Психофизическая проблема в учениях Декарта и Спинозы: сравнительный анализ
У Декарта: Дуализм души и тела. Душа обладает мыслью/духом, тело – теплом и движением. Тело в отличии от души протяженное. Душа, или Я, познается через сомнение (я мыслю-следовательно существую), и таким образом наличие души (или разума в современном понимании) у Декарта доказано. Как Декарт этим методом убеждается в существовании тела, остается непонятным. Далее, душа и тело связаны, о чем свидетельствует опыт. Причем как душа влияет на тело (с помощью желаний и воли через железу см. Далее), так и тело влияет на душу (с помощью животных духов – мельчайших движущихся частиц). Тело некоторым образом неделимо, оно умирает только когда разрушается связь между органами (т е не просто отрезали руку, а между вну органами). Душа равномерно распределена по телу, но однако же в железе сконцентрированна большая ее часть. (Получается, что Декарт все таки нашел место расположения души в теле). Вот это место и является связующим материальным звеном между душой и телом. Функции души – мысли. Они делятся на действия (желания, исходящие непосредственно из души) и страсти (все виды восприятий или знаний – получаемы от внешних вещей). Разделение по типу активное-пассивное. Страсти также делятся восприятия, ощущения, душевные движения (вызываются и поддерживаются некоторыми движениями духов). Со страстями нужно быть осторожнее, Декарт их в разных местах упоминает по разному: так в конце произведения «Страсти души» он все же приходит к следующему. Желания – истинные душевные побуждения, не привязаны к телесному и зависят от ВОЛИ (что такое воля – у Декарта как то тоже не описано). Страсти – виды восприятия, некоторое сочетание телесного и душевного, вызываются и поддерживаются движением животных духов, т е телом. Есть только 6 простых страстей - удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль, все же прочие либо составлены некоторыми из этих шести, либо же являются их видами.
В мозгу имеется небольшая железа, в которой душа более, чем в прочих частях тела. Малейшие движения в железе могут значительно изменить направление движения духов в мозгу, и обратно, малейшие изменения в направлении движения духов могут значительно изменить движения этой железы. Всякое действие души опосредовано через железу, которая приходит в движение и заставляет двигаться тело. Когда душа хочет что-нибудь вспомнить – она двигает железу и духи направляются в различные части мозга. Встречаясь с порами, из которых духи уже выходили, они входят в них легче и вызывают в железе особое движение, которое говорит о воспоминании. Воображение – душа двигает железу и духи направляются в те поры мозга, которые должны открыться для представления того или иного предмета. Сосредоточение внимания – железа застывает в нужном положении. Каждое желание естественно связано с каким-нибудь движением железы, но при старании или по привычке его можно соединить с другими движениями (условный рефлекс?). Страсти сопровождаются волнением в сердце, а значит и крови и духов. Душа(Воля) может преодолеть лишь незначительные страсти, сильные же может только удержать от последствий. Нет высшенй и низшей части души, меж которыми идет борьба – борьба м б только между душевными движениями и движениями животных духов (т е – телом). Также борьба между душой и страстями. По этой борьбе определяется сила или слабость души. Душа действует согласно убеждениям, которые могут быть ложными и привитыми иными страстями. Сила души – в способности действовать согласно убеждениям. Важно познание истины, чтобы убеждения также были истинными. Нет души настолько слабой, чтобы при хорошем руководстве она не могла приобрести полной власти над своими страстями.
Главное действие страстей: побуждать и настраивать душу человека желать того, к чему эти страсти подготовляют его тело. Страсти обеспечивают единство души и тела, но могут стать и источником заблуждения. Поэтому страсти нужно воспитывать, путем развития разума и воли. Среди таких средств - размышление и искусство. Единственное средство против крайностей: следует сдержаться и помнить, что все представляющееся воображению склонно обманывать душу.
У Спинозы: У него все конечно покруче. Здесь я пишу только то, что относится к психофизической проблеме и идеям Декарта. Во-первых он вводит свои понятия, которые нужно знать и разбираться в них: Субстанция – ее основное свойство существование. Любая субстанция имеет важнейший признак – атрибут. Частичка этой субстанции – модус (типо отражение, как макет). Душа – это мыслящая субстанция (мышление – это ее главный атрибут). Из мышления души следует способность к образованию идей. Идею следует отличать от образа (в ее основе не обязательно образ) и слов (как внешних знаков). Можно говорить об объектах идей. Так объектом идеи души является тело. Душа и тело – это по сути одно и то же, с той лишь разницей, что главным атрибутом души является мышление, а атрибутом тела – протяжение. (Вот здесь получается, что все что имеет тело, то и имеет идею и, значит, душу, - по крайней мере я так понимаю). Для определения того, чем отличается человеческая душа от других душ и в чем она выше их, нам необходимо изучить, как мы сказали, природу ее объекта, т.е. природу человеческого тела. Чем способнее тело к большему числу одновременных действий, тем душа способнее к одновременному восприятию большого числа вещей. (Человеческая душа способна к восприятию весьма многого и тем способнее, чем в большее число различных состояний может приходить ее тело). Чем более действия тела зависят от него самого (без помощи других тел), тем способнее душа к его отчетливому пониманию. Человеческое тело нуждается для своего сохранения в весьма многих других телах, через которые оно беспрерывно как бы возрождается. Душа сознает тело только через идеи о его состояниях. Душа, имеет смутные представления как о самой себе так и о внешнем теле, потому как узнает о своем существовании только при встречи с внешними телами (соответственно опосредовано через внешние объекты). Душа разрушается не из-за разрушения тела, а из-за того что находится внешняя причина, идея, которая входит в противоречие с существованием души. Человеческая душа не может совершенно уничтожиться вместе с телом, но от нее остается нечто вечное.
В душе нет места воле, а тем более свободной воле. Нет никакого утверждения или отрицания, помимо того, что уже заложено в идее. Нет абсолютной способности хотеть или не хотеть. Воля и разум – это одно и то же, их можно назвать отдельными волевыми явлениями. Ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому. К мышлению определяет модус мышления, к движению – модус протяженности. Аффекты – этосостояния тела (corporis affectiones), которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний. Мы более всего несвободны в том, чего более яро желаем (находимся под действием аффекта)). Базовых аффекта 3 – удовольствие, неудовольствие, желание. Душа стремится пребывать в существовании, это стремление и есть воля. Стремление и души и тела пребывать в существовании – это влечение. Осознанное влечение – это желание. Идея действующая на тело – действует и на душу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|