Теория красоты: мода и диагнозы
19 марта 2011 Glamour исследовал признанные произведения искусства, дабы выяснить, насколько здоровы были идеалы красоты. Вы бывали когда-нибудь в Эрмитаже? Третьяковской галерее? Уффици? Лувре? Прадо? Галерее Дрездена?.. Среди бесчисленных шедевров сокровищниц мирового искусства огромный пласт принадлежит портрету. Прежде всего, женскому портрету, многоликому и волнующему. Благодаря запечатленным на холсте, папирусе, бумаге, в глине, камне и металле образам мы с вами можем проследить изменения в моде на женскую внешность, а заодно и состояния женского здоровья в срезах истории. То, что мода движется по спирали, периодически напоминая сегодняшними веяниями элементы веяний, давно ушедших, заметно в повторении силуэтов, в манере укладывать волосы, в тенденциях одеваться. А как обстоят дела с анатомией, физиологией, патологической физиологией, наконец? Приглядимся же к лицам, манящим нас в давнюю даль. Красотки прошлого
Начнем с древнейших находок – статуэток женщин, найденных в разное время и датируемых палеолитом (каменным веком). Известняковая Виллендорфская Венера, найденная в 1908 году в Австрии и датируемая XXII-XXIV веком до н.э., — одна из них. Посмотрите, какие качества подчеркивает резчик: большие, практически достигающие пупка, полные молочные железы; IV стадия общего ожирения (жировые отложения на боках, животе, мощных бедрах); отчетливо идентифицируемые половые органы; ноги не имеют ступней, плечи прижаты к телу, кистей рук тоже нет; волосы красиво уложены вокруг головы… без лица. Перед нами, по мнению специалистов, или хтоническая фигурка матери-земли, богини плодородия самого широкого диапазона ответственности, или же обобщенное изображение женщин, занимавших в свое время важные места в укладе рода. Определяющими в этом изображении выступают символы изобилия, сытости, активного деторождения и вскармливания потомства, в общем смысле – всего племени. Лицо не имеет значения. Рожай детей, корми их, будь хорошей хозяйкой – и молодец.
Всем знаком бюст XIV века до н.э. первой царицы Древнего Египт а Нефертити, в девичестве Тадучепы, - одной из наложниц гарема Аменхотепа III, впоследствии жены древнеегипетского фараона Аменхотепа IV и матери шести его детей. Обтянутое смуглой кожей (врачи сказали бы «желтушной, с подозрением на малярию или гепатит») лицо с высокими, искусно подчеркнутыми макияжем скулами и уже наметившимися носогубными складочками; большие миндалевидные, подведенные сурьмой глаза с тяжеловатыми веками; прямой нос; полные карминовые губы; волевой выступающий подбородок с легким отеком подчелюстных лимфоузлов и красивая длинная шея; довершают бюст ушные раковины, расположенные практически перпендикулярно голове (сегодня такие уши были бы прямым показанием к отопластике). Рассматривая фрески, статуи и статуэтки Древнего Египта, мы можем судить о тенденции к общей стройности и сухощавости. Толстых там, видимо, попросту не было (да и попробуйте растолстеть на жаре и в песках!). Аутентичный образ весьма узнаваем. Вглядитесь в него, отбросьте мысленно статус, этнический антураж, и вы обнаружите, что внешность этой женщины вполне современна и, может быть, напоминает вам кого-то из ваших знакомых.
Древняя Греция. Посмотрим на всем, опять-таки, знакомый образец античной красоты – статую Венеры Милосской авторства скульптора Агесандра Антиохского (предположительно), 130-110 гг. до н.э. Статуя, вне всякого сомнения, выполнена в традициях разработанного Поликлетом и усовершенствованного Пифагором правила золотой пропорции, или золотого сечения: в соответствии с этим правилом, целое должно относиться к своей большей части так же, как бóльшая часть – к меньшей, из чего следует, что идеальным считается такое тело, расстояние которого от темени до пояса относится к общей длине как 1:3, при этом вес и объемы должны гармонировать с особенностями скелета. Как же на самом деле выглядит общепризнанный шедевр античного искусства? У статуи округлое (кое-кто говорит, что «оплывшее») лицо с практически тонущим в щеках маленьким пухлым ртом; красивый чистый лоб, прямой крупный нос; мощная шея с явственными поперечными морщинками, свидетельствующими о спаечно-воспалительном процессе подлежащей мышцы; убранные назад волнистые волосы; покатые полные плечи; маленькая грудь; неплохой пресс; намек на талию слабоват, сзади практически не просматривается; тяжеловатые бедра задрапированы. Так Агесандр представлял себе богиню красоты и любви. Взгляните на нее, на миг отбросив луврский интерьер и восхищение талантом скульптора. Кого вы видите? Довольно посредственную молодую женщину, которой не помешало бы поднажать в фитнес-зале. Даже богиням – особенно богиням! – надо следить за собой.
Идем далее. Средневековье. Расцвет христианства, строгость нравов и аскетизм в искусстве. «Кirche, küche, kinder» - и хватит для женщины. Нагими изображаются только Адам и Ева до грехопадения, смертные женщины на портретах укутаны в целомудренные одежды, волосы укрыты платками и покрывалами; косметики, разумеется, никакой; у многих изображенных дам выступает животик, нередко ненастоящий – такой была мода… однако эстетика пропорций продолжает соблюдаться. Обратимся к работе Жана Ван Эйка «Чета Арнольфини», 1434 год. Рядом с супругом (по некоторым данным – с женихом) изображена совсем юная женщина, скромно наклонившая голову в сторону мужа, который держит ее тонкую руку в своей руке. Лоб ее, чтобы казался выше, выбрит по моде эпохи; лицо пятнообразно тронуто румянцем, но лоб и кожа рук очень светлая; веки набухли, на лице просматривается отек – по-видимому, женщина действительно ждет ребенка и испытывает преэклампсию, или поздний токсикоз, который характеризуется задержкой натрия (отсюда отеки), гипертонией (отсюда покраснение лица) и некоторыми другими признаками III триместра. А больше о внешности женщины сказать нечего – все остальное скрыто под одеждой. И, тем не менее, сеньора Арнольфини – образец красоты своего времени, богобоязненная мать и жена. Чистейшей прелести чистейший образец, в чем-то повторяющий – вы заметили? – идеалы палеолита.
Эпоха Возрождения, конец тотальной строгости и покровов, скрывающих красоту; праздник тела и связанных с ним удовольствий; в искусстве в чести мощные, сильные, изобильные женские стати и длинные волосы, подобные «золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным». Одним из известнейших памятников искусства того времени является полотно Питера Пауля Рубенса «Три грации», датированное приблизительно 1640 годом и объединившее в себе две традиции: фламандский реализм и классику в интерпретации Ренессанса. Что мы здесь видим? Женщин молодых, оптимистичных, возможно, замужних и уже познавших радость материнства (это можно заключить по размеру и форме живота и груди); у граций хорошее (судя по цвету кожи) кровообращение, но несколько замедленный обмен веществ, по всей видимости, из-за обильного высококалорийного питания и дефицита аэробных физических нагрузок. Налицо II степень ожирения и липодистрофия (целлюлит). Что же, если мы заглянем в современную баню, общее женское отделение, то обнаружим, что подавляющее число посетительниц выглядит так же. Что еще? У женщины, стоящей слева, наблюдаются дисплазия кистей рук и плоскостопие; у стоящей в центре, спиной к нам, диагностируется сколиоз; у той же, что справа, — лордоз и, как минимум, воспалительный процесс в левой молочной железе (не исключена онкология). А Рубенс был реалистом — писал то, что видел и находил красивым.
Недавнее прошлое. Здесь воистину есть где разгуляться, и чего стóят хотя бы портреты, написанные Карлом и Александром Брюлловыми (среди них и «Портрет Н.Н. Пушкиной», в девичестве Гончаровой, работы А. Брюллова, и «Всадница» работы К. Брюллова), и много, много прекрасных портретов других мастеров. Но мне хотелось бы остановиться на статуе с видом на южный порт Смюгехук в Треппенборге, в Швеции; именно на него держал курс нильсов гусь и все прочие гуси, направляясь на север; именно этот мыс считается «пограничным столбом» между Швецией, Норвегией и Финляндией. Вы знаете, кто позировал для этой статуи в 1930 году? Модель и баронесса Брижит Холмквист, бабушка любимой всеми нами Умы Турман по матери. Фигура стройна (вспомним Древний Египет) и полностью обнажена (ассоциации и с палеолитом, и с античностью, и с Ренессансом), с небольшим бюстом, но при этом очень женственна за счет линий бедер и ягодиц. В ней ни капли лишнего веса, но и назвать ее тощей, как Твигги в начале карьеры, не повернется язык. Руки раскрыты в приветственном жесте, кисти изящны и невелики, голова откинута, волосы вьются по ветру. Женщина молода и здорова, открыта жизни и свободна от предрассудков. Она очень близка нам и по внешности, и по духу, вы чувствуете? Автор, Аксель Эббс, дал своему творению имя «Объятия». Статуя создавалась во времена промышленного подъема, научного прогресса, широких как никогда культурных связей и заимствований, массового увлечения путешествиями, не знавших общеобязательного стиля. Так началась эклектика. Эклектична и статуя «Объятия». Посмотрите на себя в зеркало. Точь-в-точь вы!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|