История развития и современное состояние ЛПХ
Определение личного подсобного хозяйства имеет два важных аспекта. Во-первых, личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности. Во-вторых, эта деятельность ограничивается деятельностью по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и деятельностью по реализации этой продукции. Кроме того, в пункте 2 статьи 2 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» закреплено, что ведение личного подсобного хозяйства осуществляется в целях удовлетворения личных потребностей гражданина и членов его семьи в сельскохозяйственной продукции. В отличие от фермерского хозяйства личное подсобное хозяйство ведется в целях удовлетворения собственных потребностей семьи в продовольствии, товарный характер имеет лишь часть продукции, но и в этом случае полученные доходы направляются не на коммерческие цели, а на личное (семейное) потребление.
Таблица 1. Этапы развития ЛПХ, методов и инструментов государственного регулирования ЛПХ
За многолетнюю практику ведения гражданами личного подсобного хозяйства выработаны различные формы государственной и иной поддержки таких хозяйств: ) в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.03.1981 №141 «О дополнительных мерах по увеличению производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан РСФСР» федеральным органам исполнительной власти (прежде всего Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления разрешено вводить в свои штаты специалистов по вопросам развития личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и огородничества. 2) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.06.1996 №819 «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» было предусмотрено (начиная с 1997 года) выделение средств из федерального бюджета на льготное кредитование строительства жилых домов и обустройство земельных участков личного подсобного хозяйства, а также выделение средств из государственного лизингового фонда на приобретение племенного и рабочего скота, сельскохозяйственной техники, инвентаря и оборудования. Личные подсобные хозяйства - одна из самых распространенных форм экономической активности населения России, а в сельской местности - самая распространенная. Это и раньше было известно, а с проведением в 2007 г. Всероссийской сельскохозяйственной переписи документально зафиксировано.
Таблица 2. Число и общая площадь личных подсобных хозяйств по Федеральным округам (по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2007 г.)
Всего в России 17,9 млн личных подсобных хозяйств (ЛПХ) - 15,8 млн на селе и 2,1 млн в городе. По федеральным округам ЛПХ распределены пропорционально численности сельского населения - больше всего их в Центральном, Приволжском и Южном округах. По площади занимаемых земель картина другая. Больше всего земли под ЛПХ в Сибирском округе, затем следует Приволжский и Центральный. Наиболее крупные ЛПХ сосредоточены, соответственно, в сельских поселениях.
Таблица 3. Средняя площадь земли и личного подсобного хозяйства по Федеральным округам в городских и сельских поселениях (по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2007 г.) Площадь, соток | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Городские поселения | Сельские поселения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Российская Федерация | 14 | 52 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Центральный ФО | 11 | 34 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Северо-западный ФО | 13 | 34 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Южный ФО | 9 | 32 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приволжский ФО | 10 | 39 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уральский ФО | 14 | 73 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сибирский ФО | 25 | 146 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дальневосточный ФО | 14 | 54 |
Размеры хозяйств существенно территориально дифференцированы. Наиболее мелкие ЛПХ в высокоурбанизированных областях (Московская обл. - 14 соток, Ленинградская обл. - 16 соток). В регионах с ограниченными площадями сельхозугодий - Мурманская обл. (8 соток), высокой плотностью сельского населения - Чеченская республика (12 соток). Наибольшие размеры - в рамках с изобильными земельными ресурсами и низкой плотностью населения, прежде всего в Сибири - Читинская обл. (8,71 га), Агинский Бурятский автономный округ (7,54 га), Республика Алтай (6,55 га). До приоритетного национального проекта, как известно, федеральная власть практически не проводила по отношению к ЛПХ целенаправленной политики, ограничившись принятием соответствующего закона и освобождением от налогов (кроме земельного). Включение ЛПХ в нацпроект стало для многих неожиданностью, которую ряд экспертов объясняли и продолжают объяснять лишь политическими причинами. С их точки зрения, это лишь временная мера, а в принципе ЛПХ бесперспективно, оно не выдержит конкуренции с крупными предприятиями, несмотря на то, что в 90-е гг. доля хозяйств населения в аграрной экономике сильно возросла.
|
|
Таблица 4. Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах; в% к итогу)
1990 г. | 1995 г. | 1998 г. | 2000 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
Хозяйства всех категорий | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
сельскохозяйственные организации | 73,7 | 50,2 | 39,2 | 43,4 | 42,7 | 41,4 |
хозяйства населения | 26,3 | 47,9 | 58,6 | 53,6 | 51,4 | 52,6 |
крестьянские (фермерские) хозяйства | 0 | 1,9 | 2,2 | 3 | 5,9 | 6 |
Конечно, в этом росте «виноват», прежде всего, кризис крупных хозяйств, и после 2000 г., когда крупные предприятия стали поднимать голову, удельный вес ЛПХ несколько снизился. С улучшением условий хозяйствования эта тенденция, будем надеяться, укрепится. Однако это отнюдь не будет означать уменьшения значимости личного сектора. ЛПХ не является бесперспективной хозяйственной формой.
Таблица 5. Структура производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств, 2005 год
Сельхозорганизации | Фермеры | Хозяйства населения | |
Зерно | 80,2 | 18,3 | 1,5 |
Сахарная свекла | 87,8 | 10,4 | 1,8 |
Подсолнечник | 72,5 | 26,6 | 0,9 |
Картофель | 6,3 | 2,1 | 91,6 |
Овощи | 14 | 5,7 | 80,3 |
Мясо скота и птицы | 45,7 | 2,5 | 51,8 |
Молоко | 45,2 | 3 | 51,8 |
Яйцо | 74,1 | 0,7 | 25,2 |
Развитие высокотоварных ЛПХ с постепенным превращением их в фермерские хозяйства, становится (как это ни парадоксально) условием развития крупного бизнеса. С одной стороны, семейные хозяйства выступают формой самозанятости работников, высвобождаемых из крупных предприятий (и за последние 15 лет из них уволилось около 5,5 млн человек), а с другой - крупные сельскохозяйственные компании могут увеличивать свой выпуск за счет договоров с семейными хозяйствами (например, при откорме КРС, в свиноводстве и птицеводстве).
Социальные блага, производимые личными подсобными хозяйствами:
· Социальный контроль над территорией
· Воспроизводство традиционной народной культуры и традиционного сельского ландшафта
· Социализация личности, воспитание новых поколений и уход за старшим поколением
· Удовлетворение рекреационных потребностей городского населения.
· Сохранение разнообразия видов в агробиоценозах
· Сохранение местных брэндов и традиций переработки продукции
Это социальный контроль над территорией (и тем самым укрепление геополитической безопасности и территориальной устойчивости страны).
Это воспроизводство традиционной культуры и традиционного ландшафта, что содействует социальному здоровью общества.
|
|
Это и социализация личности и уход за старшим поколением (десятки тысяч детских дошкольных учреждений и домов для престарелых надо было бы построить, если бы сельские домохозяйства не выполняли этих функций).
Это и удовлетворение рекреационных потребностей городского населения (миллионы горожан проводят отпуск в деревне).
Это и сохранение биоразнообразия и местной рецептуры переработки продукции.
Все эти блага лишь частично оцениваются рынком, но зато имеют непреходящее значение для безопасности и развития страны.
Таблица 6. Выручка от реализации продукции ЛПХ, вошедших в список 100 лучших ЛПХ по результатам Всероссийского конкурса
Группы хозяйств | Выручка в расчете на 1 ЛПХ, тыс. руб. |
ЛПХ, занявшие места с 1 по 10-е | 4232 |
ЛПХ, занявшие места с 11 по 30-е | 1613 |
ЛПХ, занявших места с 31 по 60-е | 1085 |
ЛПХ, занявших места с 61 по 100-е | 835 |
В среднем по 100 лучшим ЛПХ | 1405 |
Несколько слов о других направлениях государственной политики в отношении ЛПХ 2006 год отмечен бурным ростом кредитования личных подворий.
«Россельхозбанком», Сбербанком и другими кредитными учреждениями ЛПХ выдано более 22 млрд руб. кредитов - от 1 млрд 738 млн руб. в Чувашской республики и до 960 тыс. в Магаданской.
На каждую сотку земли в ЛПХ в среднем по России выдано 26 руб. кредитов - от 318 руб. в Ингушетии до 23 коп. в Брянской области.
Развитии сельскохозяйственных потребительских кооперативов, численность которых за последний год значительно возросла, но еще не достаточна, особенно если учесть, что большая часть кооперативов ограничились пока обзаведением печати и офиса и по настоящему работает только около 30% созданных.
Таблица 7. Динамика сельскохозяйственных потребительских кооперативов за 2006 г. (по данным Росстата)
На 01.01.2006 г. | На 01.01.2007 г. | Рост, % | |
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы, всего | 911 | 3028 | 332 |
В том числе: |
| ||
Кредитные | 501 | 1277 | 245 |
Перерабатывающие | 141 | 428 | 304 |
Снабженческо-сбытовые, обслуживающие и другие | 269 | 1323 | 492 |
Говоря о политике по отношению к ЛПХ, нельзя не коснуться и вопроса о земле. Назрела необходимость разработки и реализации Федеральной целевой программы по упорядочению землеустройства в сельской местности, включая оформление за счет средств федерального бюджета прав на земельные участки, выделенные в счет земельных долей, а также на участки под ЛПХ и семейные К(Ф) Х.
Это не только укрепит правовой статус семейных хозяйств, но и повысит их залоговое обеспечение, возможность пользоваться кредитом, а значит, создаст условия для роста занятости и доходов сельского населения.
|
|