История становления и развития ИКС в России
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Введение
Сельскохозяйственная информационно-консультационная служба - это служба, которая оказывает содействие сельским товаропроизводителям в выявлении и анализе проблем, формировании мнений, принятии и реализации решений путем предоставления необходимой информации. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Р.Ф., Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве», другими федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок, полученный или приобретенный ими для этих целей. Дополнительной регистрации личного подсобного хозяйства не требуется. Закон «О личном подсобном хозяйстве» устранил противоречия с Земельным кодексом РФ, в соответствии с которым (статьи 78 и 81) личные подсобные хозяйства отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям поселений, где они фактически находятся. Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок), который имеет правовой режим категории земель поселений, и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок), который имеет правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Сооружения, например загон для скота, оборудованное место дойки, водопоя или мелиоративные сооружения, навесы для защиты от дождя и другие подобные сооружения, возводить на нем можно. При ведении личного подсобного хозяйства разрешается выращивать все виды сельскохозяйственных культур, включая использование теплиц без ограничения их площади, содержать все виды сельскохозяйственных животных, пчел и птицы без ограничения их поголовья и количества, но с соблюдением экологических и санитарно-гигиенических требований (ст. 6 Закона). В случаях если гражданин захочет разводить крокодилов или калифорнийских червей, то ему уже придется платить налоги, т.к. такой вид деятельности для личного подсобного хозяйства не предусмотрен. Закон предписывает (п. 4 ст. 4) органам местного самоуправления установить максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых из государственных и муниципальных земель в собственность гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, а также предписывает субъектам Российской Федерации (п. 5 ст. 4) устанавливать максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться у граждан одновременно на праве собственности и (или) ином праве (праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве аренды).
Теоретические основы формирования и функционирования ИКС в АПК
История становления и развития ИКС в России
Зарождение ИКС в сельском хозяйстве как самостоятельной службы связано с аграрным кризисом конца XIX века. Причиной этому послужили низкий уровень знаний русского крестьянина по агрономическим вопросам, часто повторяющиеся неурожайные годы и проблема массового голода. С 1891 по 1901 гг. Россия пять раз столкнулась с проблемой массового голода.
Дополнительный толчок развитию сельского хозяйства и ИКС в сельском хозяйстве дала 1-я мировая война, когда особое значение приобрела проблема обеспечения продовольственной безопасности страны, вовлеченной в военные действия. По этой причине российскими земствами, являющимися в то время органами местного самоуправления, впервые был поставлен вопрос о необходимости создания в рамках земств системы распространения знаний и оказания агрономической помощи крестьянам. Началось интенсивное формирование службы консультационной сети, которая в то время называлась «общественной агрономией». Целью деятельности «Общественной агрономии» явились ускорение и рационализация стихийно совершающиеся эволюции сельского хозяйства, придание толчка процессу изменения формы крестьянского хозяйства. С учетом значимости общественной агрономии в пропаганде агрономических знаний уже к 1913 году в России было 9000 служащих системы консультирования. В России общественная агрономия, как институт агрономической помощи населению, существовала до октября 1917 года. После октябрьской революции и коллективизации, агрономическое обслуживание получило новое по содержанию масштабам развитие. В связи с созданием колхозов и совхозов, сельскохозяйственных кооперативов агроном становится активным пропагандистом государственной сельскохозяйственной политики в деревне и организатором сельскохозяйственного производства. С развалом СССР, переходом от плановой экономики к рыночной, общим упадком сельского хозяйства, была разрушена и система информационно-консультационного обслуживания. Сельское хозяйство лишилось не только государственной финансовой поддержки, но и информационной. Вторичное возрождение ИКС в России началось с 1993 г., когда по заданию МСХ РФ Центральный НИИ инновационных проблем и маркетинга АПК разработал «Пилотный проект создания ИКС для сельских товаропроизводителей всех форм собственности». С этого времени в России ведется работа по созданию ИКС АПК. За этот период отечественная ИКС прошла следующие этапы своего развития:
I. Этап (1993-1996 гг.) - создание региональных ИКС в составе органов управления АПК, в виде государственных унитарных предприятий, на базе некоторых НИИ и вузов. II. Этап (1996-1998 гг.) - появление первых районных структур ИКС, организация демонстрационных полей, выставок, семинаров. Характерная черта этого периода - развертывание полевого консультирования и оказание практической помощи сельхоз - товаропроизводителям в освоении инновационных разработок и передового опыта. III. Этап (с 1998 г.) - введение и постепенное освоение платных услуг. Значительный толчок в становлении региональных ИКЦ сыграли проекты, реализованные при поддержке различного рода международных организаций и фондов, оказывающих техническое содействие России.
Роль и сущность ИКС
В условиях рыночной экономики главной задачей работников АПК является производство тех видов сельскохозяйственной продукции или выпуск тех товаров, которые пользуются на рынке большим спросом, продаются по высокой цене и в конечном итоге обеспечивают получение прибыли. В настоящее время работники сельского хозяйства, как никогда, нуждаются в знаниях и информациях о новых технологиях, передовом опыте в отраслях растениеводства, животноводства, механизации, бухгалтерском учете, в области маркетинга, бизнес - планирования, налогообложения и т.д. С углублением рыночных отношений резко возросло значение информационно-консультационного обеспечения для всех без исключения субъектов агропромышленного производства. Им необходим определенный доступ к широкому кругу интересующей информации, позволяющей обеспечивать им достижение своих экономических целей. Из-за отсутствия этого доступа экономика страны теряет, по некоторым данным, от 20 до 40% валовой выручки от реализации продукции, товаров и оказания услуг. В связи с этим возникла необходимость создания специализированной службы доведения до сельхозтоваропроизводителей научно-технических разработок и другой информации под названием «Информационно-консультационная служба в АПК» с конкретными задачами, функциями и принципами ее формирования. Необходимость ее создания особенно возросла в связи с резким уменьшением численности высококвалифицированных руководителей и специалистов в сельскохозяйственных предприятиях.
Информационно-консультационная служба - это служба, которая обеспечивает товаропроизводителей информацией, повышает уровень их знаний для выбора оптимальных решений, способствующих успешному ведению сельскохозяйственного производства. Деятельность консультационной службы можно подразделить на две части: первая должна содействовать увеличению производства высококачественной сельскохозяйственной продукции с каждого гектара земли, каждой головы скота, вести хозяйство более эффективно; вторая - получению максимальной прибыли от хозяйственной деятельности. Основная роль службы для АПК - это оказание помощи товаропроизводителям в процессе выбора и принятия наиболее оптимальных управленческих решений и доведения научных разработок до практического уровня (внедрения). Информационно-консультационная служба должна быть связывающим звеном между производством, наукой и образованием и она сочетает функции образования, распространения знаний, науки и консультирования, в этом заключается сущность ИКС. Сущность информационно - консультационной службы состоит из следующих моментов: консультирование сельских товаропроизводителей по вопросам, касающимся технологии и организации производства, ведения хозяйства и других проблем; распространение достижений науки и передовой практики среди сельхозтоваропроизводителей; оказание помощи сельским товаропроизводителям в повышении уровня образования и квалификации, передача нм специальных знаний, что позволит им принимать правильные решения.
Цели и задачи ИКС Основной целью ИКС является повышение эффективности и устойчивости агропромышленного производства на основе освоения достижений науки и передового опыта и доведения до сельхозтоваропроизводителей, технологической и рыночной информации. Реализация данной цели предполагает решение информационно-консультационной службой следующих задач: участие совместно с органами управления АПК в реализации государственной агропромышленной политики; сбор, обработка и доведение до сельхозтоваропроизводителей научно-технической, рыночной и другой информации; оказание содействия селъхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок, передового опыта и методов хозяйствования в условиях рыночной экономики;
консультирование сельхозтоваропроизводителей по вопросам управления и организации производства, бизнес - планирования, бухгалтерского учета, оказание юридических и других услуг, участие в реструктуризации и восстановлении экономически неплатежеспособных хозяйств; подготовка предложений для органов управления АПК по разработке прикладных научно-исследовательских работ; повышение уровня знаний и практических навыков сельхозтоваропроизводителей и сельского населения; разработка и реализация мероприятий по устойчивому развитию сельской местности. Для успешного обеспечения поставленных задач информационно-консультационная служба должна выполнять следующие основные функции: инновационная, информационная, консультационная, образовательная, выставочная, издательская.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|