Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные концепции развития рыночных отношений




Конспект лекций

по дисциплине «Маркетинг»

 

Содержание

 

Тема 1 Основные понятия маркетинга. Предмет, цели и задачи дисциплины 4

Тема 2 Концепции рыночной экономики. 6

Тема 3 Структура маркетинговой деятельности. 10

Тема 4 Сегментирование рынка. 15

Тема 5 Объекты маркетинговой деятельности. 20

Тема 6 Субъекты маркетинговой деятельности. 23

Тема 7 Окружающая среда маркетинга. 28

Тема 8 Конкурентная среда. 31

Тема 9 Средства маркетинга. Товарная политика. 34

Тема 10 Ценовая политика. 40

Тема 11 Сбытовая политика. 45

Тема 12 Методы маркетинга. 52

Тема 13 Реклама. 60

Тема 14 Маркетинговые исследования рынка. 64

Тема 15 Стратегия и планирование маркетинга. Маркетинговая часть бизнес-плана 66

 


 

Тема 1 Основные понятия маркетинга. Предмет, цели и задачи дисциплины

 

План:

1 Определение понятия маркетинг

2 Основные понятия маркетинга

3 Направления изучения рынка

 

Определение понятия маркетинг

 

«Market» - рынок.

Маркетинг означает рыночную деятельность, т.е. работу на рынке, использование его законов, изучение и удовлетворение всех желаний потребителя.

Маркетинг (по Котлеру) – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

 

Основные понятия маркетинга

 

Маркетинг начинается с нужд и потребностей индивида, с которыми тесно взаимодействуют такие ключевые понятия, как: спрос, товар, обмен, сделка, рынок.

Нужда – ощущаемое человеком чувство нехватки чего-либо (голод, холод, жажда и т.п.)

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида, т.е. это та же нужда, но имеющая конкретные очертания.

Спрос – это конкретная потребность, подкрепленная покупательской способностью.

Товар– это всё, что можно предложить рынку для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения определенных потребностей.

Обмен– акт приобретения желаемого товара в обмен на нечто, предлагаемое другой стороне.

Рынокобразуют продавцы и все потенциальные покупатели с определенными нуждами или потребностями, для удовлетворения которых они желают и способны принять участие в обмене.

Применительно к фирме маркетинга как вид деятельности включает:

а) полное выявление нужд и потребностей потребителей;

б) разработку и изготовление такого продукта, который необходим потребителю, с соответствующей упаковкой и обслуживанием;

в) установление цен, приемлемых для потребителя и обеспечивающих достаточную прибыль производителю;

г) доставку произведенных товаров в приемлемое для покупателя время и место, и обеспечение соответствующего послепродажного обслуживания;

д) продвижение товара, включая рекламу, содействие торговле, создание благоприятного впечатления о фирме.

 

Направления изучения рынка

 

1) Конъюнктура рынка – состояние рынка в определенных временных, географических и иных рамках.

Возможные состояния рынка рассмотрены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Конъюнктуры рынка

2) Ёмкость рынка – объем реализуемых на нём товаров (услуг) обычно за один год и выражается в стоимостных единицах.

Ёмкость рынка рассчитывается по формуле (1)

 

Е = Н + О + И – Э – К, (1)

где Е – ёмкость рынка;

Н – остатки товара на начало периода;

О – объем производства товара (услуг);

И – величина импорта;

Э – величина экспорта;

К – остатки товара на конец периода.

 

3) Доля рынка (Д), на которую может претендовать фирма; рассчитывается по формуле (2)

, (2)

где П – объем продаж фирмы.

 

Тема 2 Концепции рыночной экономики

 

План:

1 Основные концепции развития рыночных отношений

2 История и эволюция маркетинговой концепции

3 История возникновения и основные этапы развития маркетинга

 

Основные концепции развития рыночных отношений

 

Этапы становления рынка:

Ø самообеспечение;

Ø децентрализованный обмен;

Ø централизованный обмен – рынок.

 

Модели цивилизованного рынка:

Ø рынок чистой монополии – один производитель;

Ø рынок олигополии – несколько крупных производителей;

Ø рынок монополистической конкуренции – много производителей сходных товаров;

Ø рынок свободной конкуренции – много независимых производителей

 

Виды рынков:

Ø товарный рынок (рынок товаров и услуг);

Ø финансовый рынок (рынок ценных бумаг);

Ø рынок труда (рынок рабочей силы).

 

Классификация товарных рынков представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 – Классификация товарных рынков

Признак классификации Вид рынка
Структура хозяйства страны Рынок стран с натуральным хозяйством; Рынок стран – экспортеров сырья; Рынок промышленно развивающихся стран; Рынок промышленно развитых стран
Территориальный охват Внутренний рынок; Национальный рынок; Региональный рынок; Мировой рынок
Товарно-отраслевой Рынок машин и оборудования; Рынок минерального сырья и топлива; Рынок сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров
Сфера общественного производства Рынок товаров материального производства; Рынок товаров духовного производства
Характер конечного использования Рынок товаров производственного назначения; Рынок товаров потребительского назначения

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.