Анализ смысловой структуры материала «Теория красоты: мода и диагнозы» в журнале «Гламур»
Во второй анализируемой статье главная мысль дается автором уже в первом абзаце: «Благодаря запечатленным на холсте, папирусе, бумаге, в глине, камне и металле образам мы с вами можем проследить изменения в моде на женскую внешность, а заодно и состояния женского здоровья в срезах истории».Таким образом, сразу же можно дать оценку размещенной автором логической схеме. Главная мысль в начале текста означает последующее восприятие текста читателем как конкретизацию, развертывание основной посылки, иными словами как ее иллюстрирование и последующее доказательство. Это всегда «работает на автора», так как выглядит как непреложная констатация истины, выражение авторского «Я» с последующим подтверждением в виде осознанного создания доказательств с опорой на эмоциональную, субъективную авторскую речь. КТ к основной мысли будут являться: 1. «Известняковая Виллендорфская Венера. Определяющими в этом изображении выступают символы изобилия, сытости, активного деторождения и вскармливания потомства, в общем смысле – всего племени. Лицо не имеет значения»; 2. «Всем знаком бюст царицы Нефертити. Рассматривая фрески, статуи и статуэтки Древнего Египта, мы можем судить о тенденции к общей стройности и сухощавости. Толстых там, видимо, попросту не было» 3. «Древняя Греция. Посмотрим на всем, опять-таки, знакомый образец античной красоты – статую Венеры Милосской. Целое должно относиться к своей большей части так же, как бóльшая часть – к меньшей, из чего следует, что идеальным считается такое тело, расстояние которого от темени до пояса относится к общей длине как 1:3, при этом вес и объемы должны гармонировать с особенностями скелета»;
4. «Средневековье. Расцвет христианства, строгость нравов и аскетизм в искусстве. Обратимся к работе Жана Ван Эйка «Чета Арнольфини», 1434 год. Рядом с супругом (по некоторым данным – с женихом) изображена совсем юная женщина, скромно наклонившая голову в сторону мужа, который держит ее тонкую руку в своей руке. Сеньора Арнольфини – образец красоты своего времени, богобоязненная мать и жена»; 5. «Эпоха Возрождения.Одним из известнейших памятников искусства того времени является полотно Питера Пауля Рубенса «Три грации», датированное приблизительно 1640 годом и объединившее в себе две традиции: фламандский реализм и классику в интерпретации Ренессанса»; 6. « Недавнее прошлое. Хотелось бы остановиться на статуе с видом на южный порт Смюгехук в Треппенборге, в Швеции; именно на него держал курс нильсов гусь и все прочие гуси, направляясь на север; именно этот мыс считается «пограничным столбом» между Швецией, Норвегией и Финляндией. Автор, Аксель Эббс, дал своему творению имя “Объятия”»; 7. «Какие женщины в моде сегодня? После «Объятий» модели, прошу прощения за тавтологию, начали нам диктовать модели наших тел. Постепенно соразмерные, среднего роста, цветущие яркие женщины уступили место худеньким девушкам (та же Лесли Хорнби (Твигги)), затем на смену просто худеньким пришли худенькие и высокие (Джиа Каранджи, за ней Синди Кроуфорд, Клаудиа Шиффер, Наоми Кэмпбелл и другие). Сегодня по-прежнему популярны женственные (Наталья Водянова, Жизель Бюндхен, Ева Герцигова и Софии Даль, возвращается в дело предприимчивая Хайди Клум). И, видимо, каноны снова разворачиваются в сторону естественных форм». КТ в данной статье должны отражать направления, по которым авторская мысль будет идти дальше. Как можно заметить, главным для автора было проследить эволюцию представлений человека о женской красоте, поэтому, что естественно, он начал рассматривать идеал красоты для каждой из эпох, начиная с древнейших времен.
Далее, система развивающих тезисов позволяет более ясно представить себе особенности рассматриваемых женщин, их недостатки и прелести. Кроме того, автор делает упор на болезни и дефекты моделей, а это всегда производит положительный эффект на рядового читателя. Он начинает соотносить себя и образ, созданный в статье, убеждаясь, что все в его жизни и внешности не так плохо, а значит, автор достиг цели – достучался до читателя, дал ему повод гордится собой, и при этом еще и рассказал занимательную историю с обилием информации. РТ к КТ (соответственно проставленным цифрам) являются: 1. «Посмотрите, какие качества подчеркивает резчик: большие, практически достигающие пупка, полные молочные железы; IV стадия общего ожирения (жировые отложения на боках, животе, мощных бедрах); отчетливо идентифицируемые половые органы; ноги не имеют ступней, плечи прижаты к телу, кистей рук тоже нет; волосы красиво уложены вокруг головы… без лица»; 2. «Обтянутое смуглой кожей лицо с высокими, искусно подчеркнутыми макияжем скулами и уже наметившимися носогубными складочками; большие миндалевидные, подведенные сурьмой глаза с тяжеловатыми веками; прямой нос; полные карминовые губы; волевой выступающий подбородок с легким отеком подчелюстных лимфоузлов и красивая длинная шея; довершают бюст ушные раковины, расположенные практически перпендикулярно голове»; 3. «У статуи округлое (кое-кто говорит, что «оплывшее») лицо с практически тонущим в щеках маленьким пухлым ртом; красивый чистый лоб, прямой крупный нос; мощная шея с явственными поперечными морщинками, свидетельствующими о спаечно-воспалительном процессе подлежащей мышцы; убранные назад волнистые волосы; покатые полные плечи; маленькая грудь; неплохой пресс; намек на талию слабоват, сзади практически не просматривается; тяжеловатые бедра задрапированы»; 4. «Лоб ее, чтобы казался выше, выбрит по моде эпохи; лицо пятнообразно тронуто румянцем, но лоб и кожа рук очень светлая; веки набухли, на лице просматривается отек – по-видимому, женщина действительно ждет ребенка и испытывает преэклампсию, или поздний токсикоз, который характеризуется задержкой натрия (отсюда отеки), гипертонией (отсюда покраснение лица) и некоторыми другими признаками III триместра. А больше о внешности женщины сказать нечего – все остальное скрыто под одеждой»;
5. «Что мы здесь видим? Женщин молодых, оптимистичных, возможно, замужних и уже познавших радость материнства (это можно заключить по размеру и форме живота и груди); у граций хорошее (судя по цвету кожи) кровообращение, но несколько замедленный обмен веществ, по всей видимости, из-за обильного высококалорийного питания и дефицита аэробных физических нагрузок. Налицо II степень ожирения и липодистрофия (целлюлит). У женщины, стоящей слева, наблюдаются дисплазия кистей рук и плоскостопие; у стоящей в центре, спиной к нам, диагностируется сколиоз; у той же, что справа, — лордоз и, как минимум, воспалительный процесс в левой молочной железе (не исключена онкология)»; 6. «Фигура стройна (вспомним Древний Египет) и полностью обнажена (ассоциации и с палеолитом, и с античностью, и с Ренессансом), с небольшим бюстом, но при этом очень женственна за счет линий бедер и ягодиц. В ней ни капли лишнего веса, руки раскрыты в приветственном жесте, кисти изящны и невелики, голова откинута, волосы вьются по ветру. Женщина молода и здорова». Что касается КТ7, то к нему РТ автор не счел должным приводить. Видимо, это связано с отсутствием в современной практике культуры женского портрета. Сейчас портреты и скульптуры можно увидеть лишь на выставках, да и то, скорее, это будут постмодернистский взгляд на женщину, а, значит, ничего общего с оригиналом иметь не будет. Далее необходимо перейти к еще одному основному элементу ССТ – аналитической оценке ситуации. Автор подводит итог в самом конце статьи: «В женщине всегда есть прекрасное – нужно только найти его и подчеркнуть. Подчеркнуть то, что вне моды, свое, истинное, неповторимое. А что же портреты? Эти женщины – смертные, подверженные слабостям, недугам и старению, как любая из нас. Но эти женщины обессмертили художников подаренным им вдохновением, а художники дали взамен пропуск в бессмертие, создав их портреты. Гений бросил отсвет вечной, неземной красоты на эти лица, придав им страсть или нежность, невинность или куртуазность, беззаботность или зрелую мудрость. Ну, и истории об этих женщинах и о творцах, запечатлевших их, поданные грамотно и со вкусом, придают некое особое наполнение образам, пусть и не поражающим, на первый взгляд, воображение. Мы будем любоваться ими всегда. Хотите жить вечно? Позируйте для художников, скульпторов и чеканщиков, и время отступит перед вами в бессилии, снимет шляпу и чопорно склонит свою голову».
Как можно заметить, автор в аналитической оценке усилил воздействие на читателя с помощью использования художественно-выразительных средств, таких как эпитеты, повторы, олицетворения: «Гений бросил отсвет вечной, неземной красоты на эти лица, придав им страсть или нежность, невинность или куртуазность, беззаботность или зрелую мудрость»; «Эти женщины обессмертили художников подаренным им вдохновением, а художники дали взамен пропуск в бессмертие, создав их портреты»; «Время отступит перед вами в бессилии, снимет шляпу и чопорно склонит свою голову» и т.д. Такая выразительная речь в конце логической схемы текста позволяет читателю лучше осознать прочитанное, осмыслить его, но только с позиции автора. Столь эмоциональные слова и выражения делают акцент именно на авторском замысле, который изначально будет довлеть над читателем, не давая ему возможности сформировать собственное мнение. Этот признак как раз и относит данный текст к разряду развлекательных. Второстепенные элементы ССТ представлены следующими иллюстрациями, представляющие собой фактологическую информацию о произведениях искусства, заинтересовавших автора статьи: «найденная в 1908 году в Австрии и датируемая XXII-XXIV веком до н.э. Перед нами, по мнению специалистов, или хтоническая фигурка матери-земли, богини плодородия самого широкого диапазона ответственности, или же обобщенное изображение женщин, занимавших в свое время важные места в укладе рода» - к РТ1; «бюст XIV века до н.э. первой царицы Древнего Египта Нефертити, в девичестве Тадучепы, - одной из наложниц гарема Аменхотепа III, впоследствии жены древнеегипетского фараона Аменхотепа IV и матери шести его детей» - к РТ2; «статую Венеры Милосской авторства скульптора Агесандра Антиохского (предположительно), 130-110 гг. до н.э. Статуя, вне всякого сомнения, выполнена в традициях разработанного Поликлетом и усовершенствованного Пифагором правила золотой пропорции, или золотого сечения» - к РТ3.
К остальным тезисам иллюстрации не предоставлены в таком объеме или ограничиваются лишь датой создания. Что интересно, количество фактов, дат и цифр к концу повествования «сходит на нет». Этот прием применен автором сознательно, так как статья большая по объему, достаточно информативная и с точки зрения простого читателя сложно воспринимается. Поэтому автор принял решение к концу статьи постепенно уменьшить, а к концу и вообще отказаться от фактологических иллюстраций, чтобы с помощью эмоций донести главную мысль. Общий фон к цели сообщения в данной статье – комментарии автора, являющиеся выражением субъективной точки зрения автора на все перечисленные произведения искусства, вызывающий у читателей определенные ассоциации и подтверждающий идею авторского замысла: 1) «Вы бывали когда-нибудь в Эрмитаже? Третьяковской галерее? Уффици? Лувре? Прадо? Галерее Дрездена?.. Среди бесчисленных шедевров сокровищниц мирового искусства огромный пласт принадлежит портрету. Прежде всего, женскому портрету, многоликому и волнующему»; 2) «То, что мода движется по спирали, периодически напоминая сегодняшними веяниями элементы веяний, давно ушедших, заметно в повторении силуэтов, в манере укладывать волосы, в тенденциях одеваться. А как обстоят дела с анатомией, физиологией, патологической физиологией, наконец? Приглядимся же к лицам, манящим нас в давнюю даль»; 3) «Рожай детей, корми их, будь хорошей хозяйкой – и молодец»; 4) «Толстых там, видимо, попросту не было (да и попробуйте растолстеть на жаре и в песках!)»; 5) «Аутентичный образ весьма узнаваем. Вглядитесь в него, отбросьте мысленно статус, этнический антураж, и вы обнаружите, что внешность этой женщины вполне современна и, может быть, напоминает вам кого-то из ваших знакомых»; 6) «Взгляните на нее, на миг отбросив луврский интерьер и восхищение талантом скульптора. Кого вы видите? Довольно посредственную молодую женщину, которой не помешало бы поднажать в фитнес-зале. Даже богиням – особенно богиням! – надо следить за собой»; 7) «Расцвет христианства, строгость нравов и аскетизм в искусстве. «Кirche, küche, kinder» - и хватит для женщины. Нагими изображаются только Адам и Ева до грехопадения, смертные женщины на портретах укутаны в целомудренные одежды, волосы укрыты платками и покрывалами»; 8) «Что же, если мы заглянем в современную баню, общее женское отделение, то обнаружим, что подавляющее число посетительниц выглядит так же»; 9) «Именно на него держал курс нильсов гусь и все прочие гуси, направляясь на север; именно этот мыс считается «пограничным столбом» между Швецией, Норвегией и Финляндией. Вы знаете, кто позировал для этой статуи в 1930 году? Модель и баронесса Брижит Холмквист, бабушка любимой всеми нами Умы Турман по матери»; 10) «Посмотрите на себя в зеркало. Точь-в-точь вы!»; 11) «Дома мод Латинской Америки, а затем и Европы, и всего остального мира, журналы и Голливуд стали перемещать акцент с худобы на здоровье. Всем понравились прямодушная Кейт («Титаник») и Бриджет Джонс с ее дневниками, не правда ли? О плюсах полноты никто не говорит, но то, что истощение не есть красота, мы вполне осознали». Все вышесказанное может являться иллюстрацией к подтверждению развлекательной направленности издания «Гламур», потому что при обилии фактов в приведенных тезисах, они имеют очень скудную доказательную базу, уже по КТ можно определить, что, несмотря на, казалось бы, обилие исторических, культурологических и т.п. фактов, подача материала ведется от первого лица, а значит, является исключительно продуктом авторской мысли. Этому способствует и использование свободного изложения текста, с явными субъективными комментариями и примерами, основанных лишь на эмоциях автора и его собственном неприятии или приятии чего-либо. Авторский замысел доминирует над изложенным материалом, подавляет его, заставляет структуру текста «работать на него».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|