Понятие об опыте, по Дж.Локку. Психология как наука о внутреннем опыте. Учение о простых и сложных идеях. Образование сложных идей: обобщение, ассоциация идей.
Идея есть объект мышления. Все идеи приходят от ощущения или рефлексии – что составляет опыт? Объекты ощущения — один источник идей. Таким образом мы получаем идеи желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького, сладкого и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами. Ощущения в мозгу уже вызывают восприятия. Деятельность нашего ума – другой их источник. восприятие действий (operations) нашего ума, когда он занимается приобретенными им идеями. Здесь идеи другого рода – таковы «восприятие», «мышление», «сомнение», «вера», «рассуждение», «познание», «желание» и все различные действия нашего ума. Под рефлексией онимается то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления. Люди различным образом снабжаются идеями соответственно различию встречающихся им объектов. Люди снабжаются большим или меньшим числом простых идей извне, смотря по тому, больше или меньше по количеству различных объектов им встречается, а от внутренней деятельности их ума — сообразно тому, больше или меньше размышляют они о ней. Идеи рефлексии [возникают] позднее, потому что требуют внимания. Душа мыслит не всегда, ибо для обратного утверждения нет доказательств. Восприятие идей для души — то же, что движение для тела, — не ее сущность, а один из видов ее деятельности. Душа всегда сознает себя мыслящею. Невозможно спящих без сновидений убедить в том, что они мыслят. Весьма неправдоподобно, чтобы человек был занят мышлением и тем не менее не помнил об этом в следующий момент. Полагать, что душа мыслит, а человек этого не замечает, — значит, делать из одного человека две личности. Наблюдения над детьми с очевидностью показывают, что нет других идей, кроме идей, получаемых из ощущения или рефлексии. Я не вижу поэтому оснований верить, что душа мыслит прежде, чем чувства снабдят ее идеями для мышления. Душа постепенно делает успехи и переходит к упражнению способностей расширения, сочетания и абстрагирования своих идей. При восприятии простых идей разум по большей части пассивен. В этой части разум просто пассивен: хотим мы или нет, объекты наших чувств большей частью навязывают нашей душе свои особые идеи, а деятельность нашей души не позволит нам не иметь хотя бы некоторого смутного представления о них.
Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии как науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция. Простые идеи – ощущения, одномодальные. Душа не может ни создавать, ни разрушать их, но может делать из них более сложные. Простые идеи – из пяти органов чувств. Простые идеи приходят различными путями: с помощью одного чувства, нескольких чувств(пространство, протяженность, форма, покой, движение), с помощью рефлексии (восприятие = мышление, желание=хотение. Сила мышления – это разум, сила желания – воля. Обе эти силы – способности), с помощью всех видов ощущений и рефлексии(удовольствие, неудовольствие, существование, единство, сила последовательность. Названий гораздо меньше, чем самих идей. Идеи – в уме, качества – в телах. Есть положительные(вкус, звук) и отрицательные идеи(тишина, безвкусие) идеи. Есть три вида качеств в телах: · Первичные (объем, форма, число, расположение и движение или покой их плотных частиц) Эти качества находятся в телах, воспринимаем мы их или нет. · Вторичные (чувственные) – способность воздействовать особым образом на какое-либо из наших чувств благодаря незаметным первичным качествам тела и в силу этого вызывать в нас различные идеи разных цветов, звуков, запахов, вкусов и т. Д
· Третичные (силы) – способность в силу первичных качеств изменять другие тела.
Пути к знанию: · Восприятие – первая простая идея рефлексии. восприятия не бывает, если при любых изменениях, происходящих в теле, они не достигают ума. Восприятие устанавливает разницу между животными и низшими существами. Способность восприятия, есть то, что отличает животное царство от низших областей природы. Восприятие — путь к познанию. Следовательно, восприятие — первый шаг и первая ступень к знанию, путь для всего его материала. · Удержание – сохранение простых идей. Первый путь — удержание в течение некоторого времени в поле зрения ума проникшей в него идеи — называется созерцанием. Другой путь удержания есть способность постанавливать в нашем уме идеи, которые после своего запечатления исчезли или как бы были отложены, скрывшись из виду – память. Внимание, повторение, удовольствие и страдание закрепляют идеи. Внимание и повторение много способствуют закреплению идей в памяти, но самое глубокое и прочное впечатление, естественно, производят с самого начала те идеи, которые сопровождаются удовольствием или страданием. Идеи блекнут в памяти - если их время от времени не освежать, они стираются и исчезают. · Различение – способность ума, способствующая познанию, состоящая в разграничении идей. Бла-бла очень много.. сравнение, соединение, называние, абстрагирование.
Сложные идеи – отличаются активностью ума и произвольностью. Действия ума следующие: · Соединение (красота, человек, войско, вселенная – понятия (?)) · сведение и сопоставление --- идеи отношений · обособление от других идей --- абстрагирование
Итак, ощущение убеждает нас в том, что есть плотные, протяженные субстанции, а рефлексия — в том, что есть мыслящие субстанции. субстанция духа неизвестна нам, но в такой же степени неизвестна нам и субстанция тела. Мы имеем отличные друг от друга ясные идеи двух первичных качеств, или свойств тела, а именно плотных, сцепленных частиц и толчка; точно так же мы знаем и имеем отличные друг от друга ясные идеи двух первичных качеств, или свойств духа, а именно мышления и силы действия, т. е. силы начинать или останавливать различные мысли или движения. Мы имеем также идеи различных качеств, присущих телам, и притом идеи ясные и отличные друг от друга; эти качества суть только различные модификации протяженности сцепляющихся плотных частей и их движений. Точно так же мы имеем идеи различных модусов мышления, а именно веры, сомнения, намерения, страха, надежды; все они только различные модусы мышления. Мы имеем также идеи акта хотения и следующего за ним движения тела, а также идею движения духа совместно с телом, ибо, как было показано выше, дух способен к движению.
Мы имеем идеи плотности и мышления по отдельности, поэтому можно предположить что существует просто материя и просто мыслящая субстанция.
Тождество личности: Я есть Я и я мыслю, что свидетельствует о сознании. В сознании и есть тождество личности. Ничто, кроме сознания, не может соединять в одну и ту же личность отдаленные существования; тождество субстанции не сделает этого.
Ассоциации: В большинстве людей есть что-то неразумное, оно происходит из-за неверного соединения идей. Эта связь идей, целиком обязанная случаю или обычаю: идеи, сами по себе вовсе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Образуются эти связи случайно или в результате раз приобретенной привычки. Результатом такого соединения бывают некоторые антипатии, также ассоциация – важная причина заблуждений. Но не только плохое – есть и хорошее – наушение (например музыкальные мелодии), тоже происходит по этому принципу. Со временем ассоциации разрушаются (время лечит).
О познании: Наше познание касается наших идей. Познание есть восприятие соответствия или несоответствия двух идей. Это соответствие бывает четырех видов: · тождество или различие · отношение · совместное существование (необходимое) · реальное существование – соответствует идее.
Степени познания: · Интуитивное – ум воспринимает соответствие или несоответствие двух идей непосредственно через них самих, без вмешательства каких-нибудь других идей · Демонстративное – зависит от доказательств, доводов. · Чувственное – с помощью чувств. Познание ограниченно, простирается не на все наши идеи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|