Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития и современное состояние ЛПХ




 

Определение личного подсобного хозяйства имеет два важных аспекта.

Во-первых, личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности.

Во-вторых, эта деятельность ограничивается деятельностью по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и деятельностью по реализации этой продукции. Кроме того, в пункте 2 статьи 2 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» закреплено, что ведение личного подсобного хозяйства осуществляется в целях удовлетворения личных потребностей гражданина и членов его семьи в сельскохозяйственной продукции.

В отличие от фермерского хозяйства личное подсобное хозяйство ведется в целях удовлетворения собственных потребностей семьи в продовольствии, товарный характер имеет лишь часть продукции, но и в этом случае полученные доходы направляются не на коммерческие цели, а на личное (семейное) потребление.

 

Таблица 1. Этапы развития ЛПХ, методов и инструментов государственного регулирования ЛПХ

Этапы Основные черты
Формирование ЛПХ (1929-1935 гг.) Использовались следующие методы и инструменты государственного регулирования деятельности личных подсобных хозяйств: налогообложение; определение предельных размеров ЛПХ; целевые программы и постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР по развитию ЛПХ.
Борьба с нарушением устава сельскохозяйственных артелей (1935-1953 гг.) В 1939, 1940 и 1946 гг. вышел ряд постановлений, ужесточавших контроль за деятельностью ЛПХ со стороны государственных органов (ограничение размеров личных подсобных хозяйств, сселение хуторов и др.). При этом, ужесточение методов государственного регулирования сопровождалось компаниями по поддержке колхозов и совхозов, а также развитию МТС. Ослабление государственного регулирования приходится на период Великой Отечественной войны с конца 1941 по начало 1945 гг.
Снижение государственного давления (1953-1957 гг.) Происходит снижение степени государственного давления в основном за счет отказа от значительного налогового бремени, списания налоговых задолженностей, расширение услуг для ЛПХ со стороны колхозов, совхозов и МТС.
Обобществление ЛПХ (1957-1964 гг.) Под лозунгом «Освобождение колхозников и совхозников от гнета личных подсобных хозяйств» проводится компания по передаче скота из ЛПХ в общественные предприятия. Предусматривалось, что сельские жители должны обеспечиваться продукцией сельского хозяйства за счет колхозов и совхозов. Однако эта компания часто проводилась однобоко, то есть скот изымался, а инфраструктура, обеспечивающая сельчан продуктами питания, создавалась не везде.
Развитие интеграционных связей с КСХП (1964-1991 гг.) Прекращается компания по обобществлению скота, окончательно ликвидируются налоги, происходит развитие ЛПХ. Здесь применялись следующие методы: практически полное освобождение от налогов; включение ЛПХ в структуру производства сельскохозяйственной продукции (организация интегрированных структур ЛПХ - сельскохозяйственное предприятие, закупка продукции колхозами и совхозами и потребительской кооперацией, разработка целевых программ и включение в них ЛПХ).
Отмена административных ограничений (1991-2003 гг.) Произошла отмена большинства ограничений (предельных размеров в животноводстве, увеличился предельный размер землепользования и др.), что привело к резкому росту объемов производства в ЛПХ с 1991 по 1996 гг. В дальнейшем, объемы производства стабилизировались, что свидетельствует о необходимости поиска новых подходов государственного регулирования деятельности ЛПХ.
Законодательное признание ЛПХ (с 2003 г. до настоящего времени) Принятие Государственной Думой закона №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 г. В этом законе юридически признается существование ЛПХ, а сами ЛПХ признаются товаропроизводителями наравне с другими хозяйственными субъектами, в том числе, с точки зрения субъектов государственного регулирования.

 

За многолетнюю практику ведения гражданами личного подсобного хозяйства выработаны различные формы государственной и иной поддержки таких хозяйств:

) в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.03.1981 №141 «О дополнительных мерах по увеличению производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан РСФСР» федеральным органам исполнительной власти (прежде всего Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления разрешено вводить в свои штаты специалистов по вопросам развития личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и огородничества.

2) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.06.1996 №819 «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» было предусмотрено (начиная с 1997 года) выделение средств из федерального бюджета на льготное кредитование строительства жилых домов и обустройство земельных участков личного подсобного хозяйства, а также выделение средств из государственного лизингового фонда на приобретение племенного и рабочего скота, сельскохозяйственной техники, инвентаря и оборудования.

Личные подсобные хозяйства - одна из самых распространенных форм экономической активности населения России, а в сельской местности - самая распространенная. Это и раньше было известно, а с проведением в 2007 г. Всероссийской сельскохозяйственной переписи документально зафиксировано.

 

Таблица 2. Число и общая площадь личных подсобных хозяйств по Федеральным округам (по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2007 г.)

Наименования Число Общая площадь земли
  Млн. единиц Млн. га
Российская Федерация 17,9 8,6
Центральный ФО 4,6 1,4
Северо-Западный ФО 1,4 0,5
Южный ФО 3,5 1
Приволжский ФО 4,3 1,6
Уральский ФО 1,1 0,7
Сибирский ФО 2,5 3,2
Дальневосточный ФО 0,5 0,2

 

Всего в России 17,9 млн личных подсобных хозяйств (ЛПХ) - 15,8 млн на селе и 2,1 млн в городе. По федеральным округам ЛПХ распределены пропорционально численности сельского населения - больше всего их в Центральном, Приволжском и Южном округах. По площади занимаемых земель картина другая. Больше всего земли под ЛПХ в Сибирском округе, затем следует Приволжский и Центральный. Наиболее крупные ЛПХ сосредоточены, соответственно, в сельских поселениях.

 

Таблица 3. Средняя площадь земли и личного подсобного хозяйства по Федеральным округам в городских и сельских поселениях (по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2007 г.)

 

Площадь, соток

  Городские поселения Сельские поселения
Российская Федерация 14 52
Центральный ФО 11 34
Северо-западный ФО 13 34
Южный ФО 9 32
Приволжский ФО 10 39
Уральский ФО 14 73
Сибирский ФО 25 146
Дальневосточный ФО 14 54

 

Размеры хозяйств существенно территориально дифференцированы. Наиболее мелкие ЛПХ в высокоурбанизированных областях (Московская обл. - 14 соток, Ленинградская обл. - 16 соток). В регионах с ограниченными площадями сельхозугодий - Мурманская обл. (8 соток), высокой плотностью сельского населения - Чеченская республика (12 соток). Наибольшие размеры - в рамках с изобильными земельными ресурсами и низкой плотностью населения, прежде всего в Сибири - Читинская обл. (8,71 га), Агинский Бурятский автономный округ (7,54 га), Республика Алтай (6,55 га). До приоритетного национального проекта, как известно, федеральная власть практически не проводила по отношению к ЛПХ целенаправленной политики, ограничившись принятием соответствующего закона и освобождением от налогов (кроме земельного). Включение ЛПХ в нацпроект стало для многих неожиданностью, которую ряд экспертов объясняли и продолжают объяснять лишь политическими причинами. С их точки зрения, это лишь временная мера, а в принципе ЛПХ бесперспективно, оно не выдержит конкуренции с крупными предприятиями, несмотря на то, что в 90-е гг. доля хозяйств населения в аграрной экономике сильно возросла.

 

Таблица 4. Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах; в% к итогу)

  1990 г. 1995 г. 1998 г. 2000 г. 2004 г. 2005 г.
Хозяйства всех категорий 100 100 100 100 100 100
сельскохозяйственные организации 73,7 50,2 39,2 43,4 42,7 41,4
хозяйства населения 26,3 47,9 58,6 53,6 51,4 52,6
крестьянские (фермерские) хозяйства 0 1,9 2,2 3 5,9 6

 

Конечно, в этом росте «виноват», прежде всего, кризис крупных хозяйств, и после 2000 г., когда крупные предприятия стали поднимать голову, удельный вес ЛПХ несколько снизился. С улучшением условий хозяйствования эта тенденция, будем надеяться, укрепится. Однако это отнюдь не будет означать уменьшения значимости личного сектора. ЛПХ не является бесперспективной хозяйственной формой.

 

Таблица 5. Структура производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств, 2005 год

  Сельхозорганизации Фермеры Хозяйства населения
Зерно 80,2 18,3 1,5
Сахарная свекла 87,8 10,4 1,8
Подсолнечник 72,5 26,6 0,9
Картофель 6,3 2,1 91,6
Овощи 14 5,7 80,3
Мясо скота и птицы 45,7 2,5 51,8
Молоко 45,2 3 51,8
Яйцо 74,1 0,7 25,2

 

Развитие высокотоварных ЛПХ с постепенным превращением их в фермерские хозяйства, становится (как это ни парадоксально) условием развития крупного бизнеса. С одной стороны, семейные хозяйства выступают формой самозанятости работников, высвобождаемых из крупных предприятий (и за последние 15 лет из них уволилось около 5,5 млн человек), а с другой - крупные сельскохозяйственные компании могут увеличивать свой выпуск за счет договоров с семейными хозяйствами (например, при откорме КРС, в свиноводстве и птицеводстве).

Социальные блага, производимые личными подсобными хозяйствами:

·   Социальный контроль над территорией

·   Воспроизводство традиционной народной культуры и традиционного сельского ландшафта

·   Социализация личности, воспитание новых поколений и уход за старшим поколением

·   Удовлетворение рекреационных потребностей городского населения.

·   Сохранение разнообразия видов в агробиоценозах

·   Сохранение местных брэндов и традиций переработки продукции

Это социальный контроль над территорией (и тем самым укрепление геополитической безопасности и территориальной устойчивости страны).

Это воспроизводство традиционной культуры и традиционного ландшафта, что содействует социальному здоровью общества.

Это и социализация личности и уход за старшим поколением (десятки тысяч детских дошкольных учреждений и домов для престарелых надо было бы построить, если бы сельские домохозяйства не выполняли этих функций).

Это и удовлетворение рекреационных потребностей городского населения (миллионы горожан проводят отпуск в деревне).

Это и сохранение биоразнообразия и местной рецептуры переработки продукции.

Все эти блага лишь частично оцениваются рынком, но зато имеют непреходящее значение для безопасности и развития страны.

 

Таблица 6. Выручка от реализации продукции ЛПХ, вошедших в список 100 лучших ЛПХ по результатам Всероссийского конкурса

Группы хозяйств Выручка в расчете на 1 ЛПХ, тыс. руб.
ЛПХ, занявшие места с 1 по 10-е 4232
ЛПХ, занявшие места с 11 по 30-е 1613
ЛПХ, занявших места с 31 по 60-е 1085
ЛПХ, занявших места с 61 по 100-е 835
В среднем по 100 лучшим ЛПХ 1405

 

Несколько слов о других направлениях государственной политики в отношении ЛПХ 2006 год отмечен бурным ростом кредитования личных подворий.

«Россельхозбанком», Сбербанком и другими кредитными учреждениями ЛПХ выдано более 22 млрд руб. кредитов - от 1 млрд 738 млн руб. в Чувашской республики и до 960 тыс. в Магаданской.

На каждую сотку земли в ЛПХ в среднем по России выдано 26 руб. кредитов - от 318 руб. в Ингушетии до 23 коп. в Брянской области.

Развитии сельскохозяйственных потребительских кооперативов, численность которых за последний год значительно возросла, но еще не достаточна, особенно если учесть, что большая часть кооперативов ограничились пока обзаведением печати и офиса и по настоящему работает только около 30% созданных.


Таблица 7. Динамика сельскохозяйственных потребительских кооперативов за 2006 г. (по данным Росстата)

  На 01.01.2006 г. На 01.01.2007 г. Рост, %
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы, всего 911 3028 332
В том числе:

 

Кредитные 501 1277 245
Перерабатывающие 141 428 304
Снабженческо-сбытовые, обслуживающие и другие 269 1323 492

 

Говоря о политике по отношению к ЛПХ, нельзя не коснуться и вопроса о земле. Назрела необходимость разработки и реализации Федеральной целевой программы по упорядочению землеустройства в сельской местности, включая оформление за счет средств федерального бюджета прав на земельные участки, выделенные в счет земельных долей, а также на участки под ЛПХ и семейные К(Ф) Х.

Это не только укрепит правовой статус семейных хозяйств, но и повысит их залоговое обеспечение, возможность пользоваться кредитом, а значит, создаст условия для роста занятости и доходов сельского населения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...