Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наполните фрагмент научного текста специальными лексическими средствами с различными речевыми функциями. Выберите из предложенных.




Задание 1.

Предположите, что обозначают понятия: общеупотребительная лексика, общенаучная лексика, термин [4], профессионализм [5] (профессиональный сленг ).

Из списка выберите: общеупотребительную лексику, общенаучную лексику, специальные термины, профессионализмы. Выделите термины, известные вам, и дайте их дефиниции. Предположите, к какой сфере относятся неизвестные вам термины и профессионализмы. Проверьте по словарям и справочникам.

Следует помнить, что одно и то же слово, будучи многозначным, может принадлежать к разным пластам словарного состава языка, а также то, что среди терминов существует омонимия: один и тот же термин может входить в разные терминологии языка, что представляет собой межотраслевую терминологическую омонимию.

 

Атрофия, мышление, лапша (двухжильный провод), десятичная дробь, явление, скаты (колесные шины), сфера, глухой согласный, стаккато, процесс, аккомодация, кликнуть, функция, дрова, результат, воздух (место на странице, не занятое текстом и иллюстрациями), точка кипения, подвал (статья, занимающая низ газетной полосы), сангвиник, секач (молоток сварщика), железо.

 

Задание 2.

Выберите определения, сочетающиеся с основными научными понятиями[6].

 Анализ неизменный, глубокий, детальный, доходчивый, большой, обстоятельный, реальный, проведенный, равный, сравнительный
Вопрос актуальный, огромный, великий, конкретный, общий, практический, принципиальный, целый, сложный, целый, теоретический
Задача целая, ближайшая, конкретная, готовая, намеченная, определенная, особая, человеческая, первоочередная, поставленная, бывшая
Изучение внимательное, всестороннее, глубокое, дальнейшее, детальное, длительное, непосред­ственное, объективное, постоянное, систематическое, специальное, углубленное, небольшое
Исследование актуальное, всестороннее, человеческое, глубокое, научное, обширное, бывшее, основательное, подробное, среднее, полное, серьезное, красивое, углубленное
Материал богатый, добрый, достаточный, достоверный, короткий, имеющийся, использо­ванный, общественный, чистый, научный, неподходящий, разнообраз­ный, странный, системати­зированный, поздний, собранный, справочный, ста­тистический, фактический, чистый, экспериментальный
Наблюдения способные, важные, малые, свободные, нынешние, визуальные,  дальнейшие, многочисленные, научные, нормальные, ближайшие, непосредственные, постоянные, проведенные, регулярные, тихие
Проблема актуальная, большая, важная, крайняя, ведущая, правильная, научная, неразрешимая, дальняя, острая, традиционная, фундаментальная
Цель важная, главная, конкретная, неожиданная, эффективная, научная, основная, характерная, поставленная, удобная, практи­ческая, указанная
Эксперимент случайный, аналогичный, положительный, окружающий, важный, задуманный, интересный, намеченный, опытный, новый, обязанный, подобный, проведенный, проверочный, уникальный, успешный, талантливый

 

Задание 3.

Наполните фрагмент научного текста специальными лексическими средствами с различными речевыми функциями. Выберите из предложенных.

 

А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев (рассматривают / понимают / подразумевают) под задатками физиологические и психологические особенности человека, обусловленные, (конечно / во-первых / в частности), индивидуальными особенностями строения мозга. Одним из (репрезентативных / самобытных / характерных) признаков хороших задатков к развитию какой-нибудь способности, (по мнению Б. М. Теплова / как говорит Б. М. Теплов), является раннее и (поэтому / при этом / притом) самостоятельное, т. е. не требующее специальных педагогических мероприятий, проявление этой способности. (Смотрите / Так /Если рассмотреть несколько подтверждающих этот факт примеров, то находим, что), у И. Репина и В. Сурикова способности к рисованию проявились уже в возрасте 3 – 4 лет, еще до того, как их стали обучать живописи. И. Гайдн стал (сам / самостоятельно / независимо) заниматься музыкой в этом же возрасте тайком от родителей. (Означает ли это / Получается / Выходит), что способности могут проявляться спонтанно, самостоятельно, без специально организованного развития? (На этот вопрос нам отвечает С. Л. Рубинштейн: / По словам С. Л. Рубинштейна, ) способности, развиваясь на основе задатков, являются функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как (причина / предпосылка / изначальное допущение). ( Подобное / Близкое по сути / Такое же ) мнение находим у А. Г. Ковалева и В. Н. Мясищева: «ничто» не может развиваться, должно быть «нечто», подлежащее развитию в процессе деятельности, ( учебы / учения / обучения) и воспитания. Поэтому (представляется / кажется / думается) правильным соотносить способности как наличный уровень проявления возможностей человека, (детерминированных / обусловленных) задатками, знаниями и умениями, и деятельность как способ их реализации и развития, превращения в личностные качества. Но (предположим / представим себе / задумаемся), что изменение эффективности деятельности в лучшую сторону (правомерно / можно / допустимо) считать показателем развития способностей. (Следовательно / Стало быть / Таким образом), способности можно развить благодаря выработке индивидуального стиля, например, приобретение знаний и умений во время работы, или, (совсем по-другому / наоборот / обратно), изучая теоретические материалы, изменению отношения к работе, за счет приобретения знаний и умений. Однако (ясно / не вызывает никаких сомнений тот факт / очевидно), что успешное приобретение знаний и выработка стиля деятельности зависят от выраженности у человека (разных / каких-нибудь / тех или иных) способностей. При этом внимание должно обращаться не только на психические свойства, но и на физиологические и биохимические, (существенно / сильно / первостепенно) влияющие на эффективность деятельности. (К примеру / Например / Таким образом), установлено, что определенный стиль спортивной деятельности выбирается по имеющимся у спортсменов задаткам, способностям и качествам.  

 

Задание 4.

Перед вами дефиниции (определения) терминов, сформулированные некорректно. Прочитайте их. Укажите, какого рода ошибки допущены, внесите в таблицу; если возможно, сформулируйте дефиницию правильно. Если исправления большие по объёму, просто укажите на необходимость исправления. Результаты оформите в виде таблицы.

 

Термин – это слово или словосочетание, называющее определенной понятие какой-либо специальной области науки, техники, искусства. Термин служит специализирующим, точным обозначением характерных для этой сферы предметов, явлений, взаимодействий. Они однозначны и не несут эмоциональной окраски.

Определение, точнее, определение понятия, или дефиниция — логическая операция установления смысла термина. Определение раскрывает содержание понятия, позволяет отличать предмет, отражаемый понятием, от сходных с ним предметов, устанавливать значение того или иного термина, перечислить его существенные признаки, необходимые и достаточные для отличия данного предмета от сходных с ним предметов.

Примеры ошибок в определениях:

1. Широкое определение «Лошадь — позвоночное млекопитающее животное».

2. Узкое определение «Совесть — это осознание человеком ответственности перед самим собой за совершённые поступки».

3. И широкое и узкое одновременно «Бочка — это сосуд для хранения жидкостей».

4. Круг в определении (дефиниция определяется через определяемое слово: «Халатность заключается в том, что человек халатно относится к своим обязанностям»).

5. Недостаток чёткости и ясности — определения не должны быть двусмысленными, не допускаются метафоры и сравнения: «Лев — царь зверей».

6. Отрицательная формулировка: «Умственно одаренный ребенок дошкольного возраста – это не тот ребенок, который быстро переходит к обучению по школьным программам».

7. Предвзятость в определении: «Хип-хоп-музыка – жанр популярной стилизованной ритмичной музыки, сопровождаемой рифмованной речью, которую исполнители, зачастую не обладая представлением о музыкальном и поэтическом искусстве, произносят нараспев».

8. Смешение других действий, не раскрывающих суть понятия:

- описание — перечисление отличительных внешних признаков, способствующих выделению среди остальных.

- характеристика — перечисление самых важных признаков.

- сравнение — фиксирование факта совпадения или несовпадения признаков между объектами.

- демонстрация — ознакомление с понятием выяснением его рода или класса.

9. Непрозрачность определения: запутанная, сложная, неясная формулировка.

Дефиниция термина Ошибки Исправления
1. Дидактика (от греч. didaktikos – поучающий, относящийся к обучению), отрасль педагогики, теория образования и обучения школьников.    
2. Память – это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновляет их резцом [Джон Локк].    
3. Методика учебного предмета – частная дидактика, методика обучения учебному предмету.    
4. Под словосочетанием понимается соединение двух или более знаменательных слов (вместе с относящимся к ним служебными словами или без них).    
5. Согласный звук – звук, образующийся в результате прохождения воздушной струи через преграду во рту.    
6. Подросток – мальчик или девочка в подростковом возрасте.    
7. Сурдопедагогика – один из разделов коррекционной педагогики.    
8. Подросток – это уже не ребенок, но еще не вполне сформировавшаяся личность.    
9. Колледж – среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.    
10. Логика – наука о законах и формах правильного мышления современного человека.    
11. Классификация наук – многоступенчатое, разветвленное деление наук, использующее на разных этапах деления разные основания (например, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, формальные науки, биологические науки).    
12. Творческое мышление – это мышление, которое обеспечивает решение творческих задач.    

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...