1. По какому признаку литературный язык делится на функциональные стили?
2. В чем особенности разговорного стиля? Какому стилю он может быть противопоставлен?
3. Какой признак является определяющим для каждого из функциональных стилей?
4. Правда ли, что некоторые стили используются только в одной форме речи – устрой или письменной?
5. В каком стиле общаетесь вы во время лекции с преподавателем, когда с вами беседуют, задают вопросы? В каком стиле говорит с вами преподаватель? Свой ответ обоснуйте.
Задание 2. Определите стиль фрагментов текста. Назовите признаки, по которым вы это определили.
Фрагмент 1
В подростковом периоде ребенок склонен попадать под чужое влияние. Иногда между ровесниками и родителями возникает соревнование, кто оказывает больше внимания на подростка. Если ребенок находится в младшем подростковом возрасте, велика вероятность того, что в большей степени на него влияют родители. Подростки соглашаются с привычками и ценностями родителей, перенимают их опыт, слушают советы. Родители могут влиять на то, какие телепередачи смотрит ребенок, как проводит свой досуг. Зачастую это происходит не за счет мер принуждения, а вследствие тех привычек и укладов в жизни, которые приняты в семье. По мере взросления ребенок начинает искать свою индивидуальность, проводить больше времени с друзьями.
Фрагмент 2
Состояние отношений взаимодействия «ребенок – взрослый», становящееся в результате деформации межпоколенческих отношений, разрушения норм взаимодействия, взрослыми и детьми в семье, влияющее на нормативность личностного развития и взросления подростка, определено как дефицитарность. Установлено, что при дефицитарности отношений взаимодействия «ребенок – взрослый» на подростковом периоде онтогенеза риски личностного становления ребенка сдвигаются к границе младшего школьного и подросткового возрастных периодов. При этом в «рубежной» группе 13 – 14-летних подростков, чье поведение граничит с девиантным, взаимосвязи индивидуально-типологических свойств образуют характерную триаду: «экстравертированность – агрессивность – спонтанность», а также дополнительно окрашиваются чертами тревожности и сензитивности. Доказано, что сочетание свойств агрессивности, ригидности, спонтанности, экстравертированности и интровертированности, тревожности и сензитивности можно использовать в реализации симптоматического подхода к оценке нарушенного личностного развития подростка.
Фрагмент 3
Часто родители искусственно тормозят взросление ребенка. Кажется, вся их жизнь заключена в его жизни. Вот, к примеру, мать не хочет отпускать от себя сына. Особенно если у самой с мужем отношения не идеальны или она воспитывает сына одна. Мать внедряется в семью молодых, поучая невестку, что и как готовить, как вести хозяйство, тем самым унижая ее достоинства в глазах сына. Вносят раздор в молодую семью, требуя все праздники, отпуска проводить вместе с ними, инициируют постоянные посещения друг друга – практически не дают молодым жить самостоятельно. Требуют повышенного внимания, предъявляют постоянные необоснованные просьбы о помощи, манипулируют чувством вины и долга. К великому сожалению, всё это делает жизнь обеих сторон невыносимой, и вместо мира и любви – недовольство, раздражение, взаимные обиды.
Фрагмент 4
Когда он возвращался домой, мокрый, одичавший, пахнущий собакой, матушка глядела на него внимательно, неласково, осуждающе. Он не понимал, за что сердится она, и это еще более подбавляло мути, мучило Никиту. Он ничего плохого не сделал за эти дни, а все-таки было тревожно, будто он тоже виноват в каком-то ни с того ни с сего начавшемся во всей земле преступлении.
Фрагмент 5
Ясно, что близости между сестрами изначально не было. А когда младшая попросилась на дачу, старшая выставила свои условия явно в надежде, что та откажется ехать туда, где «листик не сорви, цветок не понюхай». Младшая все же приехала, а дети как раз в том возрасте, когда они будут шуметь и бегать, ну а старшую бездетную сестру, видно, бесила и младшая, и ее дети, а тут как раз повод подвернулся.
Задание 3.
К каким стилям относятся данные жанры речи? Создайте таблицу из предложенных слов.