Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности менеджмента в сфере культуры




Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере о т носятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.

Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы ... собственности, а также частными лицами. Далее, фирма – любое учреждение социально-культурной сферы.

Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.

Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все

богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер

деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции,

а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства,

патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы.

Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» – предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга.

Характерные черты менеджмента

Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., – тем выше их социальная значимость).

Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доходов. Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор – один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она

может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т.п.

Эти обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг некоммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в социально-культурной сфере – это дети, подростки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую – не они сами. Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни – не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание характера менеджмента в социально-культурной сфере.

Все эти особенности современного менеджмента, которые являются закономерным выражением действия внутренних тенденций развития самого менеджмента, заметно сближают его со сферой культуры и социально-культурной сферой в целом. Все эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера. К традиционным требованиям знания технологии, организации.

Реклама в менеджменте

Реклама как бизнес требует управления и имеет определенную структуру. Реклама – многоуровневая организационная структура, сложный процесс взаимодействия участников рекламной деятельности, которые заинтересованы в ее эффективности.

Рекламная деятельность – особый вид деятельности, процесс взаимодействия её участников, результатом которого является производство, продвижение и исследование рекламного продукта с целью стимулирования потребителя. Специфика рекламной деятельности определяется многими факторами – целями, средствами, участниками, местом в структуре экономической деятельности системы рынка.

Сфера рекламной деятельности:

· изучение потребителей рекламируемых товаров и услуг и потенциального рынка;

· стратегическое планирование, определение границ рынка, разработка бюджета;

· принятие тактических решений по смете расходов при выборе средств рекламы, разработка графика;

· производство рекламы (создание телевизионных и радиороликов, печатных объявлений);

· исследование эффективности рекламы.

Основные участники рекламной деятельности:

· рекламодатели – юридические или физические лица, являющиеся заказчиками рекламной деятельности и оплачивающие рекламу (рекламодатель – источник рекламной информации);

· рекламные агентства – независимые учреждения, выполняющие рекламные функции (рекламное агентство – рекламопроизводитель);

· СМИ или средства размещения рекламы (распространители рекламы) – организации, занимающиеся посредническими услугами в сфере размещения рекламы;

· потребители рекламы – юридические или физические лица, до сведения которых доводится реклама.

Вспомогательные участники рекламной деятельности

· поставщики, фото- и киностудии, художники, типографии и так далее, то есть те, кто помогает изготавливать рекламные материалы;

· исследовательские организации;

· контролирующие учреждения (функции контроля и регулирования рекламной деятельности (государство, конкуренты).

Таким образом, в процесс управления рекламной деятельностью вовлечены не одна фирма – производитель, но и рекламные агентства и СМИ и так далее. Естественно, что система этих отношений сложна. Управление предполагает больший объем действий по проведению и координации работ, в результате которых должен быть получен совокупный продукт, удовлетворяющий все стороны. Поэтому вопросы эффективного управления в области рекламной деятельности весьма актуальны, тем более что уровень потерь в результате промахов в сфере рекламного менеджмента значителен.

Сущность рекламного менеджмента может быть рассмотрена на основе различных концептуальных подходов.

Во-первых, системный подход, в рамках которого реклама рассматривается как одна из функций подсистем маркетинга. Маркетинг, в свою очередь, является одной из составляющих более крупной системы – общей системы функционирования фирмы в целом. Следовательно, управление рекламой определяется в рамках такого системного подхода как неотъемлемый элемент системы управления маркетингом во взаимосвязи с другими элементами.

Во-вторых, в рамках структурного подхода рекламный менеджмент рассматривается как процесс взаимодействия основных участников рекламной деятельности (рекламодатель, рекламное агентство, СМИ, потребители)

В-третьих, функциональный подход, основанный на следующих основных функциях: информационное обеспечение процесса управления; целеполагание или планирование; организация и руководство практической реализацией; контроль.

Е. Ромат систему рекламного менеджмента определяет как сложный комплекс элементов, участников процессов и приемов по определению целей, организации, контролю и информационному обеспечению рекламы в единой системе с другими элементами маркетинга коммуникатора. Это системный подход.

Авторы фундаментального учебника по рекламному менеджменту Батра, Майерс, Аакер, сторонники функционального подхода, утверждают, что рекламный менеджмент сконцентрирован на анализе, планировании, контроле и принятии решений центром всей этой деятельности – рекламодателем.

Ряд авторов (Гольман, Семенов, Феофанов, Пономарев) различают широкое и узкое понимание рекламного менеджмента.

Рекламный менеджмент – процесс взаимодействия основных участников рекламной деятельности – рекламодателей, производителей, распространителей и потребителей рекламы, т.е. рассматривают рекламный менеджмент как управление рекламным процессом в полном объеме. Субъектами рекламного менеджмента считаются руководство фирмы – рекламодателя, руководители ее маркетинговых и рекламных служб, менеджеры по рекламе.

Объектом рекламного менеджмента выступают потребители.

Более узкое понимание – процесс управления рекламной деятельностью ее субъектами.

Б. Д. Семенов в книге «Рекламный менеджмент»[4] акцентирует внимание на координации усилий, согласовании действий всех участников рекламной деятельности. Этот момент является спецификой управления в сфере рекламной деятельности. Рекламный менеджмент – процесс согласования интересов основных участников. Ключевая фигура – менеджер по рекламе.

Требования, предъявляемые к менеджеру по рекламе:

1. Профессиональные навыки:

· умение принимать административные решения;

· коммуникабельность;

· способность (дар) убеждать;

· знание психологии;

· авторитетность;

· организаторские способности;

· способность к координаторской деятельности;

· эрудиция

· знание современных технологий , что позволяет успешно сотрудничать с творческим контингентом – художники, постановщики, режиссеры и так далее.

2. Личностно-деловые качества:

· способность генерировать идеи;

· умение быть социологом, воспитателем, коллегой и партнером по работе;

· лидерские позиции в коллективе;

· способен разрядить обстановку и уладить конфликты.

Главная задача рекламного менеджера – совместить партнерскую обстановку в коллективе с жесткими требованиями к качеству и срокам реализации каждого конкретного проекта.

Условно рекламный менеджмент можно разделить на следующие виды.

1. Внутренний менеджмент – управление деятельностью рекламного агентства, обеспечивающее его эффективное устойчивое функционирование, целью которого является получение прибыли.

Внутренний менеджмент

.

Организационный менеджмент Финансовый менеджмент
Определение стратегии фирмы. Реализация функций рекламного агентства.
Обеспечение эффективного взаимодействия работников Контроль выполнения задач.
Обеспечивает управление финансовыми потоками

 

2. Внешний менеджмент.

Управление взаимодействием с рекламодателем, СМИ, контролирующими органами, обеспечение устойчивого положения в конкурентной среде.

3. Менеджмент рекламной кампании – управление рекламной деятельностью рекламодателя. Особый вид, успешная реализация которого возможна при условии согласования решений в сфере внутреннего и внешнего менеджмента.

Функции рекламного менеджмента:

1. Функция планирования, причем рекламное агентство планирует как свою собственную деятельность, так и рекламную деятельность клиентов.

2. Функция организации. Она реализуется при формировании структуры рекламного агентства, обеспечении его персоналом, материалами, оборудованием, помещением, средствами, то есть всем необходимым для достижения целей, при руководстве и распределении обязанностей. Очень важна данная функция при организации рекламной кампании.

3. Функция мотивации рекламодателя, собственного персонала.

По сути это система Sales promotion – материальные и моральные стимулы для оптимизации взаимодействия.

4. Функция всеобщего контроля:

· рекламодатель à рекламное агентство;

· рекламное агентство à СМИ.

5. Функция координации обеспечивает согласованность, непрерывность действий.

В рекламном менеджменте возможно применение различных подходов к управлению. В зависимости от ситуации цели, способы, акценты в управлении могут быть:

· управление по результатам основано на анализе предыдущих решений;

· управление по целям основано на моделировании, прогнозе будущей ситуации с заранее заданными параметрами;

· управление поддерживающее или стимулирующее: создание рекламы – творческий процесс, поэтому основа подхода – активизирование, стимуляция творческого потенциала всех субъектов;

· управление организацией рекламной кампании;

· управление в условиях повышенной конкуренции;

· управление на основе систематического контроля;

· управленческие концепции, соответствующие концепциям управления маркетингом.

 

БИЛЕТ № 4

1. Руководство и лидерство

Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

 

Таблица 1. Матрица базовых стратегий

Руководство Лидерство
1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации 1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе
2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды 2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)
3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры 3. Возникает стихийно
4. Явление более стабильное 4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы
5. Более определенная система различных санкций 5. Менее определенная система различных санкций
6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой 6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности
7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе 7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

 

Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути.

Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.

Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта.

Лидеры же, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. Самое главное — после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам

2. Маркетинговые стратегии

Итак, само понятие «маркетинговая стратегия» включает в себя планирование и реализацию всевозможных мероприятий организации, которые направлены на достижение запланированных компанией целей. Следует понимать, что маркетинговая стратегия представляет собой часть общей стратегии организации. Она затрагивает именно те вопросы, которые касаются увеличения продаж и дохода. Эта стратегия разрабатывается, помогая понять, как правильно использовать имеющиеся ресурсы, чтобы достичь динамичного сбыта продукции на долгосрочный период времени.

Это понятие и является целью маркетинга. Что касается его задач, то сюда стоит отнести следующее:

· комплексно изучить весь рынок;

· объективно оценить спрос и потребности;

· разработать саму маркетинговую стратегию, а затем комплекс средств, направленных на ее реализацию.

В целом, стратегия маркетинга должна дать ответы на два конкретных вопроса:

 

Каким образом предприятие сохранится на целевом рынке, а затем и займет лидирующую позицию?

Каким образом можно выгодно увеличить объем рыночной доли организации?

Особенности стратегии маркетинга, ее планирования

Чтобы правильно разработать маркетинговый план, необходимо знать об особенностях, которые характерны для стратегии маркетинга. К ним можно отнести:

при завершении планирования стратегии маркетинга, должны быть конкретно установлены общие направления, по которым компания должна двигаться дальше для укрепления и роста бизнеса;

выбирая оперативные управленческие решения, руководитель компании, как правило, пользуется достаточно полной информацией, которая ему необходима. Формируя стратегию маркетинга, придется обойтись менее объемной информацией;

при разработке стратегии нужно быть готовым к тому, что всегда может появиться новая информация, и принятое решение необходимо будет менять. Изменение первоначально поставленных целей, их постоянная корректировка — характерные особенности стратегического планирования. Именно поэтому весь процесс разработки стратегии маркетинга должен быть цикличным;

в данной разработке могут возникнуть трудности с определением цифровых показателей пользы выбранных решений. Здесь используемая система оценок может быть подвержена корректировке. Основанием может послужить сумма затрат денежных средств.

Базовые маркетинговые стратегии

Виды маркетинговых стратегий

В 80-е годы некий профессор Портер, преподававший в Гарвардской школе бизнеса, совершил разделение стратегии маркетинга на базовые варианты. К ним стали относиться:

· стратегия лидерства. Она основана на экономии при помощи издержек;

· стратегия дифференциации;

· стратегия специализации.

Остановимся на каждом пункте более подробно. Итак, стратегия лидерства акцентирует основное внимание производству. Здесь упор делается на постоянном контроле расходов, производительности труда, инвестициях и невысоких издержках (рекламных и сбытовых). Новые товары также должны быть тщательно проработаны.

Стратегия дифференциации — работа над отличительными свойствами компании. Потребитель должен сразу выделить для себя товары данной компании, так как они значительно отличаются от товаров конкурентов. Сюда можно отнести внешний вид товара, упаковки, имидж компании, сервис и прочее.

Стратегия специализации подразумевает то, что компания должна совершенствовать свою деятельность в конкретно выбранном сегменте. То есть, не следует стремиться охватить полностью рынок. Гораздо лучше быть лидером в одном сегменте, чем занимать средние позиции по всему рынку.

Поэтапная разработка стратегии маркетинга

Как и при составлении любого плана, система маркетинга также состоит из нескольких этапов, а именно:

· исследуем рынок;

· оцениваем его состояние;

· анализируем деятельность конкурентов, оцениваем способности компании;

· ставим перед собой цели;

· исследуем запросы потребителей;

· анализируем выбранную стратегию;

· даем экономическую оценку стратегии маркетинга;

· выбираем инструменты контроля.

В качестве примера маркетинговой стратегии можно остановить свое внимание на французской компании «Ашан», которая освоила быстрыми темпами уже заполоненный конкурентами российский рынок. Французская компания владеет гипермаркетами по всему миру, предлагая товары по более низким ценам. Она уже заняла лидирующие позиции в городах России. Именно правильно выбранная стратегия позволила компании достичь таких высот: тщательный анализ рынка России, высокий уровень товаров, анализ опыта и постоянное обучение сотрудников.

Стратегии маркетинга: факторы формирования

Формирование маркетинговой стратегии

Маркетинговые стратегии в организации должны формироваться по следующим важным факторам:

· огромную роль в деятельности и производительности компании играют поставщики. Для каждого предприятия важно найти такого поставщика, который предложит качественные ресурсы за меньшую цену;

· в настоящее время практически нигде не обойтись без посредников. Их тоже нужно выбрать с умом и с меньшими затратами;

· важно основательно изучить весь процесс производственной деятельности предприятия, возможно введение новых технологий;

· необходимо проанализировать экономические и социальные факторы. Компании нужно четко представлять, в каком товаре нуждается потребитель. Также следует изучить цены конкурентов на выбранный сегмент;

· возможности самой компании;

· какими путями двигаться организации, чтобы достичь поставленных целей, то есть составляющие основной концепции компании.

 

БИЛЕТ № 5

1. Бизнес-план: значение, структура, содержание

Бизнес-план – план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три – пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы – в годовом исчислении. Часто при составлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес-план.

Назначение бизнес-плана – показать реальные шансы реализации бизнес идеи. Он не только дает правдивую оценку возможностей и рисков, но показывает необходимость (или же отсутствие таковой) в привлечении дополнительных инвестиций, открытии кредитных линий. По сути, бизнес-план показывает успешность управления и пути развития предприятия для достижения поставленной цели.

 

Бизнес-план имеет две группы пользователей – внутренних (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал фирмы) и внешних (потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры).

Бизнес-план служит трем основным целям:

· он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект;

· служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект;

· кредитор при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

· четкая формулировка целей предприятия, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения;

· определить конкретные направления деятельности фирмы,

· целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

· сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения.

· определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.

· оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

· выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

· определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

· оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана;

организовать систему контроля над ходом осуществления проекта.

Бизнес-планы подразделяются на следующие виды:

бизнес-план инвестиций – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов;

бизнес-план развития компании или фирмы – план развития организации на предстоящий плановый период;

бизнес-план развития (создания) отдельного подразделения предприятия;

бизнес-план для получения кредита в банке или для участия в тендере.

Бизнес-план должен отвечать ряду требований:

· быть написанным простым и понятным языком с использованием кратких и четких формулировок;

· его объем не должен превышать 20-25 машинописных страниц;

· носить всеобъемлющий характер, т.е. включать всю информацию по проекту, представляющую интерес для инвестора;

· опираться на реальные факты и обоснованные предложения;

· иметь завершенный характер, т.е. содержать стратегию достижения поставленных целей;

· обладать комплексностью, т.е. содержать производственное, маркетинговое, организационное, финансовое обеспечение;

· иметь перспективный характер, т.е. обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития;

· обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректировок в разработанные программы;

· иметь контролирующий характер, связанный с четкой характеристикой графиков работ, контрольных сроков и показателей.

Структура и содержание бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от цели составления этого документа и области применения (производственные, сервисные, торговые и др. компании). В настоящее время существуют несколько групп стандартов его составления.

Самыми распространенными среди них являются стандарты:

Европейского Союза в рамках программы по содействию ускорению процесса экономических реформ в содружестве независимых государствах (TACIS);

Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию (UNIDO);

Федерального фондом поддержки малого предпринимательства (ФФПМП);

Международной сети фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги KMPG;

Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);

Министерства финансов РФ;

Структура и содержание бизнес-плана по стандарту TACIS

Структура Содержание

Краткое описание

Бизнес и его общая стратегия

Описание организации бизнеса

Описание целей и стратегии бизнеса

Описание основных характеристик продукции и услуг

Описание стратегии управления и стратегии маркетинга

Общее описание рынка

Маркетинговый анализ и маркетинговая стратегия

Маркетинговый анализ

Маркетинговая стратегия

Производство и эксплуатация

Планы развития

Покупка производственного предприятия и оборудования

План производства и расчет выпуска продукции

Производственные факторы

План производства и эксплуатации

Требования к местной инфраструктуре

Покупка (реконструкция) производственного предприятия

Физические капитальные вложения

План производства и расчет выпуска продукции

Производственные факторы

Производственный план

Управление и процесс принятия решений

Описание организационной структуры управления

Общее описание функциональных обязанностей

Основные результаты и опыт работы ответственных специалистов

Информация о внешних консультантах, привлекаемых к проекту

План обучения персонала

Копия уставных документов

Распределение ответственности между подразделениями системы управления

Финансы

Система контроля качества

Подготовительные вопросы

Продолжительность плана

Частота планируемого периода

Одно из направлений бизнеса

Допущения, которые необходимо иметь до составления финансовых отчетов

Расчет себестоимости единицы продукции или услуг

Счет прибылей и убытков

Балансовый отчет

Прогноз потока наличности

Общая прибыльности

Факторы риска

Технические риски

Финансовые риски: анализ чувствительности и безубыточности

Приложения

Структура и содержание бизнес-плана по стандарту UNIDO

Структура Содержание

Резюме

Описание предприятия и отрасли

Общие сведения о предприятии

Финансово-экономические показатели деятельности предприятия

Структура управления и кадровый состав

Направления деятельности, продукция, достижения и перспективы

Отрасль экономики и ее перспективы

Партнерские связи и социальная активность

Описание продукции (услуг)

Краткое описание продукции, основные характеристики

Конкурентоспособность продукции (услуги)

Патентоспособность и авторские права

Лицензия

Условия поставки

Безопасность

Гарантий и сервиз

Эксплуатация и утилизация

Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

Требования потребителей к продукции

Описание конкуренции





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.