Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенность нарушений у детей с ДЦП




 

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга.

Отклонения в психофизическом развитии детей с церебральным параличом связаны в первую очередь с двигательными, сенсорными и речевыми нарушениями. У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, развиваются навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.

Двигательные нарушения при ДЦП отмечаются с рождения, тесно связаны с перцептивными расстройствами, являются ведущим дефектом, оказывающим неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка. Двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения, они с трудом осваивают навыки самообслуживания.

Особенностью двигательных нарушений у детей с церебральным параличом является не только трудность или невозможность выполнения движений, но и слабость ощущений собственных движений. У детей с трудом развивается пространственно-временная организация, отмечается астереогноз (трудности узнавания предметов на ощупь), что затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей. Двигательные нарушения ставят больного ребенка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружающих его взрослых, что способствует формированию пассивности, нарушает развитие мотивационной и волевой сферы.

Независимо от степени двигательных расстройств у детей могут быть нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, снижение интеллекта, судорожный синдром и нарушения зрения, слуха. Для большинства детей с церебральным параличом характерны нарушения умственной работоспособности в виде повышенной утомляемости. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, в результате утомления часто возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, гримасничать, появляются насильственные движения, слюнотечение. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, болезненно реагируют на тон голоса, замечания, изменения в настроении окружающих; у них возникают страхи, недержание мочи, рвота и другие нарушения.

Важную роль играет предельно раннее распознавание двигательных нарушений и раннее начало лечебно-педагогической работы с использованием приемов кондуктивной педагогики. С помощью кондуктивной педагогики, где главная роль отводится взаимодействию матери и ребенка, осуществляется неразрывная взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения.

Анализ нарушений ребенка, страдающего данным заболеванием, показывает, что одно лечение без систематического коррекционного психолого-педагогического и социального воздействия недостаточно эффективно. Нарушение или задержка формирования двигательных функций требуют соответствующей коррекции, необходимо формирование правильных представлений о движении, пространственно-временной организации, воздействие на процесс формирования и развития речи, психических и познавательных процессов. Это возможно лишь при сочетании педагогического и медицинского воздействия.

Выделяются следующие периоды восстановительного лечения, на протяжении которых должно продолжаться раннее комплексное воздействие с целью нормализации в дальнейшем двигательной сферы, психического развития и социальной адаптации ребенка с церебральным параличом: острый - до 14 дней; ранний восстановительный - до 2 месяцев; поздний восстановительный - до 2 лет; остаточных явлений (резидуальный) - после 2 лет. В остром периоде преобладает медикаментозное лечение, в случае необходимости применяют специальные укладки. В раннем восстановительном периоде добавляются другие средства лечения: массаж с пассивными движениями по суставам, фиксация стоп и кистей туторами и шинками в среднем положении. В позднем восстановительном и резидуальном периодах комплексная реабилитация включает медикаментозные средства, лечебную физкультуру, рефлексотерапию, ортопедическую помощь, физио- и психотерапию, логопедическую коррекцию, иппотерапию.

К основным методам психологической реабилитации детей и подростков с церебральным параличом относятся психологическая консультация, психологический тренинг, психокоррекция и психотерапия. Учитывая в структуре личности большинства больных с ДЦП наличие стойких нарушений эмоционально-волевой сферы: высокую степень невротизма, повышенную тревожность, фрустрированность, целесообразным оказывается использование индивидуальных методов психокоррекции (психорасслабляющая гимнастика, музыкотерапия, аутогенная тренировка). Для детей, в структуре личности которых наблюдаются повышенная зависимость, инактивность, неадекватность самооценки, замкнутость, используются групповые методы психокоррекции, направленные на устранение неадекватных поведенческих реакций, повышение социальной активности.

Особое место в клинике ДЦП занимают расстройства речи, их частота составляет, по данным различных авторов, от 70 до 85%. У детей с церебральным параличом оральный праксис формируется искаженно, его развитие осложняется из-за наличия парезов и параличей мышц артикуляторного аппарата, слабости кинестетических ощущений, напряжения мышц языка и губ. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга, от вторичного недоразвития или более позднего формирования отделов коры мозга, наиболее интенсивно развивающихся уже после рождения, от вида церебрального паралича.

Отставание в развитии речи у детей с церебральным параличом связано также с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточной предметно-практической деятельностью и ограниченными социальными контактами. Ошибки воспитания могут еще более утяжелять отставание в развитии речи. Ребенок с ДЦП в первые годы жизни часто находится в различных лечебных учреждениях, и, если педагогической работе не уделяется достаточного внимания, он может отставать в развитии речи. Кроме того, отрицательный эмоциональный фон, реактивные состояния, которые могут наблюдаться у этих детей при отрыве от матери, дезадаптация на новую обстановку создают неблагоприятные предпосылки для развития речи. При воспитании такого ребенка дома взрослые обычно чрезмерно опекают его, стремятся все сделать за него. Это не формирует у ребенка потребности в деятельности и в речевом общении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...