Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление ассоциативной психологии в XVIII в. (Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли). Развитие ассоциативной психологии в XIX в. (Т. Браун, Дж. Милль, Дж.Ст. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер)




18 век называют столетием психологии: в Англии складывается направление ассоциативной психологии усилиями трех главных фигур: Беркли, Юм и Гартли. Они развили английскую психологию от эмпиризма Локка к ассоцианизму. Дж.Беркли (1685-1753) - последователь Локка, шел от сенсуализма к субъективному идеализму, «Быть значит воспринимать».. Он создал зрительную теорию пространства в своей работе “Опыт новой теории зрения” (1709), согласно которой зрительное восприятие есть комбинация зрительных и осязательных ощущений от движения глазных мышц. Говорил о зрении как о языке осязания – подчеркивал его знаковый характер. Он свел мир к комплексу ощущений. Выдвинул объяснение восприятия пространственных свойств объектов из опыта. Свет и цвет человек воспринимает без всякого опыта; но восприятие пространственных свойств складывается со временем. Он спорит с Декартом, который объяснял восприятие пространства «естественной геометрией». Беркли: от рождения мы воспринимает зрительные впечатления, которые в зависимости от расстояния различаются яркостью и отчетливостью; одновременно с восприятием с помощью зрения мы воспринимаем ощущения от движений глаз и от движений других органов нашего тела. Эту сумму ощущений он называет осязательными, а поскольку события, происходящие одновременно, имеют тенденцию к ассоциации, то образуется связь между зрительными и осязательными ощущениями. Зрительные впечатления становятся знаком пространственных свойств вещей. Против Беркли выступили философы шотландской школы. Д.Юм (1711-1776) последователь Беркли, пришел к тому, что эмпиризма недостаточен как направление. Обнаружил ограниченность этого подхода.В трактате “О человеческой природе” (1739) и труде “Исследование о человеческом познании” (1748) развил понятие ассоциации, он поделил все состояния сознания на впечатления и идеи, их отражения. Впечатления- образы ощущений и некоторые аффекты, на их основе образуются идеи - более ослабленные ощущения (т. е. различия не качественные, а количественные). Сложные идеи образуются путем ассоциаций, но не через действия ума (как у Локка), а через работу особого механизма ассоциаций, по которому строится вся работа познания. В отличие от Локка у Юма неправильные ассоциации – это только по смежности в пространстве и времени, а по закону сходства и причинности – это правильные ассоциации. У Юма вся личность была цепочкой восприятий (тепла, холода, любви, ненависти). И больше ничего кроме восприятий в «Я» не существовало. Следовательно, все сознание есть нечто иное, как пучок ассоциаций между отдельными идеями и ничего больше нет. Д. Гартли (1705-1757) – священник, врач. Моральный вопрос, вопрос о том, чем отличаются хорошие люди от плохих, привел его к теме о природе человека. Дал наиболее полную картинку ассоциативной теории. Он выделил три основных простейших элемента душевной жизни: ощущения, идеации (идеи ощущений, или повторение ощущений без предметов), аффекции – удовольствие/неудовольствие. Из этих элементов с помощью механизма ассоциации строится душевная жизнь. В основе этого механизма лежат вибрации – физиологические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Они различаются по степени, роду, месту и направлению. Сочетаются, собственно, не идеи, а состояния мозга, которые сопровождаются ими. Ассоциации могут быть одновременными или последовательными. Понимание слов – это образование ассоциации между словом и значением, оно устанавливается в детстве из опыта. Мышления как процесса в системе Гартли нет. Истины пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциаций, новые мысли – комбинации или разложение старых идей. Память – это воспроизведение ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каком они были получены. Если этот порядок нарушается, мы имеем дело уже с воображением. Образование ассоциаций – пассивный процесс. Воспроизведение идей (память/воображение и пр.) происходит пассивно без участия субъекта.Страсти рассматривались как источник поведения, поступков. Достигая определенного порога они могут именоваться желаниями или отвращениями. В той стадии, когда они настолько сильны, чтобы вызвать действия, они могут именоваться волей. Во врожденном состоянии аффектов не существует – это продукт воспитания, возникает по ассоциации между представлением о вещи и аффекцией. В организме имеется набор врожденных первичных автоматизмов, из которых образуются произвольные движения, побуждаемые внешними стимулами. Он различал полупроизвольные, произвольные движения и вторичные автоматизмы. Все психические явления выводятся из внешних впечатлений.Откуда берутся страсти – важный вопрос для Гартли. Люди не рождаются с любовью к родителям, но в процессе опыта ребенка от матери получает много хорошего и получает удовольствие. Ассоциация между образом матери и удовольствия приводят к чувству любви к матери. Со временем любовь приобретает духовный характер (мы уже ничего не получаем от родителей, но продолжаем их любить). Т. о. страсти - прижизненные образования, и надо формировать хорошие страсти. Особенностью ассоцианизма XIX века явилось его соединение с философией позитивизма. В развитии ассоцианизма этого периода различают три этапа: а) наивысший расцвет (Т.Браун, Дж.Милль); б) пересмотр основных положений о предмете и методе ассоциативной психологии, начало кризиса системы ассоциагизма (Дж.Ст.Милль); в) Отступление от классического ассоцианизма по ряду проблем (А.Бэн). Томас Браун (1778-1820) в “Лекциях по философии человеческого духа” (1820) продвинул учение об ассоциациях: ввел вторичные законы ассоциации – учение о дополнительных факторах. объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других. Мышление проанализировал как процесс решения задачи = выбор одной из ассоциаций, вызываемых предъявлением этой задачи. Развил учение об ощущениях: выделил из осязания ощущение тепла-холода, а также мускульное чувство и указал на его значение для формирования чувства уверенности в существовании предметов внешнего мира. он оторвал душевные явления от материальной основы и постулировал их подчиненность собственным, внутренним законам, которые открываются только в самонаблюдении. Только основания ассоциаций (простых внушений) лежат в мозгу, остальные связи представляют собой операции духа и называются относительными внушениями. В качестве метода признавал только самонаблюдение. Всякое сложное душевное явление он сводил к сумме составляющих его более простых. Познание трактовал механистически. Потребности он понимал биологизированно и относил вместе с ощущениями и чувствами удовольствия-неудовольствия к области чувственных процессов. Разделял потребности на два рода чувствований: ощущение неудовольствия и желание предмета, снимающего это неудовольствие. То есть уничтожалась специфика потребностей как особых психических состояний. Дж. Милль (1773-1836). “Анализ явлений человеческого духа”. Психическую жизнь он сводит к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей: есть только одно явление – ощущение, и один закон – ассоциации. Он выделил две причины закрепления ассоциаций: живость ассоциируемых ощущений и частоту их повторения. Также Милль сформулировал общий закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы. Также он говорит о «ментальной механики» (полная пассивность организма и неактивность личности). Джон Стюарт Милль (1806-1873) признал ассоциативную механику несостоятельной и предложил «ментальную химию»: по продукту нельзя судить по исходным элементам, а знание свойств элемента не избавляет от необходимости изучать свойства целого. Т.е. простые идеи не составляют совокупностью сложные, а порождают их. Но у нас нет возможности изучать сложные явления. Остается лишь их описывать. Приходит к мысли о том, что многие ощущения, чувства и мысли порождает нервная деятельность. Ассоциации должны устанавливаться между нервными импульсами. Но рано заменять всю психологию физиологией (как считает Конт), т.к. пока у психологии больше инструментов. Вводит в психологию «Я» как субъекта сознания, отступая от классического ассоцианизма, лишенного активности. Признаются и ассоциации по сходству, чего не было раньше, так как для ассоциаций по сходству нужна активность мышления, которая ранее не признавалась. Александр Бэн (1818-1903): отступает окончательно от механицизма и вводит положение о спонтанной активности НС при произвольных движениях. Когда произвольное движение пару раз совпадает с состоянием удовольствия – появляются ассоциации. Так появляются целесообразные движения и позднее – навыки. Если бы сочетание движений и ощущений протекало бы только на основе временных отношений (как думал Гартли), то различие приятного - неприятного и полезного - бесполезного не имело бы значения и усваивалось бы всё. Продолжается отступление от классической пассивной ассоциативной психологии: вводятся творческие ассоциации (открытия в науке, художества). Герберт Спенсер (1820-1903) сблизил психологию и биологическую эволюцию. Сформулировал общий закон эволюции: повсюду во вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, от однородного к разнородному, от неопределенного к определенному. То есть психическая жизнь постепенно дифференцируется от физической. Единица психики – ощущение (развилось из изначальной раздражительности). Сочетания чувствований порождают душевную жизнь животных. Психологию он поделил на объективную (предмет – психические явления животных и человека; метод – внешнее наблюдение) и субъективную (предмет – состояния сознания; метод – внутреннее наблюдение). В целом психология должна изучать связи между сознанием и внешней средой, а не только связями внутри организма. В процессе приспособления внутренних отношений к внешним образуются рефлекс, инстинкт, память, разум, воля и интеллект – высшая фаза душевного развития. Приспособление внутренних отношений к внешним происходит через ассоциации – внешние отношения порождают внутренние. Они образуются в индивидуальном опыте и порождают ощущения, чувства и пр. Впервые Спенсер рассматривает социальную эволюцию (появление языка, общества, науки, морали и пр.). Но существенных отличий это не привносит. По-прежнему по Спенсеру опыт приобретается в 2 формах: индивидуальном и наследственном. Биологизаторская теория Спенсера не привела его к культурно-исторической концепции, а привела к расистским взглядам. Положительные стороны ассоцианизма:1. Индивидуальное сознание появляется опытным путем и человека можно безгранично воспитывать и обучать.2. Начиная с Гартли, стали изучать материальные основы психики.3. Детально прописывается механизм ассоциации и законы ассоциации.4. Ассоциативный эксперимент и сейчас имеет значение в клинике и педагогике. Негативные стороны ассоцианизма:1. Ассоцианизм как теория несостоятелен, т.к. замыкается на субъективном и не дает объективных методов исследования сознания.2. Ассоцианизм лишь описателен.3. Ассоцианизм не решал проблемы духовного развития, личности, источников психической активности, осмысленного мышления.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...