Произведения народного творчества
Малые формы фольклора Песенки, потешки, прибаутки: «Баю-баю,баю-баю...» (рус), «Валенки» (рус), «Солнышко-ведрышко!» (рус), «Травка-муравка» (рус), «Буренушка» (рус), «Перекликание петухов» (рус), «Сидит, сидит зайка» (рус), «Жили у бабуси...» (рус), «Скок-скок-поскок» (рус.)» «Как у нашего кота» (рус), «Пошел кот под мосток» (рус)» «У Аленки в гостях» (рус), «Наши уточки» (рус), «Ай, ду-ду» (рус), «Котик серенький» (рус), «Киска, киска» (рус), «Кисонька-Мурысенька» (рус), «Сорока-белобока» (рус), «Идет коза рогатая» (рус.), «Ладушки» «Водичка-водичка» (рус), «Наша Маша» (рус), Заинька» (рус), «Гуси вы, гуси» (рус), «Ехал Тит на «рожках» (рус), «На зеленом на лужку» (рус) «Топ-топ» (кабардино-балкарск.), «Едем, едем на лошадке» /р1ведск.), «Топ, топ» (польск.) и др. Сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро «озлят» (обр. А. Толстого), «Теремок», «Колобок». произведения классической и современной литературы Я.Аким «Мама», «Елка наряжается»; 3. Александрова «Пляска», «Грузовик»; Н. Артюхова «Ручеек»; А. Барто «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Машенька», «Капитан», «Самолет», «Собака»; В. Берестов «Больная кукла», «Про машину»; B. Благинина «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри»; А. Бродский «Солнечные зайчики»; П. Воронько «Спать пора», «Пирог»; О. Высотская «На санках», «Холодно», «Весело, весело»; Ю. Гарей «Колыбельная»; В. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»; МБ. Иовлев «У крылечка»; С. Капутикян «Хлюп-хлюп», «Маша обедает»; fcM. Клокова «Мой конь», «Белые гуси»; 0. Кригер «На прогулку»; А. Кузнецова «На зеленом на лугу»; ВТ. Ладонщиков «Я под краном руки мыла...»; О. Маршак «Мяч», «Два котенка», «Кошкин дом», «Ёлка»;
Ю. Михалков «Песенка друзей»; Ю. Мориц «Ручеек», «Ежик резиновый»; Э Мошковская «Я — машина»; ИМуравейка «Я сама»; Н Найденова «Наши полотенца»; М. Пожарова «Толя и медвежонок»; A. Прокофьев «Мишка косолапый по лесу идет»; Е. Серова «Колокольчик», «Одуванчик»; B. Сутеев «Цыпленок и утенок»; И. Токмакова «Как на горке снег, снег», «На машине ехали»; Л. Толстой «Была у Насти кукла», «Пошла Катя поутру», «У Миши были сани»; К. Ушинский «Васька», «Два козлика», «Уточки» «Коровка»; Е. Чарушин «Кошка», «Курочка», «Собака», «Утка с утятами», «Медвежонок»; К. Чуковский «Цыпленок», «Свинки», «Поросенок»; А. Шабад «Лесенка»; А. Шибаев «Сани» и др. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Современный взгляд на место изобразительной деятельности детей в коррекционно-педагогическом процессе существенно изменился. Она рассматривается как деятельность, цели, строение, мотивы и средства которой совершенно отличаются от изобразительной культуры взрослых. Изобразительная деятельность, по существу, возникает в русле коммуникативной потребности ребенка и наряду с игрой и речью является действенным средством удовлетворения этой потребности. Ребенок, даже нормально развивающийся, очень долго не ставит перед собой цель рисовать «правильно». Освоение «графического языка» происходит медленно даже в норме. Поэтому основные усилия при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью рисованию, лепке и аппликации направляются прежде всего на стимулирование и развитие «графической активности», формирование пригодных для изображения представлений, обеспечение содержательно-смысловой стороны детской деятельности, так как ребенок с интеллектуальной недостаточностью испытывает большие трудности уже при решении вопроса «О чем сообщать в рисунке?».
Изобразительная продукция детей во всех случали получает одобрение взрослых. Учитывая доминирование социальных потребностей у ребенка дошкольного возраста (в том числе и ребенка с интеллектуальной недостаточностью), в содержание гения с самого начала вводится рисование взрослом человека (на доступном ребенку уровне). Занятия изобразительной деятельностью тесно связаны с разделами «Игра», «Формирование предъявлений о себе и окружающем мире», «Развитие речи» Занятия изобразительной деятельностью проводит воспитатель; они происходят в подгруппах, как правило, в первую половину дня 3 раза в неделю, изобразительные игры используются и другими специалистами: на занятиях по развитию речи, при формировании представлений об окружающем, на прогулке, во время, предусмотренное для свободной деятельности, и т.д. На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки, привлекать их внимание к полученному результату. Во время демонстрации необходимо активно привлекать детей к выполнению изображения вместе со взрослым (прибегая к совместным действиям), с другими детьми, что постепенно сделает полученный результат личностно значимым для ребенка. Любое занятие изобразительной деятельностью на первом этапе обучения должно протекать в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослым. При несформированности на первом этапе обучения у детей с интеллектуальной недостаточностью предпосылок изобразительной деятельности (крайне низкий уровень сенсорно-перцептивной сферы и аналитико-синтетической деятельности, представлений о себе и окружающем мире, отсутствие интереса к деятельности и потребности в ней, несформированность предметной деятельности и самых элементарных изобразительных операционально-технических умений и др.) невозможным является решение собственно изобразительных задач (слепить, нарисовать и т. п.), поэтому более корректным будет говорить о проведении изобразительных игр — игр, построенных на использовании техники рисования, лепки, аппликации. Изобразительные игры проводятся с детьми как на занятиях в соответствии с расписанием работы воспитателя, так и во время, отведенное для свободной деятельности, а также на прогулке. Учитывая низкий уровень самостоятельности детей, Недоразвитие познавательной активности и познавательной деятельности, внимания, целесообразно их проводить индивидуально или с небольшими группами детей. Проведение изобразительных игр учителем-дефектологом, логопедом и психологом в рамках индивидуальной работы обеспечит формирование предметной деятельности у детей и обогащение их жизненного опыта. В условиях группы необходимо продумать работу таким образом, чтобы обеспечить активное участие в занятии всех детей, так как активность ребенка является необходимым условием формирования у него предпосылок изобразительной деятельности.
Педагогический замысел: — вызывать интерес к рисованию, лепке, аппликации, желание рисовать, лепить и т. д. вместе со взрослым и самостоятельно;. _- учить воспринимать изображения как отражение реальных объектов, узнавать предмет в различных изображениях; —- формировать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности (как к процессу, так и к готовому результату), пробуждать желание самим участвовать в изобразительной деятельности, показывать рисунки, поделки взрослом и другим детям, поощрять гордость ребенка за свои достижения; — развивать игровую направленность изобразительной деятельности, учить действовать с готовыми изображениями (обыгрывать лепные поделки, Соотносить предмет с рисунком и аппликацией); - развивать восприятие готовых изображений как важнейшую предпосылку возникновения собственной изобразительной деятельности: рассматривать иллюстрации в детских книжках, учить понимать содержание изображенных на картинках бытовых действий, подражать им, сопровождать естественными жестами, речью; — формировать необходимые операционально-технические умения в ходе рисования, лепки, аппликации, развивать целенаправленные движения кисти и пальцев рук, движения обеих рук под контролем зрения; — познакомить со способами зрительно-двигательного моделирования формы объектов (обведение по контуру перед рисованием и ощупывание двумя руками перед лепкой), учить использовать и х как основу и вспомогательные средства для построения изображений, связывать обводящее и исполнительское движение;
— развивать ассоциирование графического следа с предметами, стимулировать «узнавание» каракулей, направлять детей на «опредмечивание» изображения путем лепетного слова или указательного жеста, закреплять связь в слове; —знакомить детей в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым; —знакомить с материалами, орудиями и их названиями, с правилами и первоначальными приемами рисования; —знакомить с приемами работы с пластическими материалами (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать маленькие кусочки, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать); —знакомить с основными правилами работы с пластическими материалами (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки); —знакомить с основными правилами работы с материалами и орудиями, необходимыми для аппликации, и их названиями (клей, кисть, бумага, салфетка, заготовка, образец); —развивать чувство ритма; —развивать координацию движений обеих рук, формировать систему «взор — рука», зрительно-двигательную координацию. Оборудование и материалы: —бумага разного формата и плотности (А4, A3, А2), большие листы упаковочной бумаги, рулоны обоев; —доска настенная для рисования мелом, расположенная на доступном детям уровне; —индивидуальные доски для рисования фломастерами; —«стена для рисования» — в групповой комнате к стене прикреплен часто меняющийся большой лист плотной бумаги, на котором дети могут самостоятельно в качестве «тренировки» рисовать мелом, углем, фломастерами и т. п. или выполнять коллективные работы под руководством педагога; — мольберты; - наборы белого и цветного мела, цветных карандашей, цветных фломастеров разной толщины, цветных восковых мелков, уголь; наборы цветных красок; кисти разной ширины (от 1 до 8 см) и разного диаметра (от 1 до 3—4 см); — стаканчики для кисточек, для краски, фартуки, подносы для выполнения поделок из глины, пластилина; - материалы для аппликации (цветная бумага разной плотности, ткани разного вида и цвета, природный материал); - материалы для лепки: цветное тесто (пат), пластилин, глина; — палочки разной длины и ширины для рисования на песке во время прогулки. Содержание Рисование Рисование взрослым на глазах у детей мелом на доске или кистью, фломастером, волоконным карандашом, маркером на большом листе бумаги. Заинтересованное, эмоциональное, быстрое, схематическое, сопровождаемое речью отражение самого простого, понятного детям содержания, взятого из к личного бытового, игрового, эмоционального, коммуникативного опыта («Мама берет Сашеньку на руки», «Петя играет с шариком», «Вова везет шишку на машине», «Таня и Сережа играют в мяч», «Тома встречает маму», «Лепим снежную бабу», «Юля и Маша радуются подаркам» и т. п.).
Игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изображениями: подкладывание, демонстрация, показ с использованием указательного и соотносящего жестов, называние («Мы тебе покажем, что мальчик делает, а ты найди, где это нарисовано», «Покажи, что делает здесь девочка»). Игры и упражнения на идентификацию и простейшую группировку по образцу (с помощью взрослого) статических и динамических изображений предметов, животных, людей. Рассматривание картинок с изображением действий взрослых и детей в разное время года (осень идет дождь, дети бегут под зонтом; зима, снег, дети лепят снежную бабу и пр.), их демонстрация с последующим изображением взрослым мелом на доске, фломастером на большом листе бумаги или на индивидуальной доске. Совместные игры с красками — создание цветных пятен с помощью большой кисти, губки, руки с последующим ассоциированием их с реальными объектами (животными, тучами, растениями, людьми и т. п.) и обозначением словом при помощи взрослого. Игры и упражнения на идентификацию предметов по цвету и пространственным признакам — форме, размеру, расположению («Найди такие кубики», «Выбери все красное», «Дай большие кубики», «Катится — не катится», «Протолкни в нужное отверстие», «Что сюда подходит?» и пр.), а также на сопоставление предмета и его изображений. Игры на нахождение собственного рисунка среди других рисунков («Кто нарисовал?», «Найди свой рисунок»). Ознакомление детей с формообразующими движениями путем выполнения совместных действий («Дорожки», «Лучики», «Ленточки», «Клубочки», «Моточки», «Тучки» и др.). Развитие умения связывать различные движения с результатом, а также с предметами, действиями и явлениями реальной жизни (нанесение мазков — с каплями дождя, спиралевидные движения — с запутавшимися нитками, вращательные движения — с помешиванием каши на тарелке, волнообразные движения — с ручейком и т.п.). Рисование фломастером, волоконным карандашом» маркером предметов округлой формы с предварительным их обведением рукой, пальцем, фломастером по контуру (зрительно-двигательное моделирование формы), с повторением обводящего движения в воздухе (мячи, воздушные шары, яблоки вишенки, конфеты-драже и т. п.). рисование кистью предметов округлой формы с Пользованием приема образования массы («Скатаем большой снежный ком», «Намотаем пряжу на клубок», «Яблоки», «Апельсины», «Мячики» и др.) с предварительным повторением движения кистью в воздухе. Рисование пальцем, кистью и специальными средствами (тампоном из поролона, ваты и др.) разных линий (длинных, коротких, толстых и тонких) вместе со взрослым, по подражанию, по собственному желанию. Рисование кистью: действовать всей поверхностью ворса кисти, не отрывая ее от бумаги, пользоваться приемами примакивания — кисть плашмя («Следы на снегу», «Сосульки заплакали», «Листья падают», «Травка выросла» и т. п.) и касания — кисть вертикально («Дождик», «Салют», «Идет снег», «Созрела рябина», «Ветка мимозы», «Березапроснулась весной» и т. п.). Выполнение индивидуальных и коллективных работ. Совместное рисование красками («Дорожки», Дождик», «Ладошки», «Травка», «Снежинки», «Листочки», «Зайчик прыгает» и т. п.), рисование некоторых изменений в природе (набухание почек И распускание листьев на деревьях, образование сосулек и таяние их, цветение плодовых деревьев) тампоном, кистью разного размера, пальчиками, ладонью. Стремиться к заполненности листа. Закрашивание краской (кистями различного размера, тампоном и т. п.) всей поверхности листа с помощью взрослого и самостоятельно («Небо» «Ночь», «Лужок», «Снег» и др.) для последующего его использования в аппликации. Раскрашивание кистью разной ширины, тампонами из поролона (ваты), губкой круговыми (вертикальными, горизонтальными) движениями листа бумаги, на котором предварительно восковым мелком или свечой нарисованы какие-либо изображения (картинки с сюрпризом: «Плавают уточки», «Кошка», «Снеговик», «Матрешка», «Неваляшка», «Дерево», «Грибы» и др.). Дорисовывание рисунка с целью расширения его содержания (например, взрослый рисует елку — ребенок дорисовывает на ней шарики; взрослый рисует машину — ребенок рисует для нее дорожку; взрослый рисует тучку — ребенок рисует капельки дождя; ребенок рисует яблоки на яблоне, а взрослый быстро изображает на этом дереве или под ним самого ребенка или нескольких детей, называя их по имени, сопоставляя объекты и изображения, и т. п.). Обрисовывание ладошек и создание композиций из них. Обрисовывание контуров тела каждого ребенка (в положении лежа на полу и стоя у стены) с последующим дополнением их взрослым необходимыми элементами (частями лица, волосами, одеждой). Рассматривание рисунков, сопоставление. Обрисовывание совместно со взрослым предметов по контуру с последующим их соотнесением с изображением в условиях выбора из двух-трех и более. Рисование палочкой на песке или на снегу во время прогулки («Дорожки», «Ручейки», «Ленточки» и т. п.). Свободное рисование фломастерами на индивидуальных досках. Рисование мелом на доске. Коллективное рисование (свободное или по задарю) мелом, углем, фломастерами на «стене для рисования». Коллективное рисование с элементами аппликации («Осень», Зима», «Новый год», «Снег идет» и др. ). Лепка Демонстрация детям примеров лепки. Лепка Скульптурным способом на глазах у детей из пластилина, глины, цветного теста различных фигурок людей, животных, снежной бабы, предметов посуды, овощей, фруктов и пр.) с последующим обыгрыванием: человечек здоровается с детьми, угощает сделанными конфетами, что-нибудь им сообщает; снеговик разговаривает с детьми, качает головой; зай ка прыгает, медведь идет, переваливаясь, человечки танцуют, прыгают, ходят, пьют из вылепленной чашки, едят пластилиновой ложкой из тарелки и пр.; собачка служит, лает, скучает, лежит, свернувшись калачиком, и пр.; Знакомство с основными правилами работы с пластическими материалами (лепить только на дощечке, засучивать рукава, мыть руки после лепки, не вытирать руки об одежду). Игры и упражнения на развитие восприятия объемной формы путем ощупывания предметов. («Волшебный мешочек», «Отгадай, что у тебя в руке?», «На что это похоже?», «Найди в коробке все круглое», «Выбери все предметы с углами» и др.). Словесное объяснение выбора с определением опорных признаков объектов («Это куколка, потому что ручки есть»; «Это машина, тут колеса»; «Это кубик, у него углы»). Знакомство с обследованием предметов перед лепкой: выделение основных частей предмета, установление их формы, соотношения по величине, расположению. Ознакомление детей с глиной, пластилином, патом (цветным тестом) и с их основными свойствами (можно разминать, разрывать на части, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать). Лепка без задания. Лепка с игровой целью (совместно со взрослым или по подражанию) предметов шарообразной фор. мы (конфеты, вишенки, яблоки, апельсины и др и похожих на палочки (карандаши, конфеты-батончики, палочки и др.) с использованием разных приемов и с последующим их обыгрыванием. Лепка объектов округлой формы после обследования (шарики, яблоки, конфеты-драже, помидоры) с использованием приема вдавливания большим пальцем (ямка). Лепка с использованием приема расплющивания куска глины или пластилина (лепешки, печенье, тортики и т. п.). Ознакомление с последовательностью лепки: сначала скатать шар, затем расплющить между его ладонями). Лепка с использованием приема соединения частей (баранки) и оттягивания (морковка). Лепка объектов, состоящих из нескольких частей (пирамидка из шаров, снеговик, кукла-неваляшка и т. п.), после их обыгрывания и обследования. Самостоятельная лепка из подготовленных кусков глины, пластилина, теста (соединение 2—3 частей в целое). Лепка знакомых предметов по представлению («Конфеты», «Вишенки», «Яблоки», «Апельсины», «Помидоры», «Баранки»). Лепка знакомых предметов с последующим их рисованием красками, карандашом, фломастером. Аппликация Выполнение на глазах у детей различных красочных сюжетных аппликаций (можно использовать готовые изображения из книг-ширмочек), содержание которых отражает бытовой, предметно-игровой, эмоциональный, коммуникативный опыт» детей (ребенок спит, играет в мяч, умывается, идет с мамой за ручку, играет в песок; дети во время игр, музыкальных занятий и пр.; мама обращается к ребенку, протягивает руки). Взрослый сопровождает процесс создания картины эмоциональным раскрыванием, показом, вызывая интерес к аппликации и желание участвовать в ней. Знакомство с орудиями и материалами, необходимыми для аппликации (бумага, кисть, клей, салфетка), приемами и правилами работы с ними (называть изнаночную сторону заготовки, переворачивать ее, набирать достаточное количество клея на кисть, намазывать всю поверхность заготовки, снимать излишки клея, прижимать заготовку салфетки, придерживать заготовку одной рукой, действоватьдругой). Игры и упражнения на соотнесение предметов и аппликаций в условиях выбора из ряда: узнавание в аппликации реальных предметов путем подкладывания аппликации к предмету или наоборот; соотнесение предметов при условии выделения единственного различительного признака — цвета, формы, величины, расположения («Какой из шаров здесь изображен?», «Найди такую машинку»). Обучение указательному и соотносящему жестам. Игры и упражнения на развитие представлений о цвете, форме, величине, расположении: выбор из коробки игрушки нужного цвета в соответствии с образцом, выбор предметов по образцу (похожих на кубик, на шарик); соотнесение объемной и плоскостной форм («Коробка форм»), простейшая группировка по образцу («Выберите такие игрушки»,?«Куда положить эту игрушку?», «Какие машинки сюда подходят?», «Найди пару»). Комплексное занятие, построенное на сочетании аппликации, рисования и конструирования («Дорога, ворота, по дороге едут машины»; «Построили высокий дом»; «В доме живет кукла Катя»). Сначала выполняются конструкции, затем аппликация и рисунок. Дети привлекаются к обыгрыванию построек, а также к намазыванию клеем заготовок (совместными действиями) перед наклеиванием. Аппликация и рисование простого сюжета с целью формирования у детей представлений о возможности изображения одного содержания разными способами. Специальные занятия, направленные на обучение основам композиции: заполненность листа при равномерном распределении объектов, что основано на ритмичной повторности («Разноцветные шары», «Одуванчики в траве», «Васильки расцвели», «Грибы на поляне», «Яблоки рассыпались» и пр.). Сотворчество ребенка и взрослого: взрослый дорисовывает, например, на этом листе фигурку самого ребенка, собирающего на лугу цветы, грибы и т. д. Выполнение простых узоров из элементов с чередованием 1:1, 2: 2 в квадрате, полоске, круге (тарелка, салфетка, коврик и т. п.), тематическая аппликация («Цветок для мамы» — ветка мимозы, мак и пр., «Венок из цветов», «Тюльпаны белые и желтые, красные и желтые», «Елочки большие и маленькие», «Матрешки — мамы и дочки», «Грибы и грибочки», «Гирлянда из флажков», «Праздничные шары на нитках», «Игрушки в витрине магазина», «Высокие и низкие дома», «Соберем бусы»). Предметная аппликация на основе предварительного анализа образца или обследования натуры («Неваляшка», «Соберем пирамидку, башенку», «Построим дом из трех этажей», «Слепим снежную бабу» и т. п.). Тематическая аппликация («Овощи», «Фрукты», грибы в лесу», «Яблоки на яблоне», «Матрешки долот» и др.). МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ (музыкальное воспитание имеет не только обще-ввивающую, но и коррекционную направленность в работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. Оно способствует коррекции многих недостатков их психического и физического развития — эмоциональной и сенсорной сферы, внимания, речи, представлений об окружающей действительности, произвольности, серийности и выразительности движений и пр. Без специальной работы, без помощи взрослых для ребенка с интеллектуальной недостаточностью звучащий мир вообще представляет собой шумовой фон, в котором лишь единичные звуки «опредмечены», имеют смысл. Поэтому на первом этапе обучения развитие слухового восприятия, «опредмечивание» звуков окружающего и введение ребенка в мир музыкального звучания приобретают особое значение. Содержание раздела направлено на развитие у детей способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера; слухового внимания и сосредоточения; музыкального слуха (звуко-высотного, ритмического, динамического, тембрового); умения участвовать в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, в музыкально-дидактических и хороводных играх, игре на детских музыкальных инструментах). Работа по музыкальному воспитанию на занятиях осуществляется по следующим направлениям: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры и игра на детских музыкальных инструментах. Во все годы обучения занятия проводит музыкальный руководитель вместе с воспитателем. Однако на первом этапе обучения к их проведению активно подключаются учитель-дефектолог и логопед. Элементы музыкально-ритмических занятий учитель-дефектолог и воспитатель группы используют в процессе подгрупповой и индивидуальный коррекционной работы с детьми. Кроме того, в свободное время воспитатель организует игры детей с музыкальными игрушками и инструментами. Музыкальные инструменты могут использоваться различными специалистами на других занятиях: во время рисования, игр с образными игрушками, игр с природным, бросовым материалом, игр, направленных на моторно-двигательное развитие. Одни и те же мелодии, музыкальные инструменты и игрушки используются в различных вариантах, что позволяет не только вызывать у детей положительное эмоциональное состояние, но и устанавливать связи между цветом и звуком, величиной и звуком и т. п. Педагогический замысел: —воспитывать у детей интерес к музыкальным занятиям, желание участвовать в музыкальных играх; —воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальное звучание; —развивать музыкальное восприятие — учить различать звуки по качеству звучания: высоте (высоко—низко), длительности (долгий—короткий), силе (громко—тихо), темпу (быстро—медленно). Передавать это плавными движениями рук, хлопками, имитацией движений животных, отражать воспринятое в пропевании и проговаривании; - учить ориентироваться в пространстве зала: идти к взрослому навстречу по команде (по движению руки, словесной просьбе, звуковому сигналу); - учить ходить по залу, не задевая друг друга, собираться вместе по музыкальному сигналу; - познакомить с простейшими наглядными морями (на долгий звук подбирать изображение длинной ленты и наоборот; пропевая долгий звук предъявленной карточке, делать плавное движения руками; делать короткие и резкие движения сами, сравнивая их с отрывистыми звуками, возникающими при отбивании мяча, и т. д.); — воспитывать слуховое внимание и сосредоточие: определять источник звука (где погремушка? дудочка? и т. д.), направление звука (куда идет Паша с дудочкой?) при выключенном зрении; - учить прислушиваться к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета, узнавать голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов; — учить самостоятельно действовать колокольчиком, погремушкой или другими звучащими игрушками; — учить ориентироваться в пространстве зала, ходить, не задевая друг друга, расходиться и собираться вместе (к игрушке, обручу) по музыкальному сигналу; — учить вслушиваться в музыкальное звучание, реагировать на его изменения в двухчастной пьесе сменой движений (добиваться самостоятельного выполнения); — формировать первоначальные музыкальные представления, учить узнавать знакомые мелодии; — создавать простейшие характерные образы на основе музыкального звучания (зайчик веселый, [грустный, сердитый и т. д.); —учить различать колыбельную и энергичную плясовую музыку, передавать характер музыки в движении; —развивать чувство ритма (передавать метрическую пульсацию в размере 2/4), передавать ритм в движении вместе и по подражанию взрослому; —учить пользоваться простейшими наглядными моделями (зрительные, слуховые, двигательные модели) в музыкально-дидактических играх; —поддерживать активность детей, стимулировать увлеченность и заинтересованность на занятиях. Оборудование и материалы: —музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, шарманка, свистульки, бубен, барабан, дудочка, треугольник и др.); —самодельные музыкальные игрушки (звучащие коробки, деревянные палочки и т. п.); —деревянные ложки; —магнитофон с аудиокассетами различных мелодий (песни, танцы, марш и т. д.); —телевизор и видеокассетный магнитофон с видеофильмами о природе, о детях, с мультфильмами; —караоке; —синтезатор; —мягкие модули; —ковер или ковровая дорожка; —ковровая дорожка синего цвета (река, озеро); —контуры-следы (изображающие камешки, следы ног и т. п.); —дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.); —большое настенное зеркало; —настольная и напольная ширмы; —плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;
- декоративные украшения (солнце, тучи, деревья елки, дома и т. п.); — наборы кукол для пальчикового театра (кошка мышка, медведь, лиса, собака и т. п.); - куклы-бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. п.); - рукавички с изображениями мордочек животных; (кошка, собака, курочка и т. п.); - атрибуты для игры-драматизации: большой макет репки из папье-маше или иного материала, домик-теремок; - костюмы курочки, собачки, кошки, мышки, бабочек и других сказочных персонажей; - нагрудники или нагрудные фартучки с прозрачными кармашками для контурных изображений животных, птиц; — зонтики (большие и маленькие); - игрушки: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка и др.; - неваляшки; - фланелеграф; - ковролинограф и др. Содержание Музыкально-дидактические игры Музыкальные игры с погремушками, колокольчиками, дудками и барабанами, со звучащими игрушками, с образными игрушками в соответствии характером музыки (сон, бодрствование, игры куклы, мишки и т. п.). Игры-импровизации на развитие выразительных движений в соответствии с характером музыкального образа (котенок, медведь, заяц и др.). Музыкально-дидактические игры на развитие серийности и координацию движений («Хлопаем в ладоши — играем ручками» и т. п., а также различные игры с пальчиками). Музыкально-дидактические игры на развитие восприятия и воспроизведения простейших ритмических структур (ритма повторности и чередования 1: 1 на основе различных качеств звучания) с ритмическим проговариванием в такт музыке и движениям. Игры, узнавание персонажей музыкальных пьес и песен. Имитационные игры на формирование движений, характерных для персонажей музыкальных пьес и песен, исполняемых детям. Слушание музыки Слушание пения музыкального руководителя, аудиозаписи. Слушание немузыкальных звуков (аудиозаписи голосов леса, звуков улицы, голосов детей в процессе игр). Слушание и узнавание знакомых мелодий, песенок, исполняемых на фортепиано, аккордеоне, триоле, металлофоне, подпевание (ля-ля, да-да и т. п.) и сопровождение движениями. Прослушивание и узнавание знакомых мелодий из популярных радио- и телепередач, музыкальных композиций и т. д. Слушание наиболее популярных классических мелодий. Пение Пропевание имен детей вместе со взрослым. Пропевание музыкальных приветствий с импровизацией детьми вариантов приветствий на основе подражания пению взрослого. Подпевание отдельных слов, фраз, интонирование с подражанием интонациям взрослого. Пение в сопровождении ритмических движений руками, головой, туловищем совместно со взрослым и по образцу, предлагаемому взрослым. Пропевание с проигрыванием детьми несложных знакомых пьес. Музыкально-ритмические движения. Музыкально-ритмические движения в соответствии с характером звучания музыки (бодро, энергично шагать под марш, выполнять плавные движения под колыбельную). Выполнение начала и конца движения в согласовании с музыкой. Выполнение различных ритмических движений под музыку. Музыкально-ритмические движения, направленные на ориентировку в пространстве зала: движения по залу (вперед, назад), в центр (середину) зала, собраться в середине (вокруг взрослого или игрушки) и расходиться по всему залу (по сигналу). Выполнение танцевальных движений. Детский игровой стретчинг. Музыкально-ритмические игры «Петушок ходит, клюет, машет крыльями», «Петушок веселится», «Птичка летает», «Кошка умывается, гуляет, царапается», «Кошка удаляется», Мышки», «Мишки ходят», «Мишки бегают», «Мишки и мышки», «Ветерок-ветер», «Снежинки танцуют», «Зайка скачет, чешет ушко» (умывается), а также хороводные игры, основанные на потешках, пестушках и закличках. Игра на музыкальных инструментах. Игра на различных музыкальных инструментах п ри активной музыкальной импровизации взрослого: дети музицируют на пианино, барабане, металлофоне, дудочке, триоле, треугольнике, маракасе, а также на самодельных музыкальных инструментах — ложках, горшках, трещотках, погремушках, закрытых баночках с различным сыпучим материалом (крупой, песком), колокольчиках и т. п. Подыгрывание на музыкальных инструментах мелодии, исполняемой музыкальным руководителем. Игра детей на музыкальных инструментах с подыгрыванием музыкальным руководителем (музыкальная импровизация). Музыкальный репертуар А. Александров «Осень», «К нам гости пришли»; ел. Н. Френкель, муз. А. Александрова «Кошка»; Л. Бекман «Елочка»; ел. и муз. М. Быстровой «Дождик»; ел. и муз. Н. Вересокиной «Шел веселый Дед Мороз»; муз. В. Витлина, ел. Н. Найденовой «Серенькая кошечка»; муз. В. Витлина, перевод слов Н. Найденовой «Мишка с Куклой пляшут полечку»; ел. и муз. Г. Вихаревой «Снежинки», «Дед Мороз», «Елочка большая», «Метелица»; ел. и муз. Е. Гомоновой «Веселые жучки», «Пляска с цветами к празднику 8 Марта», «Танец капелек»; ел. и муз. Н. Гранина «Пляска с куклами»; ел. А. Барто, муз. В. Горянина «Что ты хочешь, кошечка», «Мячик», «Бычок», «Мишка», «Слон»; ел. и муз. Л. Гусевой «Пальчик мой», «Гриб-грибочек», «Цап-царапки», «Мышки», «Звонкие капельки»; ел. 3. Александровой, муз. В. Иванникова «Кто как кричит?»; ел. Е. Каргановой, муз. М. Иорданского «Ладушки-ладошки»; ел. и муз. М. Качурбиной, обр. Н. Найденовой «Мишка с куклой пляшут полечку»; слова народные, муз. В. Калинникова «Киска»; Е. Каменоградский «Медведь»; И. Кишко «Марш»; ел. Н. Кукловской, муз. И. Кишко «Игра с лошадкой»» ел. И. Плакиды, муз. И. Кишко «Осень»; 3. Компанейц «Паровоз»; сл. Н. Френкель, муз. М. Красева «Медвежата»; сл.М. Клоковой, муз. М. Красева «Белые гуси»; сл.. М. Чарной, муз. М. Красева «Баю-баю»; сл.Ломова «Кот и мыши», «Кошечка», «Передача платочка », «Упражнения с мячами»; муз. В. Мальковой «Танец зайцев»;.сл. и муз. Е. Машканцевой, обр. Л. Кальбус «Снег-Снежок»; сл. И. Мазнина, муз. Р. Паулса «Выйди солнышко»; сл. Н. Найденовой, муз. Т. Попатенко «Машина»; Т. Попатенко «Зайцы и медведь», «По грибы»; сл. и муз. С. Насауленко «Весной»; сл.А. Барто, муз. М. Раухвергера «Солнышко»; сл. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова «Тихие и громки звоночки»; В Ребиков «Игра с погремушкой», «Медведь»; Ю. Слонов «Петрушки», «Снежинки», «Приглашение», «Стуколка», «Матрешки», «Полька»; сл. и муз. М. Старокадомского «Мы погреемся не-множко»; Е. Тиличеева «Мамин праздник», «Поезд», «Баю-баю», «Птички клюют»; сл. Н. Найденовой, муз. Е. Тиличеевой «Самолет»; сл. М. Долинова, муз. Е. Тиличеевой «Спите куклы»; сл.М. Кравчука, муз. Е. Тиличеевой «Песенка котят»; Кл. А. Шибицкой, муз. Е. Тиличеевой «Поиграем с Мишкой»; А. Филиппенко «Игрушки ходят в гости», «По малину в сад пойдем»; «Зайцы и медведь», «Мы на луг ходили»; сл. Н. Кукловской, муз. А. Филиппенко «Пирожки»; сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко «Цыплята», «Паравоз»; сл. В. Антоновой, муз. Г. Финаровского «Зайки с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|