Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. От автора. Дизартрия и ее стертые формы




Е. Н. Краузе

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

и

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Санкт-Петербург

КОРОНА принт


Практическое пособие


ББК 51. 1(2)4

К78

Краузе Е. Н.

К78 Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. — СПб.: КОРОНА принт, 2004. — 80 с, ил.

ISBN 5-7931-0265-5

Данное методическое руководство — памятка для начинающих логопедов и учебное пособие для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть раз­личного рода речевые дефекты.


От автора

После окончания дефектологического факультета МПГУ им. Ленина несколько лет автор работала с детьми, у которых имелись незначительные дефекты речи. Коррекция звукопроизношения у них не представляла особых трудностей.

Позднее была практика в специализированном логопедичес­ком кабинете. Контингент детей, приходивших на консультации и занятия, был различен и по возрасту, и по характеру речевых нарушений. Основную массу составляли либо маленькие дети, либо дети с тяжелыми нарушениями речи (алалия, дизартрия, заикание и т. д. ).

Квалифицированная логопедическая помощь, необходимая последней категории пациентов, характеризуется строго индиви­дуальным подходом к лечению и требует постоянного наблюде­ния специалиста. Очевидно, что детям со значительными рече­выми расстройствами для коррекции звукопроизношения недо­статочно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж.

Взяв за основу уже существующие схемы этого вида массажа и дополнив их знаниями, полученными на специальных курсах, ав­тор составила схему логопедического массажа для детей с тяже­лыми нарушениями речи. Это позволило добиться определенных результатов в коррекции речевых нарушений.


ISBN 5-7931-0265-5                                            © «КОРОНА принт», 2004


Логопедический массаж

ПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Дизартрия и ее стертые формы

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обес­печивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при «стертой дизартрии», являются фонетические, звукопроиз-носительные нарушения, которые часто сопровождаются не­доразвитием лексико-грамматического строя речи.

Наиболее характерными для детей, страдающих дизарт­рией, являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. Ребенок чаще всего дефектно произносит все свис­тящие и шипящие звуки. При их произнесении язык у него отклоняется в какую-либо сторону, воздушная струя направ­лена не вперед, а идет по обоим краям языка или отклоняет­ся влево или вправо. Мы слышим нечеткую смазанную речь, своеобразный хлюпающий шум, как будто каша во рту {бо­ковой сигматизм). Часто при этом кончик языка располага-


Логопедический массаж 5

ется между зубами. Это уже межзубно-боковой сигматизм. К этому может быть добавлен боковой ротацизм (искаженное произношение звука р) или отсутствие звуков рал. Для таких детей характерна асимметричная улыбка.

Особо коварна форма стертой дизартрии, когда страда­ет какая-либо одна группа звуков, — например, ребенок межзубно произносит свистящие или смягчает звук л. В таких случаях специалист может не сразу прийти к точ­ному логопедическому заключению.

Коррекция всех форм дизартрии практически невозможна без применения логомассажа.

Без массажа педагогический процесс потребует слишком много времени и сил логопеда и не обязательно закончится положительным результатом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...