IV. Составление памятки «Как работать над сочинением-описанием помещения».
IV. Составление памятки «Как работать над сочинением-описанием помещения». 1. Общее впечатление о помещении (состояние помещения). 2. Интерьер помещения, описание деталей (перечень предметов, находящихся в помещении, может сопровождаться указанием на их местоположение; каждый предмет можно не только назвать, но и описать). 3. Отношение к описываемому помещении. V. Чтение сочинения-образца. Моя комната. Я очень люблю свой дом и особенно свою комнату. Она просторная светлая и очень уютная. От большого окна с нежно-голубыми тюлевыми занавесками свет падает на мой письменный стол, на котором находятся стаканчик с карандашами и фломастерами, фотография в старинной рамке, несколько тетрадей. Стол большой, массивный, с множеством различных ящиков и отделов, в которых находится все необходимое мне: учебники, пособия, канцелярские принадлежности, фотоальбом, который я пересматриваю, когда мне грустно. За письменным столом делаю уроки. Я стараюсь, чтобы он всегда выглядел опрятно. Возле стола ― стул. В левом углу комнаты стоит книжный шкаф, на полках которого аккуратно сложены книги. У нас хорошая библиотека, где собраны самые интересные произведения: фантастика, детективы, классическая и приключенческая литература. Среди этих книг очень много моих любимых, которые я перечитывала уже много раз. Справа, возле стены, стоит платяной шкаф. Напротив ― диван-кровать, застеленный голубовато-белым покрывалом с вышитыми на нем темно-синими цветами. На стенах разнообразные плакаты, календари. На полу лежит мягкий серый палас, на котором я люблю сидеть, поджав под себя ноги. Теперь вы представляете, как выглядит моя любимая комната. Приходите ко мне в гости и увидите, как у меня чисто и уютно.
VI. Самостоятельная работа над составлением текста. Самостоятельная работа учащихся над сочинением на тему «Комната, в которой я живу» (сначала в черновике, консультация учителя).
Описание природы Урок 3. Подготовка к сочинению- описания зимней природы. Тема: Подготовка к сочинению – описанию на тему «Зимний пейзаж». Цели урока. 1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, музыку, личные наблюдения учащихся, подготовить к написанию сочинения-описания. 2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи имён прилагательных. 3. Воспитательный аспект: привитие эстетического вкуса учащихся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к родной природе. Тип урока. Интегрированный / урок развития речи/. Оборудование. Мультимедийный проектор, постеры с зимними зарисовками, аудиозаписи звуков природы и произведений А. Вивальди и Г. Свиридова, раздаточный материал /распечатанные тексты/, цветные магниты, жетоны. Эпиграф урока. Для полного овладения русским языком необходимо общение с природой ( К. Паустовский). Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Целеполагание. Постановка целей урока. Цель нашего урока - подготовиться к сочинению-описанию по теме «Зимний пейзаж», учиться наблюдать, сравнивать, красиво излагать свои мысли. 3. Вступительное слово учителя. В этом году зима оказалась удивительно щедрой на морозы и снег. Проснёшься утром, посмотришь в кусочек окошка, не зарисованный морозом, и подумаешь: «Какое великолепие! » Давайте же, отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмём с собой в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника; пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.
Люди по-разному воспринимают зиму. В хрониках VIII века со слов англосаксонца записано: «Злая явилась Зима с торчащею мёрзлою щетиной». У русского поэта Н. Заболоцкого есть такие строки: «Светлыми звёздами нежно украшена тихая зимняя ночь»… Слово - это драгоценность, надо умело использовать его, чтобы оно засверкало, поэтому мы в течение урока будем складывать в свой сундучок слова, которыми будем описывать зиму.
Вслушаемся в слово ЗИМА…/произнесём его/. Попробуем расшифровать слово, используя слова, начинающиеся буквами З И М А /подберём прилагательные и существительные, которые отражают ваше отношение к зиме. Какая она? Сказочная, волшебная, удивительная, чудесная, бесконечная, жестокая, грозная, весёлая. Колдунья, волшебница, чародейка, красавица, старуха, фея. А какие ассоциации, мысли, чувства вызывает у вас слово снег? Белый, блестящий, необыкновенный, переливчатый, сказочный, новогодний, пушистый, мягкий… 4. Актуализация знаний. - Чтобы нам была ясна цель нашей работы, давайте вспомним, какие типы речи нам известны. Слайд (типы речи). 5. Словарная работа. - Что такое пейзаж? Слайд (Словарь иностранных слов. -16-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1988. -624стр. ) 6. Рассматривание картин. Художники не могли не заметить, как удивительна зима. Перед вами работы молодых художников «Зимний пейзаж» И. Михайлова, «Зимняя сказка» С. Пивторака, Н. П. Крымова « Зимний вечер». Они признаются в своей любви к зиме. - А каким видят снег художники? Слайд. Картина М. Иваненко «Зима в тиши деревни». - Какое впечатление от картины вы получили? Словесное рисование зимнего пейзажа. (Как приятно зимними вечерами проводить время за чашечкой чая рядом с мамой и папой! За окном метель, а дома тепло и уютно! Ведь семья – это самое сокровенное в нашей жизни! ) 7. Моделирование текста. Слайд. Картина «Зимний пейзаж» И. Михайлова. Очень важно уметь наблюдать, вглядываться в окружающую природу, чтобы увидеть красоту и насладиться ею. А передать словесное впечатление от увиденного нам помогают разные художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения. Вот они и помогут нам в моделировании текста.
Творческое задание: распространить предложения средствами художественной выразительности. Какая из команд справится? Какой получился текст? - А как зима представлена в произведениях композиторов? 8. Прослушивание музыкальных произведений. «Вальс» Г. Свиридова из к/ф «Метель». - Как тема зимы звучит в этом произведении? Какая она? Опишите свои впечатления. (Ответы детей) 9. Работа над сочинением-описанием. Теперь напишем пейзажную зарисовку на тему, которая окажется вам ближе: Иней всюду. Падающая снежинка. Морозный вечер. Тихо в зимнем парке. Зимой в нашем дворе. 10. Заслушивание ответов детей. 11. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.
Какие знания приобрели? Какие задания вызвали интерес? Помогли ли описания зимней природы в овладении русским языком? Жетоны- снежинки. У каждого есть право отдать жетон тому ученику, который, по вашему мнению, его заслужил. Таким же правом обладаю и я. Посчитаем количество жетончиков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|