Дисциплина: ПМ. 04. Методическое обеспечение образовательного процесса. МДК 04. 01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов, раздел 1 «Основы учебно-исследовательской деятельности»
Преподаватель: Хабарова М. В.
Группа: 22А, 231, 232
Дата занятия по расписанию: 6 неделя семестра
Тема 1. 3. Научный текст как продукт педагогического исследования
Содержание. Функциональные стили речи и их характеристики. Общая характеристика научного текста. Научный стиль. Специфическая лексика и синтаксис научного текста.
Количество часов: 2
Цель: Систематизация и расширение знаний об особенностях функциональных стилей речи и об особенностях научного стиля.
Способ коммуникации: электронная почта mariahabarova06@gmail. com
Сроки выполнения: 6 неделя семестра
Теоретический блок 1.
Функциональные стили речи и их характеристики.
Актуализация имеющихся знаний
Ответьте на вопросы.
· Как вы понимаете слово «стиль»?
· Слово «стиль» многозначное. Какие его значения вы знаете[1]?
· Что такое стилистика? Прочитайте определение слова в словаре лингвистических терминов https: //www. textologia. ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/stilistika/? q=486& n=1832
· Для чего существуют разные стили речи[2]?
Выполните задание: узнайте стили по их характеристикам.
А. Информация передаётся логично, последовательно и аргументировано, беспристрастно, точно (исключая приблизительность) для сообщения сведений.
Б. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.
В. Опосредованно, через систему сложных образов в форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской мыслью на читателя.
Г. Прямо и информативно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается фактическая информация и позиция автора в связи с чем-либо.
Д. Точно (исключая двусмысленность), по общепринятому стандарту, в виде документа излагается информация, предписывающая действия.
Новая информация
Прочитайте материал урока. Сделайте конспект в тетради. Выучите материал.
Стиль peчи – это пpимeнeниe языкoвoгo cтиля в дaннoй peчeвoй cфepe. Paзличaютcя cтили ycтнoй peчи и cтили пиcьмeннoй peчи.
K пepвым oтнocятcя устный paзгoвopный cтиль, xapaктepизyющийcя пpeoблaдaниeм oбиxoднo-бытoвoй лeкcики, большой ролью эмоционально-оценочного компонента и знaчитeльнoй cвoбoдoй cинтaксиса, и opaтopcкий cтиль, пo oтбopy лeкcики и нopмaтивнocти cинтaкcиca cближaющийcя co cтилями пиcьмeннoй peчи.
K cтилям пиcьмeннoй peчи oтнocятcя xyдoжecтвeннo-бeллeтpиcтичecкий cтиль (язык xyдoжecтвeннoй литepaтypы, сюда же близко подходит эпистолярный стиль – стиль писем), oфициaльнo-дeлoвoй cтиль (oфициaльнo-дoкyмeнтaльный и oбиxoднo-дeлoвoй), научный стиль. Иcтoчник: https: //www. textologia. ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/stil-rechi/? q=486& n=1837
Функциональный стиль – это подсистема литературного языка, которая реализуется в определенной сфере общественной деятельности (например, в сфере науки, делового общения, бытового общения и т. д. ) и характеризуется совокупностью стилистически значимых языковых средств. Термин «функциональный стиль» подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Именно цели общения диктуют выбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого конкретного случая. Функциональные стили неоднородны; каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей, например, в научном стиле могут быть научные монографии и учебные тексты, в официально-деловом – законы, справки, деловые письма, в газетно-публицистическом – статья, репортаж и т. п. Каждый функциональный тип речи имеет свои специфические черты, свой круг лексики и синтаксических структур, которые реализуются в той или иной степени в каждом жанре данного стиля.
В соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке выделяют функциональные стили:
- научный,
- официально-деловой,
- газетно-публицистический,
- художественный (художественно-беллетристический),
- разговорно-обиходный.
Все функциональные стили проявляются и в устной, и в письменной формах и, кроме разговорно-обиходного, относятся к книжным.
В практическом применении часто происходит смешение стилей, которые начинают взаимодействовать между собой. Этот процесс называют «речевым потоком». Чтобы понять стилевую принадлежность текста, надо выделить главное стилевое направление.
Особое место занимает литературно-художественный стиль. Главной отличительной особенностью языка художественной литературы является его предназначенность: вся организация языковых средств подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами, созданию художественного образа, отражающего мир и человека в нем. Язык художественной литературы оказывает влияние на развитие нормы литературного языка. Произведения художественной литературы используют все возможности национального языка, поэтому язык художественной литературы исключительно богат и гибок. Разговорно-бытовой стиль используется в быту, а также в профессиональной сфере. В быту он имеет устную и письменную формы, в профессиональной сфере – только устную. Разговорная речь отличается тем, что ее особенности не фиксируются. Разговорная речь – некодифицированная речь. Ее признаки – неподготовленность, неофициальность, непосредственное участие коммуникантов. Также этот стиль не требует строгой логики, последовательности изложения. Ему присущи эмоциональность выражений, оценочный характер, некоторая фамильярность. Разговорная речь использует нейтральную лексику, эмоционально окрашенные слова, экспрессивную лексику. В ней много обращений, уменьшительно-ласкательных слов, порядок слов свободный. Предложения более простые по конструкции, иногда неполные, незаконченные. В них часто содержатся подтекст, ирония, юмор говорящего. Разговорная речь исключительно богата и содержит в себе много фразеологических оборотов, сравнений, поговорок. Она тяготеет к постоянному обновлению и переосмыслению языковых средств. Большую роль играет знание речевого этикета, внеязыковые факторы: мимика, жесты, интонация, окружающая обстановка.
Черты разных стилей
1) научный стиль; отвлеченность; обобщенность; подчеркнутая логичность; точность; сухость; строгость;
2) официально-деловой стиль; стилистическая одноцветность; строгость; объективность; безличность выражения; точность, не допускающая инотолкования; стереотипность; стандартизованность, долженствующе-предписующий характер;
3) публицистический стиль: открытая оценочность, призывность, рекламность; " эффект новизны", собирательность; документально-фактологическая точность; сдержанность; некоторая официальность;
4) разговорно-обиходный стиль: непринужденность, фамильярность, конкретность, непоследовательность и прерывистость; эмоционально-оценочная информативность; аффективность; личностный характер; идиоматичность;
5) художественно-беллетристический стиль: образность; эстетически направленная экспрессивность; явная эмоциональность; многостильность красок; особая роль подтекста.
В речевой практике может иметь место взаимодействие стилей, проникновение средств, закрепленных за той или иной сферой общественной деятельности в несвойственные им сферы общения. В том случае, если употребление стилистически окрашенного слова в несвойственном ему контексте мотивировано определенной коммуникативной целью (например, создание оценочности высказывания, эффекта наглядности, оно является оправданным, усиливает воздействующую силу высказывания. Если же стилистически окрашенное слово используется в чуждой для него сфере общения без определенной коммуникативной цели, такое употребление квалифицируется как стилистическая ошибка[3].