Иппотерапия как одна из форм ЛФК: сходство и различия
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание
Введение Глава 1. Особенности иппотерапии 1.1 Иппотерапия как одна из форм ЛФК: сходство и различия 1.2 Лечебное, коррекционное и развивающее воздействие иппотерапии на пациента 1.3 Организация занятий по ЛВЕ для детей дошкольного и младшего школьного возраста с поражением опорно-двигательного аппарата 1.4 Показания и противопоказания к назначению ЛВЕ 1.5 Нормативный расчет и критерии эффективности занятий по ЛВЕ 1.6. Обобщение опыта работы по ЛВЕ (иппотерапии) в Забайкальском крае за период 200-2010 гг. Глава 2. Детский церебральный паралич 2.1 Особенность нарушений у детей с ДЦП 2.2 Особенность дизартрий при ДЦП Глава 3. Правила безопасности во время занятий по иппотераппи 3.1 Правила безопасности для родителей 3.2 Требования к конному составу, используемому в занятиях ЛВЕ с детьми 3.3 Общие правила безопасности при обращении с лошадью 3.4 Правила безопасности для проведения занятий по иппотерапии для всех участников занятий 3.5 Правила безопасности в аварийных ситуациях Заключение Список литературы Введение
Иппотерапия является признанным средством реабилитации. С древних времен известно плодотворное влияние на здоровье человека езды и общения с лошадью. Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненные и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом. В современной Европе лечение верховой ездой успешно развивается в последние 30-40 лет. Зародившись в Скандинавских странах, иппотерапия стала быстро распространяться по всему миру. Таким образом, в процессе реабилитации через лечебно-верховую езду происходит последовательный процесс переноса приобретенных навыков в повседневную жизнь.
Иппо (в переводе с греческого - лошадь), т.е. лечение лошадью - это пассивная форма лечебно-верховой езды, при которой всадник сидит верхом и приноравливается к движению лошади. Отличительной чертой лечебно-верховой езды (ЛВЕ) является высокая эффективность и уникальность реабилитационного воздействия на физический статус и психоэмоциональную сферу ребенка. Безусловно, положительный эффект наблюдается в улучшении физического состояния, которое проявляется в улучшении общего соматического состояния, в уменьшении спастики, в увеличении объема активных и пассивных движений в конечностях, частичном восстановлении мелкой моторики. В работу включаются мышцы, которые бездействуют, даже не будучи пораженными. Все это формирует стереотип, который всадник - инвалид переносит из верховой езды в жизнь. Иппотерапия отличается от лечебной физкультуры тем, что способна возбудить у занимающегося сильную разнонаправленную мотивацию. С одной стороны, ребенок боится большого животного, он не уверен в себе, а с другой стороны - испытывает желание проохать верхом, погладить лошадь, научиться управлять. Это желание помогает преодолеть страх, неуверенность. У него повышается самооценка, меняется отношение к окружающим. Мобилизуя волевые усилия, ребенок совершенствует выполнение различных упражнений, одновременно развивая свои двигательные навыки. Цели и задачи работы состоят в том, чтобы показать воздействие иппотерапии на детей с ДЦП. Предмет: Иппотерапия как одна из форм ЛФК. Объект: Дети с ДЦП. В настоящее время актуальной проблемой является изучение детей с ДЦП и выявление причин этих нарушений. Причины могут быть разные: инфекционные заболевания, особенно вирусной этиологии, различные интоксикации и травмы во время беременности; хронические заболевания; несовместимость крови материи плода по резус-фактору и др.; в более редких случаях - акушерский травматизм в результате нарушений родовой деятельности у матери; затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода, что приводит к кислородному голоданию и повреждению в связи с этим нервных клеток мозга. ДЦП может возникнуть и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций, тяжелых ушибов головы.
Знание таких нарушений поможет частично предотвратить их и с помощью иппотерапии улучшить физическое состояние ребенка. А также ребенок становится более уверенным в себе. Практическое значение состоит в том, чтобы все эти знания применялись социальными работниками при работе с больными и знали как помочь хотя бы немного таким детям. Глава 1. Особенности иппотерапии
Иппотерапия как одна из форм ЛФК: сходство и различия
По сути иппотерапия - одна из форм лечебной физической культуры, которая использует весьма необычный "спортивный снаряд" - живую лошадь. Как и любая другая форма лечебной физкультуры, ЛВЕ - это лечение движением; является насущной потребностью каждого живого существа, естественным стимулятором и регулятором его жизнедеятельности. Любые заболевания и отклонения в состоянии здоровья человека влекут за собой уменьшение доли мышечных усилий, увеличивая при этом опасность возникновения многих заболеваний, напрямую связанных с малоподвижным образом жизни - гиподинамия (гипотенизией). Эта опасность более чем актуальная для пациентов, которых официальная медицина навсегда зачислила в категорию "бесперспективных" - больных церебральным параличом, некоторыми генетическими заболеваниями, больше всех страдающих от вынужденной гиподинамии. Поэтому не остается никаких сомнений, настоятельной необходимости применения для них в качестве основного реабилитирующего средства различных форм лечебной физкультуры, в частности - ЛВЕ. Преимущество ЛВЕ перед другими видами лечебной физкультуры заключается в том, что при верховой езде обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц. И происходит это на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, пациент в течение всего занятия инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади. И тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела.
Кроме того, ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать у пациента такую сильную, разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям ЛВЕ: с одной стороны, он испытывает страх, неуверенность в своих силах, боязнь не удержаться, упасть, с другой стороны, им движет огромное желание усидеть на лошади, почувствовать себя всадником, преодолеть свой страх, обрести уверенность и устойчивость в посадке. Отсюда максимальная одновременная мобилизация волевой деятельности мышечных усилий, с помощью которых достигается не только подавление чувства страха, но и одновременное уменьшение количества и объема гиперкинезов (при ДЦП), что, в свою очередь, дает возможность освоения пациентом правильного построения основного поведенческого фона. Очень серьезным позитивным фактором является положение конечностей и спины пациента при правильной посадке на лошади, которое способствует расслаблению спазмированных мышц бедер и голени. Ритмичные колебания спины лошади во время движения передаются всаднику и усиливают это расслабление. Очень полезен также массаж бедренных и ягодичных мышц больного при катании "на голой лошади" - тем более, что этот массаж, осуществляемый мощной мускулатурой животного, сопровождается одновременным согреванием массируемых мышц за счет боле высокой температуры лошади (37-39 градусов). Как особая форма ЛФК, иппотерапия ставит перед собой и решает следующие задачи: противодействовать гипокинезии, обусловленной болезнью, и развивать физическую активность больного; адаптировать организм больного к физическим нагрузкам; способствовать восстановлению нарушенных функций организма; способствовать абилитации (формированию новых функций организма); восстанавливать здоровье или улучшать его состояние; способствовать социальной и бытовой реабилитации, абилитации и адаптации;
восстанавливать утраченные и формировать новые навыки; снижение возбудимости, постепенное избавление от безучастности, страхов, замкнутости, агрессивности. Как и любой другой метод лечения и реабилитации, иппотерапия имеет свои показания и противопоказания. Воздействующая столь многопланово и многофакторно, она может быть показана и с успехов использована при самых разных видах человеческих страданий: соматических, нервных, психических заболеваниях, для реконвалесцентов (больных в восстановительном периоде после хирургических операций и травм), а также при нарушениях общения и умственного, физического и психического развития и трудностях в обучении. Список показаний к применению иппотерапии, известных сегодня, далеко не исчерпывает уникальных возможностей метода, и решение вопроса о целесообразности использования его при других заболеваниях зависит от осуществления апробации метода ЛВЕ на больных, страдающих какими-либо конкретными недугами. В плане возрастных ограничений обозначена только условная нижняя граница - пациенту должно быть не менее 3 лет. И ограничение это связано лишь с трудностью контакта с маленьким ребенком: он не всегда способен понять, что от него требуется, и выполнить предлагаемые упражнения. Однако в случае необходимости можно применять специальную методику занятий с маленьким ребенком, когда на лошадь садится инструктор, а ребенок находится у него на руках или сидит впереди него. Возможность и целесообразность иппотерапии для каждого конкретного пациента определяет его лечащий врач. Применение иппотерапии требует соблюдения следующих обязательных условий: применение только патогенетически обоснованного (показанного для данного заболевания или сочетания заболеваний) комплекса методов ЛФК и ЛВЕ, лечебной гимнастики, массажа, лечебного плавания, трудотерапии и др.; постоянного врачебного контроля за адекватностью и эффективностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости; постепенно и последовательного наращивания физической активности больного; рационального сочетания ЛВЕ с медикаментозным, психолого-педагогическим, социально-творческим методами комплексной реабилитации; активного и по возможности сознательного участия больного в реабилитационном процессе. Нельзя недооценивать то важное обстоятельство, что при использовании ЛВЕ успех лечения во многом зависит от созвучного взаимодействия двух живых существ - пациента и лошади. Взаимодействие и взаимовлияние всадника и лошади привносят в процесс реабилитации свои специфические сложности и особенности. Поэтому актуальной темой современной иппотерапевтической теории является оптимальный подбор пары "пациент - лошадь".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|