Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение Аристотеля о душе, её видах и способностях




Аристотель (384-322 гг. до н.э.) открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не физические тела и бестелесные идеи, но организм, где телесное и, духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела.

Из лекции: Учение Аристотеля о природе души

Учение о душе является частью философской системы Аристотеля. Биопсихология.

Четыре причины души: категории материи, формы, действия, цели.

Первая категория отметается – душа не материальна.

Аристотель, что идеи не могут существовать отдельно от вещей. Вместо понятия «идея» он использует понятие «форма». Душа – есть форма тела, но не любого тела, а только такого, которое одарено жизнью. Живой организм состоит из материи и формы. Душа – это функция тела. Живые организмы обладают такими функциями как питание, рост (увядание), воспроизведение. Такие функции есть и у растений. Эти функции составляют душу растений. Это один из трёх уровней жизни наряду с животной душой и человеческой душой. Животные ощущают, сохраняют образы ощущений, могут обладать представлением (воображением). На основе этого возникает чувственное стремление, приводящее к движению. При этом у животных сохраняются все функции растений. У человека разумная душа. Ей присущи следующие способности: познавательные, разумные стремления. Человеку также присущи функции растительной и животной души.

Энтелехия (эн – «в», тэлос – «цель», эхэй – «иметь») – душа заставляет тело стремиться к реализации своих функций. Душа несёт в себе цель.

 

Соотношение души и тела (в работе «О душе»).

«…душа есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнь» (Аристотелю. О душе. Кн. 1. Гл. 1).

 

Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя. Тем самым отвергались версии о прошлом и будущем души, способах ее соединения с внешним для нее материальным телом. Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует. Первичный уровень этих отношений представлен в процессах питания ("растительная душа") как ассимиляция живым телом необходимых для его существования материальных веществ. Это отношение предполагает специфическую активность организма, благодаря которой внешнее поглощается живым телом иначе, чем неорганическим, а именно – путем целесообразного распределения "в пределах границы и закона". Такой специфический для живого организма способ усвоения внешнего и следует, согласно Аристотелю, считать душой в ее самой фундаментальной биологической форме. Исходным для жизни является питание как усвоение внешнего. Этот общий объяснительный принцип Аристотель распространил на другие уровни деятельности души, прежде всего на чувственные впечатления, на способность ощущать, которая трактуется им как особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от питания, усваивается не материальное вещество, а форма объекта.

 

Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития: растительной, чувственной и умственной (присущей только человеку). Применительно к объяснению души Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела. Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась "верховным разумом", который не смешивался ни с чем телесным и внешним.

 

Виды души Способности
Растительная Питание. Движение роста и упадка. Воспроизведение.
Животная Ощущение. Память. Воображение. Чувственное стремление. Движение.
Разумная Познавательные способности. Разумное стремление.

 

Способности разумной души по Аристотелю

«…в разумной части души зарождается воля»

(Аристотель. О душе». Кн. 3., Гл. 9)

 

Познавательные способности
Ощущение - отдельных качеств посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) - общих качеств посредством общего чувства
Память - сохранение образа ощущения - воспоминание - припоминание
Воображение - способность представления - образы сновидений
Мышление Теоретический ум - опосредствованное логическое знание (эпистема), пользуется системой посылок, их сопоставлением и получаемым выводом (логика как наука о формах мышления, дедуктивная логика Аристотеля) - интуитивное мышление (нус) - мудрость (софия) Практический ум - рассудительность (фронезис)
Связаны с деятельностью и действиями
Способности, сопутствующие действию Чувства: удовольствие, неудовольствие.
Способность приводить в пространственное движение Аффекты (страсти): гнев, страх, радость, зависть и др.   Стремление: чувственное (желание и страсть) и разумное (воля).
Устойчивая направляющая способность Характер. Черты характера в зависимости от возраста, социального положения.

 

Общее чувство воспринимает движение, покой. Общее чувство объединяет все данные о каком-то предмете в образ этого предмета.

Представления о действии и деятельности. Аристотель считал деятельность формой жизни человека. Только деятельность с удовольствием является совершенной.

Аффекты – это страдательные состояния души. Они возникают непроизвольно под влиянием внешней ситуации. В этих ситуациях душа испытывает чувство удовольствия или чувство неудовольствия. В состоянии аффекта человек совершает такие действия, которые никогда бы не совершил в спокойном состоянии. Иными словами, в состоянии аффекта человек совершает действия вопреки свои предыдущим решениям.

 

Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и движений посредством циркуляции крови. Внешние впечатления организм запечатлевает в виде образов "фантазии" (под этим понимались представления памяти и воображения). Они соединяются по законам ассоциации трех видов – смежности (если два впечатления следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста. (Эти открытые Аристотелем законы стали основой направления, которое впоследствии получило имя ассоциативной психологии.)

Хотя душа бестелесна, ее носителем является особое органическое вещество — пневма, которая у животных вырабатывается в крови. Орган души — сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию, в нем кровь охлаждается до нужной нормы.

Учение Аристотеля о душе как цели проникнуто телеологизмом. Его гносеологическими корнями является перенесение специфических особенностей человеческой деятельности и сознания, которые носят целенаправленный характер, на низшие уровни психической организации и вообще на природу. «Как ум действует ради чего-нибудь, так и природа, а то, ради чего она действует, есть её цель»

Итак, Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии: системности (организации), развития, детерминизма. Душа для Аристотеля – не особая сущность, а способ организации живого тела, представляющего собой систему, душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует на тело в данный момент, но и сообразовываться с будущей целью.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...