Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обобщение опыта работы по ЛВЕ (иппотерапии) в Забайкальском крае за период 200-2010 гг.




 

История развития иппотерапии в Забайкальском крае берет начало с 15 марта 2005 года, когда по предложению Комитета социального обеспечения данная технология впервые стала использоваться для реабилитации детей-инвалидов. Для реализации программы по лечебно-верховой езде был заключен договор между Комитетом социального обеспечения и Читинской госконюшни о предоставлении манежа-помещения для занятий и аренде двух лошадей. В целях организации деятельности иппотерапии был набран штат сотрудников - 4 конюха-коновода и инструктор-методист по ЛВЕ. Стоит отметить, что все сотрудники иппотерапии ранее имели опыт работы с лошадьми. Для профессиональной подготовки методиста была организована специализация по иппотерапии в Москве.

С 2006 года данная технология была введена в деятельность Областного реабилитационного Центра "Шиванда", а с 2008 года в ОВЦ "Спасатель".

За данный период курс иппотерапии прошли 2248 детей. Из них 1501 ребенок-инвалид. В данной группе на первом месте патология ЦНС (в том числе и ДЦП), что составляет 32%, на втором месте психическая патология 18%, на третьем месте патология слуха - 12%, далее по убывающей: врожденные аномалии развития - 10%, патология зрения - 7%, соматические расстройства 6%. Группа, которая включает различные заболевания составляет 15%.

При занятиях ЛВЕ наблюдается значительное улучшение физического состояния, которое проявляется в улучшении утраченных или приобретения новых функций организма. Уровень самостоятельности в овладении ребенком ЛВЕ зависит от характера и степени выраженности нарушения развития. Но успех в достижении цели, поставленной инструктором или самим всадником, когда приносит радость. Надо только следить, чтобы поставленные цели были реально достижимы. Таким образом, верховая езда может приносить удовлетворение всадником с нарушениями развития любой степени тяжести.

У детей с нарушением психики отмечается повышение внимания и концентрации на каком-либо действии, они становятся более общительными, эмоционально-устойчивыми.

Хочется отдельно сказать о влиянии иппотерапии на внутрисемейные отношения. Те родители, которые посещают занятия вместе со своим ребенком, отмечают, что атмосфера в семье стала более стабильная, уменьшилась напряженность в отношениях, появилась общность интересов, наладился психологический климат.

Несомненно, такое яркое влияние иппотерапии на все процессы позволяет значительно повысить самооценку инвалида, его коммуникативность, сформировать основы социального поведения, что приведет к более полной интеграции в общество.

Оценка эффективности иппотерапии проводится на основании обследования специалистов до и после курса занятий, опроса родителей и детей, компьютерной диагностики "АМСАТ".

Результат "улучшение" выносится при появлении новых функций организма или значительном усовершенствовании дефектных.

При проведении анализа результативности иппотерапии такой результат как "улучшение" составил 32%. Самая высокая результативность отмечается в группе детей с патологией ЦЕС (лидирующие позиции занимает ДЦП - 22% улучшений).

Такой результат расценивается при: повышении уровня мобильности; уменьшении спастики; увеличение объема пассивных и активных движений в суставах; улучшение кинематического рисунка шага; улучшение локомоции; частичном восстановлении мелкой моторики; подавление гиперкинезов; в возрастании личностного психологического потенциала.

Самая большая группа реабилитантов прошла курс ЛВЕ с результатом: улучшение общего состояния 58%, что проявляется в улучшении психоэмоционального статуса, в повышении самооценки, понижение чувства тревожности, в преодолении ограниченного круга общения, в уменьшении соматических жалоб. В этой группе лидирующие позиции занимает ДЦП легкой степени тяжести, психическая патология и патология слуха и зрения.

Без динамики - 6%, в основном это дети с грубым нарушением интеллекта (олигофрения, выраженной степени дебильности).

Прерван курс - 4%. В эту группу входят дети, посещавшие занятия на базе Госконюшни. Причины прерывания различны: ребенок боится животное и психологически не может продолжить занятия, а также низкая реабилитационная мотивация родителей или самого инвалида.

Вторая группа реабилитантов - это социально депривированные дети из ОРЦ "Надежда", многие имеют диагноз "Резидуальная энцефалопатия", "Умственная отсталость" различной степени. За данный период курс иппотерапии посетили 682 ребенка. В этой группе у 48% детей отмечается нестабильность посещений в связи с частой сменой детей, что приводит к невозможности дать объективную оценку эффективности иппотерапии. У 52% детей, по наблюдению врача-реабилитолога социального центра, отмечается положительный эмоциональный тонус, повышается их контактность, внимание, концентрация; такие дети более доброжелательны, общительны, с теплотой относятся к окружающим. Такой результат стоит расценивать как улучшение общего состояния.

С 2009 года в целях профилактики инвалидности для проведения реабилитационных мероприятий проводится набор групп детей, имеющих риск развития инвалидности. Большинство из них являются воспитанниками детских домов. За два года курс иппотерапии посетили 65 таких детей. Наиболее часто встречаются диагнозы - "Сколиоз", "Нарушение осанки", "Вегето-сосудистая дистония". Результат улучшения отмечается в основном у детей с диагнозом "Нарушение осанки" и "Вегето-сосудистая дистония", и составляет 12%. Результат "улучшение" проявляется в уменьшении жалоб на боли в спине, укрепление мышечного каркаса, повышение физической выносливости. Самый большой процент "улучшение общего состояния", что составляет 70%. Небольшой процент составляет результат без динамики - 18%, в эту группу входят заболевания, связанные с грубой патологией опорно-двигательного аппарата, последствия перинатального поражения ЦНС и вторичные иммунодефицитные состояния. Трудность курации детей этих групп объясняется тем, что данная патология требует проведения длительных и непрерывных реабилитационных мероприятий.

Объединив динамики состояния все групп реабилитатов, получены следующие данные: улучшение достигнуто - 28%; улучшение общего состояния - 59 %; без динамики - 4%; нестабильность посещения ОСРЦ "Надежда" - 6%; прерван курс реабилитации - 3%. Развивая физические и умственные способности инвалидов через иппотерапию, мы даем им возможность почувствовать себя полноправными членами общества и приобрести навыки и умения, необходимые для полноценной жизни.

Итак, иппотерапия - это лечение больных детей с помощью движения. Успех лечения во многом зависит от созвучного взаимодействия двух живых существ - пациента и лошади. Иппотерапия дает возможность почувствовать инвалидов полноправными членами общества и приобрести навыки и умения, необходимые для полноценной жизни.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...