Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и основные составляющие смысловой структуры текста




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Русский язык»

Тема: «Особенности смысловой структуры текстов в развлекательном издании “Гламур”»

 

 

Исполнитель:

студентка

Лобанова Е. В.

 

Научный руководитель:

канд. филол. наук

Баранова А. А.

 

г. Екатеринбург,

2012 г.


Содержание

Введение. 3

1. Теоретические предпосылки исследования смысловой структуры текста в развлекательных изданиях. 4

1.1. Понятие и основные составляющие смысловой структуры текста. 4

1.2. Особенности смысловой структуры текста развлекательных изданий. 11

2. Анализ смысловой структуры текстов в журнале «Гламур». 16

2.1. Анализ смысловой структуры материала «Новая звезда: Эмма Стоун» в журнале «Гламур». 16

2.2. Анализ смысловой структуры материала «Теория красоты: мода и диагнозы» в журнале «Гламур». 19

2.3. Анализ смысловой структуры материала «О сроках влюбленности» в журнале «Гламур». 26

Заключение. 30

Список литературы и источников. 32

Приложение 1. 34

Приложение 2. 36

Приложение 3. 44

 

 

 


Введение

В борьбе за аудиторию все больше изданий сегодня переходят в разряд развлекательных. Развлекательная направленность проявляется не только в тематике и оформлении, но и в смысловой структуре публикуемых материалов. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.

На основании выбранной темы, выдвигается следующая гипотеза исследования: если развлекательная направленность издания может проявляться не только в тематике и оформлении публикуемых материалов, то она должна прослеживаться также и в смысловой структуре их текста.

Объект исследования – тексты развлекательного издания «Гламур».

Предмет исследования – смысловая структура текстов развлекательного издания «Гламур».

Методы исследования – метод дедукции, индукции, анализа и синтеза.

Цель работы – выявить особенности смысловой структуры текстов развлекательного издания «Гламур». Цель определяет следующие задачи:

1. На основе изучения научной литературы описать основные составляющие смысловой структуры текста.

2. Проанализировать смысловую структуру текстов развлекательного издания «Гламур».

Материалом для исследования послужили три публикации из развлекательного журнала «Гламур» за период с февраля по октябрь 2012 года.

 

 


Теоретические предпосылки исследования смысловой структуры текста в развлекательных изданиях

Понятие и основные составляющие смысловой структуры текста

Для того чтобы определить основные характеристики смысловой структуры текста, необходимо внести некоторые уточнения в терминологию понимания текста вообще. Как утверждает Т. М. Дридзе в работе «Язык и социальная психология» «текст – это передающая целостную информацию последовательность предложений, объединенных общей темой, грамматическими средствами связи и целями общения»[1]. На основе данного определения, можно выявить наиболее «значительные характеристики текста, такие как: целостность, связность, закрепленность в определенной знаковой системе, информативность»[2].

Необходимо рассмотреть подробно каждое из вышеперечисленных понятий.

Согласно мнению Т.М. Дридзе «целостность текста обеспечивается смысловой нитью, которая должна проходить через весь текст»[3]. Опираясь на эту мысль, можно предположить, что в таком случае, журналистской задачей будет являться выявление этой самой нити с помощью анализа «внешних значений» к частным значениям, иначе говоря, смыслу.

Оценка целостности текста происходит по «двум направлениям: анализ его как органического единства; выявление полноты и точности составляющих его элементов»[4].

«Целостность текста как литературного единства непосредственно не соотносится с лингвистическими единицами и имеет психолингвистическую структуру»[5], что достигается «единством замысла и точностью построения текста, целостностью образного осмысления материала, ясностью логического развертывания мысли, стилистическим единством текста»[6].

Далее рассмотрим понятие связности текста. Можно предположить, что это понятие вытекает из предыдущего, т.е. является условием целостности. Для понимания всего текста необходимо понять значение не одной конкретной фразы, а то, что «каждая фраза включает в себя значение предыдущей»[7]. Текст получится «прерывистым», если будет рассмотрен вне существующей системы коммуникаций.

Если говорить о средствах осуществления этой связи между элементами текста, то они достаточно разнообразны. В некоторых случаях эти средства могут быть грамматическими. В официальных материалах, в научной прозе – это «четко выраженные логические связи»[8]. В художественных и публицистических произведениях – зачастую ассоциативны, так как «предопределены его образной системой»[9].

Еще одно понятие – закрепленность текста является одним из важнейших качеств именно письменной речи, преимущество ее перед устной. «Письменная речь может быть более сложной по структуре, допуская включение различных знаковых систем (цифр, формул, рисунков, чертежей) и требует от адресата большей, чем устная самостоятельности и аналитичности мышления»[10]. Смысловые оттенки в данном случае передаются пунктуацией.

Наконец, самой важной характеристикой журналистского произведения является информативность. Определение информативности текста, как пишет Дридзе «основывается на представлении об уровне знаний читателя и учете фактора времени»[11].

У той же Дридзе присутствует разделение информации «по степени насыщенности и мере новизны», а именно[12]: «ключевую» (уникальную, сообщающую новость); «уточняющую» (связанную с теми единицами текста, которые должны нести основную информацию). Она «не сообщает новости, а лишь уточняет то, что уже сообщено. Это указатели времени и места, подробности, которые подчеркивают ее достоверность и точность»[13]); «дополнительную» (не связанную «непосредственно с единицами текста, содержащими ключевую информацию. При введении ее возникает новая тема и образуется смысловая скважина, нарушающая связность текста»[14]); «повторную», которая не содержит новости, а лишь «повторяет уже сообщенные сведения. Как сообщение уже известного, повторная информация избыточна и может служить только риторическим целям»[15]; и «нулевую», представляющую собой «речевые отрезки, лишенные семантической информации (оговорки, «пустые слова, нейтральные речения»[16]).

Если рассматривать структуру текста, то современные лингвисты различают понятия «семантика», «содержание» и «смысл». Под семантикой понимаются «значения составляющих текст языковых единиц (слов), обладающих способностью во взаимодействии друг с другом отражать объективную действительность»[17]. Содержание текста составляют знания о действительности, продуцируемые автором. В свою очередь, смысл соотносится со знаниями, «получаемыми реципиентом (читателем) при восприятии текста»[18]. Смысловая структура текста представляет собой концептуальную организацию текста, «логический каркас, определяющий отношения между аналитическими, событийными и предметными элементами содержания»[19].

Структуру текста, предложенную в работах Т.М. Дридзе можно представить следующим образом:

I. «Главная мысль

II. Элементы общего содержания текста:

А. Основные элементы:

1. Основной констатирующий тезис

2. Разъяснение основного тезиса (развивающий тезис)

3. Аналитическая оценка ситуации

Б. Второстепенные элементы:

1. Иллюстрации к тезисам

2. Общий фон к цели сообщения»[20].

Чтобы выделить главную мысль текста, «необходимо ответить на два вопроса: о чем говорится в тексте (таким образом определить тему) и что говорится об этом главном предмете мысли (таким образом выделить основной анализируемый признак)»[21]. Кроме того, «главная мысль должна быть заключена в форму предложения (а не в виде слова или словосочетания), так как она является суждением о предмете мысли»[22].

В книге Л.М. Майдановой «Структура и композиция газетного текста: средства выразительного письма», автор указывает на то, что «при подаче главной мысли в начале текста остальное изложение воспринимается как ее развертывание, конкретизация, доказательство, иллюстрирование»[23].

Также автор пишет, что «главная мысль может располагаться и в конце текста. Очень часто это бывает тогда, когда текст распадается на две части – вначале изложен фактический материал (с оценкой и «вспомогательными» комментариями), а затем следует вся логическая схема, включающая и формулировку основной мысли»[24]. Можно предположить, что такое размещение логической схемы характерно для материалов, посвященных интересным, захватывающим событиям, любопытным случаям, острым ситуациям (примером может служить любое развлекательное издание).

Главная мысль, кроме того, может быть помещена и в середине текста. Обычно это бывают «многособытийные материалы, в которых изложение первого события позволяет сформулировать главную мысль текста, а последующие события ее иллюстрируют и развивают»[25].

Что касается компонентов, идущих следом, то они развивают, обосновывают и конкретизируют главную (основную) мысль. Это происходит за счет констатирующего тезиса. «Констатирующие тезисы «сохраняют «модель» мысли: выделение темы и приписывание ей признака. Но темой каждого констатирующего тезиса остается признак главной мысли. Так осуществляется последовательность (связность) изложения»[26].

Из вышесказанного следует, что чем глубже сам автор пытается раскрыть читателю основную мысль, подробнее обосновать ее, тем «более развернута должна быть система констатирующих тезисов. Причем каждый из тезисов тоже может получать разъяснение»[27].

Кроме основных элементов общего содержания, в тексте возможно (а для текстов СМИ обязательно) «наличие второстепенных элементов содержания – иллюстраций к констатирующим и развивающим тезисам»[28]. Иллюстративный материал – это «фактические данные, обосновывающие истинность концепции, ее документальную основу»[29]. Иллюстрации содержат информацию о событии, его участниках, описание места действия, цитаты, цифры, справочный материал, имена лиц, географические названия, даты, наименования учреждений и т. п.

К второстепенным элементам общего содержания относится и «фон к цели сообщения»[30]. Это факультативный компонент. Чаще всего это материал «ассоциативного плана, очень субъективный, объясняющий, что побудило автора обратиться к этой теме. Хотя он завершает схематический план текста – его смысловую структуру, – в материале он располагается, как правило, в начале изложения»[31].

Итогом авторских размышлений является аналитическая оценка, которая «раскрывает значение или следствие ситуации, рассмотренной в тексте. Система констатирующих, развивающих тезисов и аналитическая оценка ситуации представляет концептуальную часть текста и содержит основные элементы общего содержания. Обычно она называется логическая схема текста»[32].

В журналистских текстах, как пишет в то же книге Л.М. Майданова, представлены логические схемы «описательного, событийного и обобщающего типов, что в известной степени связано с жанрами»[33]. Например, «короткая заметка использует событийные и описательные схемы с неполным набором тезисов – как правило, причинно-следственные тезисы отсутствуют. Репортаж предпочитает логическую схему событийного типа, рецензия – описательного, проблемные и передовые статьи – обобщающего типа»[34].

Таким образом, можно сделать вывод, что объективным требованием современных СМИ должно являться богатство литературных приемов.

«Способ формулировки тезиса», – как пишет та же Майданова, – «можно охарактеризовать через следующие противопоставления: прямая-образная формулировка; одиночная-повторяющаяся; авторская-чужая; формулировка в условиях социально-ролевой или конкретно-чувственной позиции повествователя»[35].

Это значит, что каждый тезис может быть описан по всем перечисленным параметрам, а возможность по-разному комбинировать эти признаки приводит к разнообразию тезисов, создает ощущение свежести слова, которой требует от современного издания читатель. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что только неопытность или отсутствие профессионализма у автора могут объяснить штампованность публикаций.

Среди образных способов подачи тезиса также следует отметить и такие формы, как «ироническая (по прямому смыслу противоположная действительной) и метонимическая, заключающаяся в обсуждении детали, замещающей целое»[36].

Л.М. Майданова пишет, что «оптимальным для понимания текста в настоящее время признается дедуктивный способ изложения мыслей, способствующий выделению смысловых опор при восприятии текста, а наиболее рациональным признается синтетико-аналитическое строение текста»[37].

В заключение данной подглавы, стоит сказать, что для газетных материалов развлекательного плана возможно (и даже желательно) экспрессивное размещение композиции текста. В этом случае, текст может начинаться, например, с аналитической оценки ситуации, или с иллюстраций, которые заведомо формируют у читателя текстовый эффект или обманутого ожидания или напряжения, что в конечном итоге, «провоцирует» его продолжить чтение. Более подробно особенности смысловой структуры текста будут рассмотрены в следующей подглаве.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...