Беседа «Что ты знаешь о птицах?»
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Программные задачи: Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение; Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны; Активизировать словарь по теме: орнитология, символ; развивать речевую активность; развивать логическое мышление, внимание и память; Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им. Ход занятия: 1. Вступительная часть Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие (гости). А куда? Попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»). Правильно, мы отправимся в мир птиц! 2. Закрепление знаний о видах птиц Воспитатель: Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить? Дети: Перелётные и зимующие. Воспитатель: Почему птицы улетают на юг? Дети: Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена. Воспитатель: Каких представителей перелётных птиц вы знаете? Дети: Перелётные – утки, журавли, ласточки. Воспитатель: Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время? Дети: Необходимо развесить птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни. Воспитатель: Вот послушайте стихотворение на эту тему:
Покормите птиц зимой Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. (А. Яшин) Воспитатель: Каких представителей зимующих птиц вы знаете? Дети: Зимующие – дятел, синица, воробей. Воспитатель: Как человек заботится о птицах с приходом весны? Дети: Строит и развешивает скворечники.
Воспитатель: Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан? Дети: Из дерева. Воспитатель: Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко. Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц? Дети: Морские – живут у моря, ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин; Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь; Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки; Ночные – днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч; Певчие – отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол; Хищные – употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова; Экзотические – живут в других странах, отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан. Воспитатель: Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! У меня для вас есть интересная игра «Четвёртый лишний», на карточках изображены птицы, нужно определить, по какому признаку они объединены, а кто является лишним и почему.
3. Игра «Четвёртый лишний» Ласточка, павлин, воробей, журавль. (Павлин – обитатель жарких стран). Соловей, канарейка, щегол, трясогузка. (Трясогузка не певчая птица). Аист, фламинго, страус, альбатрос. (Альбатрос – птица с короткими ногами). Грач скворец, ласточка, индюк. (Индюк – домашняя птица). Сойка, фазан, гусь, сова. (Гусь - водоплавающая птица). Сова, утка, голубь, сойка. (Сова – ночная птица). 4. Сравнение птиц по разным признакам Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например? Дети: У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях. Воспитатель: Я предлагаю вам выполнить небольшое задание. На столе лежат изображения птиц и разных мест, где они могли бы обитать. Вам их следует расселить в зависимости от того где они живут (у воды, в лесу или других местах). Воспитатель: Что ещё у птиц разного? Вспомните, мы читали с вами произведение В. Бианки «Чей нос лучше?» Дети: У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки. Воспитатель: Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку? Дети: Нет. Воспитатель: Что ещё у птиц разного? Дети: У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине. Воспитатель: А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части). Опыт: жир отталкивает воду Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили? Дети: Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.
Воспитатель: Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода». Воспитатель: Как называются дети птиц?(Птенцы). Давайте посмотрим на макет яйца в нашем музее, из чего оно состоит? (Скорлупа, желток, белок, воздушная камера) Как развивается птенец? Дети: Птенец развивается из желтка, питание он получает из белка, воздух из воздушной камеры, который поступает из маленьких отверстий на поверхности скорлупы. Воспитатель: Верно, мы наблюдали с вами эти отверстия через лупу. 5. Игра «У кого кто?» А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «У кого кто?» Грач-грачата, Дрозд – дроздята, Стриж-стрижата, Журавль-журавлята, Кукушка-кукушата, Ласточка-ласточата. 6. Игра-перевоплащение Воспитатель: Давайте сейчас с вами тоже превратимся в птиц! Я буду называть, а вы их изображать. 7. Игра «Чей дом?» У меня для вас есть интересная игра– «Чей дом?» Давайте поможем нашим птицам расселиться в свои гнёзда. Объясните свой выбор. 8. Обобщение признаков, выведение типичного строения птиц Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием. Всё у птиц разное, а название одинаковое – птицы. Как же мы отличаем птиц от других животных? Дети: (Опираясь на модель). Ноги у птиц разные, но их две. Крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями. 9. Игра «Угадай по описанию» Воспитатель: Молодцы. А сейчас давайте поиграем с вами в игру. Дайте описание птицы, но не называйте её. Ребята должны догадаться, о какой птице вы говорите. Воспитатель: Как человек использует птиц в своей жизни? Дети: Использует мясо и яйца в еду, перья для украшений, пух для изготовления перин, подушек, одеял, верхней одежды. Слушает пение птиц. Воспитатель: Какую пользу приносят птицы в природе? Дети: Уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений. Воспитатель: А какой вред? Дети: Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах. Воспитатель: Кого можно назвать врагами птиц?
Дети: Диких животных, хищных птиц.
Викторина
Воспитатель: Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину. У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди). Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка). Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица). Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна-лебедь). Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба). У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль). Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся). Воспитатель: Конечно, о птицах много написано рассказов, сказок и стихов и песен. Человек украшал изображениями птиц и одежду и посуду. Ребята, а какие профессии вы знаете, связанные с птицами? Дети: Птичник – работает на птицеферме, выращивает птиц. Орнитолог – изучает птиц, их виды, где живут, чем питаются. Итог занятия: Воспитатель: Ребята, расскажите, что нового, интересного вы узнали, собирая музей птиц? Дети: Мы узнали, какими разными бывают птицы, что живут они в разных местах и строят разные гнёзда. Узнали о некоторых особенностях их поведения. Проведённый опыт, помог нам выяснить, что жир отталкивает воду. Воспитатель: Вы очень много узнали нового о мире птиц, поэтому смело можете называться юными орнитологами. Желаю вам новых интересных открытий в окружающем вас мире живой природы.
Беседа « Что ты знаешь о птицах?» Воспитатель: Сегодняшняя тема спрятана в загадке: Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв и два крыла Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это. Дети: Птица. Воспитатель: Мы безмерно богаты, В наших чащах и рощах, Столько всяких пернатых - Просто диву даешься! Но спросите иного, Что он знает о птицах, Пусть ответит толково - И, гляди, удивится: Как же, фауна, дескать, Как же, наше богатство - На полях, перелесках, Так сказать, птичье царство. Птичье царство – и только? Ну, дрозды, ну, синички. Где запомнишь все клички, Просто птички – и только? Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. Разнообразие птиц на Земле велико – их около 9000 видов. Раздел зоологии, изучающий птиц, называется орнитологией. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц.
Это интересно: В знак признательности к заслугам птиц во многих странах люди установили им памятники: В 1942 г. в Англии на подводной лодке произошла авария, матросы выпустили птицу и она доставила сообщение на сушу – экипаж был спасен. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки (голубь). В 16 веке в Германии, в осажденном городе люди умирали от голода, когда осажденные выставили птицу на крепостную стену – враг подумал, что в городе много продовольствия и снял осаду. Благодарные люди поставили птице памятник (петух). В 1850 г. в Америке, впервые завезли воробья, здесь он быстро освоился. В пригороде Бостона сильно размножились насекомые. На помощь пришла эта птица. В знак благодарности жители поставили ей памятник в центральном парке (воробей). Этой птице поставлено 2 памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США, штат Юта, а другой в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной смерти (чайка).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|