Особенность дизартрий при ДЦП
Особенностью дизартрии при ДЦП является общность нарушений общей и речевой моторики, связь разных форм дизартрии с определенными видами ДЦП. Так, дети с диплегией и гемипарезом могут обладать нормальными речевыми способностями. Самой тяжелой и распространенной формой ДЦП является спастическая двойная гемиплегия с поражением конечностей - рук и ног. Речевые нарушения проявляются в виде тяжелой спастической дизартрии, когда речь ребенка прерывается длительными паузами вследствие чрезмерного напряжения мышц и внезапных спазмов. В тяжелых случаях отмечается невозможность речи - анартрия. Важной задачей на подготовительном этапе работы является общее мышечное расслабление и снижение тонуса в речевой мускулатуре. Сходные, но часто менее выраженные речевые расстройства наблюдаются при гемипаретических формах ДЦП, когда у ребенка отмечаются односторонние двигательные расстройства, особенно в кисти руки. Псевдобульбарная дизартрия при гемипаретической форме ДЦП отмечается у 30-35% детей. При гиперкинетической форме ДЦП отмечаются нарушения общей и артикуляционной моторики: меняющийся характер мышечного тонуса (дистония), непроизвольные насильственные движения; отсутствие эмоциональной выразительности двигательного и речевого акта, недостаточность удержания статических поз и положений. Тонические спазмы могут распространяться на артикуляционную, дыхательную мускулатуру, мышцы гортани, вызывая своеобразные расстройства голосообразования и дыхания. Эти явления характерны для гиперкинетической (подкорковой) дизартрии, наблюдающейся более чем в 90% случаев. При атоническо-атактической форме ДЦП наблюдается мозжечковая дизартрия (частота - 70-75%). Нарушения общей и артикуляционной моторики определяются низким мышечным тонусом, отсутствием точности и соразмерности движений, нарушением их синхронности и ритма. В процессе логопедической работы важно развивать у таких детей точность артикуляционных движений и их ощущений, интонационно-ритмическую и мелодическую стороны речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования. В некоторых случаях встречаются сочетания различных форм ДЦП у одного и того же ребенка, при этом отмечаются смешанные формы дизартрии. Речевую симптоматику необходимо рассматривать в связи с моторной патологией и с общим состоянием ребенка.
иппотерапия лечебная физическая культура Особенностью дизартрии при детском церебральном параличе являются проявления артикуляционной (оральной) диспраксии, что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения. Задачей логопедической работы при ДЦП является развитие ощущений артикуляционных поз и движений, преодоление и предупреждение оральной диспраксии. Для улучшения ощущений артикуляционных движений используются упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем движений с помощью зеркала и с закрытыми глазами. Нарушения артикуляционной моторики обычно сочетаются с нарушениями функции рук, поэтому необходимо совмещать логопедическую работу с развитием функции рук и общей моторики ребенка. Чрезвычайно важным является раннее выявление речевых нарушений при ДЦП для своевременного начала коррекционно-логопедической работы. При логопедическом обследовании необходимо выявить состояние и синхронность в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов ребенка. Важно проверить состояние орального мышечного тонуса. Также необходимо выявить состояние импрессивной и экспрессивной речи, просодической стороны речи, звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи.
Особенностью нарушений звукопроизношения при дизартрии у детей с ДЦП является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус и в артикуляционной мускулатуре усиливаются дизартрические расстройства; выполнение любых движений с усилием вызывает повышение мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре, поэтому во время занятий не следует требовать от ребенка чрезмерных усилий. Нарушения артикуляционной моторики затрудняют формирование произносительной речи ребенка, его фонематического восприятия, что может вызывать у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения их звуко-слоговой структуры. Эффективность работы по коррекции звукопроизношения у детей с церебральным параличом зависит от формы дизартрии, уровня речевого развития, возраста ребенка, состояния его интеллекта и индивидуальных компенсаторных возможностей. При каждой форме дизартрии можно выделить три степени поражения: легкую, среднюю и тяжелую Большое внимание уделяется развитию дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа, работе по усилению восприятия артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений. Формирование правильного звукопроизношения должно сочетаться с развитием речевой коммуникации, стремления к преодолению имеющихся нарушений речи, со школьной и социальной адаптацией ребенка. Для детей с ДЦП характерны трудности в усвоении лексической системы языка. Важной предпосылкой развития и обогащения словаря является формирование восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях путем специальной организации разных видов деятельности, в процессе которых ребенка учат осмысленно воспринимать предметы и явления окружающего мира. Формирование лексико-грамматической стороны речи осуществляется как единый неразрывный процесс при комплексном подходе к умственному и речевому развитию детей с церебральным параличом. Методы работы дифференцируются в зависимости от структуры речевого нарушения.
В зависимости от локализации поражения мозга, а также от характера нарушений его созревания и недостаточности развития интегративной деятельности у учащихся с ДЦП наблюдаются различные формы дисграфии и дислексии. Взаимодействие специалистов разных профилей - врачей, психологов, педагогов, логопедов - должно сохранять в поле зрения каждого из них "целостного ребенка", а не парциальное нарушение клинического, социально-психологического или педагогического уровня. При этом усилия всех специалистов необходимо сконцентрировать на социальной адаптации ребенка с церебральным параличом, а частные задачи лечения, обучения, коррекции должны служить средствами достижения этой цели. Таким образом, детский церебральный паралич - заболевание центральной нервной системы. Необходимо относится к ребенку с церебральным параличом не как к пассивному пациенту - инвалиду, а как к человеку со всеми потенциальными способностями, которые могут быть реализованы при предоставлении ему равных возможностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|