пчела? На цветке. - Какой сок она собирает? Сладкий. - Назови пчелу «ласково». Пчелка.
Круглый, и сладкий, С полосатой кожей гладкой, А разрежешь – посмотри, Очень красный он внутри.
- Какой арбуз по форме? Круглый. - Какой арбуз на вкус? Сладкий. - Какой арбуз внутри? Красный. - Арбуз красный где? Внутри.
Что за ягода вот тут на стебле повисла? Глянешь – слюнки потекут, А раскусишь – кисло.
- Что это? Клюква. - Где повисла клюква? На стебле. - Что потечет, когда взглянешь? Слюнки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|