Формирование представлений о себе и окружающем мире
На втором этапе ознакомление детей с окружающим миром состоит не только в создании полных и устойчивых представлений о его разнообразии и изменчивости, но главное — в формировании отношения ребенка к тому, что его окружает, поведения в социуме, природе, среди животных (желания, возможности, предпочтения и самые первые долженствования: я хочу — не хочу, я могу — не могу, мне нравится — не нравится). В процессе формирования представлений об окружающем мире у детей продолжается развитие последовательных познавательных установок: «Что это такое?», «Что с ним можно делать?», «Зачем он нужен?», «Почему он такой?». Ребенок знакомится с разнообразием функциональных свойств и назначением объектов, овладевает умением анализировать их, устанавливать причинные, временные и прочие связи и зависимости между внутренними и внешними, пространственными свойствами. Для этого широко используются метод наблюдения, практические действия с объектами, обыгрывание, рассматривание иллюстративного материала, драматизация и т. д. Формирование представлений о себе и окружающем мире на втором этапе также проводит учитель-дефектолог в ходе специальных групповых и индивидуальных занятий. Занятия проводятся в форме увлекательных игр и экскурсий. Воспитатели формируют у детей представления о себе и окружающем мире в процессе изобразительной, трудовой деятельности, в совместных играх, на прогулках, в различные режимные моменты. На этом этапе содержание раздела связано с игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой деятельностью, с формированием элементарных математических представлений и развитием речи детей с интeллeктyaльнoй недостаточностью.
Дети совместно со взрослыми учатся планировать свою деятельность в течение дня, с этой целью используется стенд «Календарь наших дел». Педагогический замысел: - развивать эмоционально-познавательный интерес к окружающему миру (миру людей, животных, растений, минералов, к явлениям природы), пробуждать желание наблюдать за изменениями, Происходящими в окружающем; — знакомить с занятиями и трудом взрослых; — создавать условия для развития образа Я, формировать представления о собственных возможностях и умениях («у меня глаза — я умею смотреть», это мои руки — я умею...» и т. д.); — закреплять представления о родственных отношениях в семье и своей социальной роли — сын дочь), внук (внучка); — продолжать развивать восприятие сверстника на положительной эмоциональной основе, учить способам взаимодействия в быту, в совместной предметно-практической и игровой деятельности; — продолжать развивать внимание к различным эмоциональным состояниям человека; — развивать способность выражать свое настроение, потребности с помощью различных пантомимических, мимических и других средств; — развивать стремление передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в имитационных, театрализованных и ролевых играх; — расширять и углублять представления о разных местах обитания и образе жизни, способах питания животных и растений; — продолжать знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования; — расширять и закреплять представления о предметах быта, необходимых в жизни человека (одежда, обувь, мебель, посуда и др.); — расширять и закреплять представления о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт и др.)» — углублять и расширять представления о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь) и сезонных и суточных изменениях (лето—зима, весна—осень, день—ночь, утро—вечер) связывать их с изменениями в жизни людей, животных, растений;
—продолжать формировать экологические представления (люди, растения и животные: строение тела, способ передвижения, питание, взаимодействие со средой — обладают способностью приспосабливаться к среде обитания, к суточным (день, ночь) и сезонным (лето, зима) изменениям в природе, отношение человека к растениям и животным); —развивать сенсорно-перцептивную способность: выделение знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности); —знакомить с праздниками (Новый год, день рождения, Рождество, проводы осени, зимы, спортивный праздник); —знакомить с художественными промыслами (расписная матрешка, деревянные ложки и т. п.); —развивать восприятие, внимание, память, мышление (операции анализа и синтеза, сравнения, элементарной классификации и обобщения). Оборудование и материалы: — фотографии каждого ребенка группы, сотрудников, родителей, любимых животных; фотографии, сделанные во время режимных моментов, праздников, экскурсий, игр и т. п.; — картинный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей; — фотографии, иллюстрации, картинный материал, диафильмы, фрагменты кинофильмов и телепередач, отражающие жизнь и разнообразную деятельность людей, их взаимоотношения; — фотографии, иллюстрации, картинный материал, диафильмы, фрагменты кинофильмов и телепередач, отражающие жизнь и повадки животных; — фотографии, иллюстрации, картинный материал, диафильмы, фрагменты кинофильмов и телепередач, отражающие картину мира растений; — «Календарь наших дел». В групповой комнате или раздевалке, то есть в месте, удобном для свободного подхода детей, размещается стенд в виде плоскостного изображения дома с окнами, или корабля с иллюминаторами, или дерева с гнездами, или самолета с иллюминаторами, или другое изображение, доступное для понимания детей. Внутри каждого окна, иллюминатора, гнезда располагаются фотографии детей в полный рост в нарядной одежде с любимой игрушкой в руках. Размеры фотографий 9x13 или 10x15 см. Окошечки для фотографий закрываются ставнями, на внутренней сторонe которых имеется специальное приспособление
Для крепления необходимых символов. Эти стенды становятся предметом ежедневного наблюдения, ориентировки детей в режимных моментах, в занятиях, то есть наполняются тем содержанием, которое составляет основу жизнедеятельности детей в группе. Каждое утро педагоги проводят с детьми беседу, открывают окошечки и уточняют, кто из детей и чем будет заниматься. К одним окошечкам прикрепляются символы, обозначающие занятия в уголке природы, уборку тех или иных уголков группы (помощники по занятиям, по накрыванию столов для приема пищи и т. п.). В нижней части стенда располагаются символы, обозначающие наиболее значимые виды деятельности, которые дети будут осуществлять с различными педагогами, — музыкальное занятие, физкультура, театрализованные игры и т. п. Беседа по содержанию стендов проводится утром, по мере того как дети приходят в группу, и вечером, перед уходом домой. Если дети живут в детском доме, то такая беседа проводится после утреннего туалета и перед вечерним сном; —природный уголок — маленький садик или уголок леса, в котором представлена обстановка, ситуация мира природы. В таком уголке должны создаваться ситуации, которые характерны для реального растительного и животного мира, поэтому он, периодически изменяясь, составляется на сюжетной основе. В этом уголке присутствуют реальные растения, аквариум, природный материал, игрушки — аналоги животных, искусственные цветы и деревья. Ситуация в природном уголке может быть дополнена коллективными работами детей, выполненными совместно со взрослыми; —мольберт или специальная доска для рисования; —подставки для ног с шершавой поверхностью; —специальный стол с углублениями для поддонов, в которые в соответствии с целями и задачами обучения наливается вода, насыпается песок, фасоль, ракушки, камешки и другие сыпучие материалы; —фланелеграф; —ковролинограф; —магнитная доска;
—макеты времен года (диорамы в нишах шкафов, стеллажей); — водонепроницаемые деревянные (пластмассовые) ящики (средний размер 60 х 80 х 10 см) для совместных игр детей; — разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы различных размеров (большие, средние, маленькие); — прозрачные емкости или емкости с доступной (пониманию детей маркировкой, в которых хранятся сыпучие материалы (манка, песок, фасоль, рис, ракушки, камешки и т. п.); — емкость по типу аквариума; — прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой, в которых хранятся бросовые материалы (скорлупа орехов, яиц, баночки из-под различных продуктов питания, коробки, пакеты и т. п.); —прозрачные пластмассовые пузырьки, металлические и пластмассовые баночки и т. п.; —чистый просеянный песок, не слишком крупный и не мелкий (он может быть прокален в духовом шкафу); —натуральные предметы домашнего обихода: разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли трех-четырех размеров; —совочки, формочки, миски, ведра, флажки, цветы и т. п.; —специально оборудованная вешалка, на которой располагаются фартуки, накидки, нарукавни ки из полиэтилена и т. п.; —сачки, сита различных размеров, ковшики и кг. п.; —лейки; — игрушечные удочки с магнитами;. — мелкие игрушки с магнитами (рыбки, шарики и т. п.); —мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые игрушки, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт различные строения и т. п.; —игрушки, изображающие сказочных персонажей (Лесовичка, Домового, Деда Мороза, Снеговика и т. п.); —народные игрушки (свистульки, матрешки бочонки и т. п.); —животные (мягкие, пластмассовые, резиновые игрушки, изображающие кошку, собаку, утенка, курочку, цыпленка и т. д.); —мебель большого размера (стол, стул, кровать, шкаф, плита); —посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник); —постельные принадлежности (подушка, матрац, одеяло, простыня); —принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце); —куклы-бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. д.); —бумага различной фактуры и плотности; —наборы ткани разной фактуры и цвета; —различные грузовые и легковые машины, игрушки с подвижными частями на колесах, передвигающиеся с помощью специальной палочки, например бабочки; —объемные или плоскостные изображения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. д.); —растения (для природного уголка и др.). —муляжи овощей и фруктов. Содержание Я — ребенок Мое тело. Голова (глаза, нос, рот, уши), шея, туловище, руки, ноги. Я смеюсь, радуюсь, плачу, печалюсь. Я играю, мои любимые игрушки. Моя кукла — чем она похожа на меня, чем отличается. Моя одежда, обувь зимой и летом. Одежда, обувь, посуда, мебель для меня и для моей мамы (папы). Я помогаю маме. Я — сын (дочь), внук (внучка).
Ребенок в семье Семья. Члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Любовь, доброе (заботливое) отношение членов семьи друг к другу. Занятия и труд членов семьи — что умеют делать мама, папа, бабушка и т. д. («Мой папа работает слесарем в гараже...»). Наблюдения за трудом взрослых с последующим разыгрыванием ситуаций в ролевой и театрализованной игре, с отражением представлений в продуктивных видах деятельности. Общие праздники в семье (Новый год, дни рождения). Семейный альбом — фотографии членов семьи. Жизнь семьи вне дома: покупка продуктов в магазине и на рынке, прогулки в парке, поход в театр, в цирк, в гости и др. Ребенок и его дом Домашний адрес. Дом и домашний очаг. Основные предметы быта и убранство дома (посуда, мебель, самые необходимые бытовые приборы, элементарные предметы народного творчества). Разнообразие целевого назначения предметов быта (посуда столовая, чайная и т. д.; мебель для кухни и комнат). Игры детей дома с родными. Ребенок в детском саду Детский сад. Адрес детского сада. Разные помещения детского сада. Взрослые и их имена, основные занятия. Совместные игры детей. Мальчики и девочки группы. Друзья. Рассматривание фотографий, отражающих совместные игры, занятия, досуг, прогулки, праздники и развлечения. Участок детского сада. Игрушки для игр на прогулке. Участок детского сада зимой и летом. Игры детей на прогулке зимой и летом. Общие праздники, игры и развлечения в детском саду (Новый год, дни рождения детей, Рождество проводы зимы и осени, спортивные праздники). Ребенок и макросоциальное окружение Мой двор. Моя улица. Дорога в детский сад. Транспорт (автобус, машина, грузовик, трамвай, самолет). Зоопарк. Магазины (овощной, продуктовый, хлебный, игрушек, одежды). Медицинский кабинет, больница. Профессии (продавец, кассир, парикмахер, врач, медсестра, шофер). Ребенок и мир животных Животные, птицы, насекомые (строение тела, способ передвижения, питание, повадки, среда обитания). Животные и птицы дома и в лесу. Забота о животных и птицах. Многообразие насекомых (жуки, пауки, бабочки, стрекозы, мошки, мухи, комары), защита от насекомых (мошек, комаров, мух). Человеческая семья и семья животного — сходство и различия. Родственные взаимоотношения в семье животного и человека: как люди, так и животные растят, кормят своих детенышей, живут вместе с ними, пока они не вырастут, и т. п. (на примере наиболее известных домашних и диких животных). Изменения в жизни животных и человека в зависимости от времени года и суток. Изменения внешнего вида в процессе роста и развития животных и человека. Ребенок и мир растений Взаимосвязь и взаимозависимость жизни человека и мира природы. Растения — живые организмы. Наблюдения за ростом растений дома, на улице, в помещении, природном уголке. Растения весной. Цветение и плодоношение. Сад и огород. Лес. Разнообразие растений (выбор растений зависит от местных природных условий). Деревья, кусты, цветы (на участке, в лесу, степи, тайге, парке...). Растения в природном уголке и дома. Общее в жизни человека и растений (спят, питаются, дышат...). Заботливое отношение человека к растениям. Изделия из дерева: постройки, мебель, посуда, игрушки, украшения. Ребенок и мир минералов Наиболее известные виды минералов (песок, глина, камни, соль). Их значение в жизни человека Строительный материал, материал для изготовления посуды и пр.). Соль в жизни человека и животных. Игры ребенка с песком, глиной, камнями. Предметы повседневного обихода из глины, камня. Изделия из камня и глины: постройки, посуда, игрушки, украшения. I Ребенок в разнообразном мире цвета и звука Разные звуки (шум дождя, звучание ручья, звуки улицы, шелест листвы, скрип снега, шум воды, песни ветра, голоса птиц и зверей и т. д.). Музыкальные игрушки (свистульки, барабан, дудочка, гармошка и т. п.). Цвета в природе (красный, желтый, зеленый, синий, белый). Выделение характерного цвета травы, солнца, воды, снега. Основные цвета зимы и лета, Иены и осени. Цвет как признак состояния растений (зеленый и красный помидор, желтые и зеленые листья и т. п.). Изменение окраски животных а растений в зависимости от времени года (заяц, белка, деревья). Ребенок и явления (стихии) природы Огонь, вода, земля, воздух. Их значение в жизни природы и человека. Река и пруд как экосистемы. Жизнь в воде. Явления природы зимой и лето (снег, дождь, туман, гололед). Вода в реке, в посуде, ванночке, тазу, в луже и т. п. Осторожность в поведении на воде. Огонь свечи, огонь в печке и т. д Опасность огня. Осторожность в обращении с огнем. Добрый огонь. Земля на участке, в цветочном, горшке и т. д. Ветер зимой и летом. Потешки, песенки, стихи, народные игры, сказки о явлениях природы. Ребенок и космос Солнце, луна, тучи, небо, звезды. Движение светил (в течение суток). Наблюдения за движением солнца, луны, звезд на небе. Их значение в жизни детей и взрослых, растений и животных. Солнце зимой и летом. Мороз и жара. Тучи, дождь и снег. Потешки, песенки, стихи, народные игры, сказки о небесных светилах. РАЗВИТИЕ РЕЧИ Приоритетным направлением работы по развитию речи на данном этапе является, помимо речевой активности, развитие фразовой речи и элементов связности. Один раз в неделю учитель-дефектолог проводит в соответствии с расписанием специальное занятие с подгруппой детей численностью 3—5 человек (в зависимости от уровня речевого развития воспитанников). Кроме этого создаются условия для речевого развития детей на всех занятиях и в свободное время. Занятия направлены на развитие речевого общения, на формирование лексико-грамматического строя речи, на обучение детей рассказыванию по предметам и игрушкам, по сюжетным картинкам знакомого из практической и игровой деятельности содержания. Большое внимание в работе уделяется ознакомлению детей с литературными произведениями. С этой целью воспитатели проводят раз в неделю занятия «В мире книги». Они рассказывают детям сказки, стихотворения, короткие рассказы, проводят театрализованные игры по сюжетам этих произведший. В группе оформляется специальная книжная выставка — книжный уголок, где помещаются книги, выполненные полиграфическим способом, и книжки-самоделки, которые дети изготавливают совестно со взрослыми. Содержание книжного уголка постоянно обновляется по мере ознакомления детей с новыми литературными произведениями. Занятия по развитию речи строятся по коммуникативному принципу, что создает основу для более естественного овладения языком. Работа по коррекции речевых нарушений ведется учителем-логопедом. При отсутствии в штатном расписании ДОУ учителя-логопеда это направление работы обеспечивается учителем-дефектологом. Педагогический замысел: — поддерживать речевую активность детей; — развивать коммуникативную функцию речи, осиливать потребность ребенка в общении; — продолжать развивать диалогическую форму речи, поддерживать инициативные диалоги между детьми, стимулировать их, создавать коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор; — обеспечивать речевую мотивацию в быту, играх и на занятиях; — формировать средства межличностного взаимодействия детей в ходе специально созданных ситуаций и в свободное от занятий время, использовать речевые и неречевые средства коммуникации; — учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний); —расширять номинативный и глагольный словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта детей; —развивать фразовую речь в ходе комментированного рисования, работы с картинками, содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей; —создавать условия для использования речевого материала, усвоенного на занятиях по развитию речи, в театрализованных играх, в ситуациях нерегламентированного общения; —формировать умение с помощью взрослого и самостоятельно давать простейший словесный отчет о выполненных действиях, сопровождать свои действия речью; —учить с помощью взрослого намечать основные этапы предстоящего выполнения (что будем делать сначала? что потом?); —знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, разыгрывать их содержание по ролям; —проводить работу над пониманием содержания литературных произведений (прозаических и стихотворных), характера персонажей и их взаимоотношений, мотивов их поведения, учить отражать это в ролевой речи; —обучать рассказыванию сказок и других литературных произведений на основе использования наглядных моделей, операциональных карт, символических средств, схематических зарисовок, выполненных взрослым, в тесной взаимосвязи с сюжетно-ролевой и театрализованной игрой, рисованием; —учить детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи, составлять с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из «личного опыта»; —учить с детьми стихотворения (размеры ямб и хорей); —развивать способность к словообразованию и словоизменению; —работать над пониманием логических связей (причина — следствие, часть — целое); —проводить специальную работу по коррекции нарушений речи. Оборудование и материалы: —книжная полка — по 2—3 книги одного содержания с различными иллюстрациями и разного размера, книжки-самоделки по сюжетам сказок или ситуациям из жизни детей, которые они выполняют на занятиях по изобразительной деятельности совместно с воспитателями; листки-картинки с текстами стихотворений, которые дети уже знают, и тех, которые разучивают (иллюстрации к текстам стихотворений могут быть выполнены педагогами вместе с детьми); —детские книги; —картинки с изображением различных предметов, игрушек, сказочных ситуаций и т. п.; —альбомы с фотографиями каждого ребенка группы, сотрудников, родителей, любимых животных и т. п.; —иллюстрационный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей; —настольные театры из пластмассы, дерева или картона по сказкам «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «У солнышка в гостях», «Три, мед ведя»; — настольная и напольная ширмы; —декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.); —наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведи различного размера, лиса, собака, петух, девочка, бабушка, дедушка и т. д.); —куклы-бибабо для сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «У солнышка в гостях», «Три медведя» и др.; —рукавички и перчатки с изображениями мордочек различных сказочных зверюшек; —атрибуты для игры-драматизации: макеты репки и домика-теремка, имитирующего деревянную и ледяную избушки, большая рукавица, большой короб и др.; —образные игрушки (кошка, собака, курочка, мышка, заяц, медведь, волк, лиса; дедушка, бабушка, девочка, мальчик; Дед Мороз, Снегурочка, Лесовичок, Снеговик и т. п.); —настольно-печатные игры: puzzle на сказочные и игровые темы, «Иллюстрированные кубики», «Составь картинку» (разрезные картинки по содержанию сказок, с изображением различных предметов, ситуаций), «У нас порядок», «Расскажи сказку», «Сказки», «В мире сказки» (игры-печатки) и др.; —картины из серий «Домашние животные», «Дикие животные», «Картины по сказкам», «Мы играем», «Времена года», различные картинки, выполненные в стиле коллажа, и т. п.; —мольберт; —доска для рисования (большая); —индивидуальные доски с маркерами для рисования; —ковролинограф; —фланелеграф и т. п. Содержание Жизнь ребенка среди взрослых и сверстников, впечатления, возможности, желания (я могу, я хочу, мне нравится) Люди. Имена и фамилии. Организация бесед по фотографиям из жизни детей (прогулки, игры, занятия, хозяйственно-бытовой труд, сон, пробуждение и т. д.). Утренние беседы («утренний круг») о наиболее ярких событиях прошедшего дня, о дне предстоящем. Комментированное рисование на темы, отражающие процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений, игровое партнерство, наблюдения и впечатления, полученные на прогулке, в повседневной жизни, отношение к окружающему. Разыгрывание ситуаций типа «Как мы ездили (ходили) в лес по грибы», «История о том, как Таня болела» (сообщения из «личного опыта»). Ребенок, игрушки и игры Игры с образными игрушками. Описание игрушки, узнавание знакомых игрушек по описанию. Составление первых сообщений об игровых умениях: «Я умею (мне нравится) играть с машиной... А я — с куклой... А как?» Составление простейших рассказов по серии специально созданных картинок и фотографий на темы ролевых, театрализованных игр. Выделение главных составных частей рассказа об игре. Рассказы составляются в виде сообщений от собственного имени («Я...», «Мы...»), в виде обращений «Ты...», «Вы...», а также «Он (они)...» с обязательным наличием адресата. При этом используются «графические подсказки» взрослого, символические изображения и другие наглядные опоры. Ребенок и детская литература Слушание сказок, песенок, потешек, стихотворений. Разучивание стихотворений, потешек, песенок. Рассказывание сказок, коротких рассказов и историй с помощью пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол-бибабо, серий картинок, наглядных моделей, символических средств. Разыгрывание по ролям литературных произведений в театрализованных играх (режиссерских и играх-драматизациях) совместно со взрослым, который выполняет роль ведущего и режиссера. Коллективный рассказ-рисование по содержанию произведения совместно взрослыми и детьми, комментированное рисование с элементами аппликации и т. п. Составление книжек-самоделок из рисунков, аппликаций, выполненных совместно со взрослыми, и показ, называние персонажей сказки, драматизация каждого эпизода (в процессе «превращения» следовать технике создания выразительного образа — изменение позы, движений, голоса, мимики). Ребенок и технические средства (телефон, телевизор, аудио-, видеомагнитофон, проигрыватель) Слушание пластинок, аудиозаписей детских песенок, потешек, стихотворений, сказок. Театрализованные игры по мотивам литературных произведений, прослушанных детьми. Элементарные беседы по произведениям с использованием игрушек, картинок, комментированного рисования (выполняет взрослый), детских рисунков и аппликаций, лепных поделок и пр. Просмотр телевизионных передач и видеозаписей («В мире животных», мультфильмов, детских праздников и концертов). Разыгрывание по ролям с последующим рассказыванием ситуаций, просмотренных детьми. Обсуждение просмотренных передач с использованием игрушек, картинок, пиктограмм. Игры-беседы по телефону (по типу «Звоним маме», «Разговариваем друг с другом», «Вызываем врача дочке-кукле», «Нам вчера позвонил...» и т. д.). Ребенок и картины Рассматривание картин с доступной детям тематикой (иллюстрирующих сказки, игрушки, игровые ситуации, природу, животных, прогулки в разные времена года и т. п.). Разыгрывание ситуаций, изображенных на картинах. Рассказывание по картинам с привлечением собственных впечатлений и представлений из «личного опыта». Использование приемов комментированного рисования. Составление коллективных работ на тему картины: диорама по сюжету картины, коллективный рисунок-аппликация и т. п. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ, РАССКАЗЫВАНИЯ, ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ Произведения народного творчества Малые формы фольклора Песенки и потешки: «Валенки» (рус), «Солнышко-ведрышко!» (рус), «Травка-муравка» (рус), «Буренушка» (рус), «Пастух» (рус), Перекликание петуxoв» (рус), «Улита, улита» (рус), «Жили у бабуси...» (рус), «Лето» (рус), «Кукушечка» (рус), «Наши уточки» (рус), «Ай, ду-ду» (рус), «Заяц Егорка» (рус), «Заинька» (рус), «Поедем, сыночек, в деревню с тобой» (рус), «Друзья-помощники» (рус), «Уж ты, зимушка» (рус), «Ласточка» (рус), «Тилибом» (рус), «Совушка» (рус), «Петушок» (рус), «Барашенька» (рус), «Гуси вы, гуси» (РУС), «Божья коровка» (рус), «Уж ты, радуга-дуга» (рус), «Волк-волчок шерстяной бочок» (рус), «Бежала лесочком лиса с кузовочком» (рус), «Под горкой на речке» (рус), «Как без дудки, без дуды» (рус), «Дедушка Егор» (рус), «Иванушка» (рус), «Песня моряка» (норвежек.), «Отличные пшеничные» (шведск., в обр. И. Токмаковой), «Маленькие пастухи» (шведск.), «Едем, едем на лошадке» (шведск.), «Пастушок» (болг.), «Горкой, горкой» (белорус), «Ласковые песенки» (азерб.), «Ой, в зеленом бору» (укр.), «Курица» (англ.) и др. Сказки: «Заюшкина избушка», «Рукавичка» (укр.), «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «У солнышка в гостях» (словацк.), «Три медведя» (обр. Л. Толстого). Произведения классической и современной литературы Я. Аким «Мама», «Елка наряжается»; 3. Александрова «Постройка», «Большая ложка», «Елочка»; A. Барто «Девочка-ревушка», «Девочкачумазая», «Кто как кричит», «Собака», «Ути-ути», «Встали девочки в кружок...»; B. Бианки «Купанье медвежат»; A. Блок «Новый год»; B. Берестов «Мишка, мишка, лежебока»; Е. Благинина «Аленушка», «Обедать», «С добрым утром», «Дождик», «Не мешайте мне трудиться»; A. Бродский «Лось и лосенок»; О. Высотская «Тихий час»; Ш. Галиев «Баю-баю»; B. Данько «Нет, я не шучу»; Г. Демченко «Пастушок»; B. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»; Б. Заходер «Ежик»; Б. Иовлев «У крылечка»; C. Капутикян «Хлюп-хлюп», «Моябабушка», «Маша Н. Калинина «Помощники», «Как ребята переходили улицу»; А. Кардашова «В детский сад», «Уборка», «Наш доктор» (отрывки), «Наш дворец для всех открыт!..»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; М. Клокова «Воробей с березы», «Мой конь», «Кукушка», «Белые гуси»; О. Кригер «На прогулку»; А. Кузнецова «На зеленом на лугу»; Г. Ладонщиков «Кукольная колыбельная», «Помощники весны», «Я под краном руки мыла...»; Л. Лебедева «Мишутка»; М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...»; А. Майков «Колыбельная песня»; И. Мазнин «Давайте дружить»; С. Маршак «Ванька-встанька», «Усатый-полосатый», «Мяч», «Сказка об умном мышонке», «Кто колечко найдет», «Детки в клетке», «Два котенка», «Тихая сказка», «Песня о елке», «Перчатки» (пер. с англ.), «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», «Елка»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; С. Михалков «А что у вас?», «Песенка друзей»; Ю. Мориц «Ручеек», «Ежик резиновый»; Э. Мошковская «Уши», «Жадина»; И. Муравейка «Я сама»; Н. Найденова «Наши полотенца»; П. Образцов «Лечу куклу»; Н. Павлова «На машине», «Чьи башмачки?»; А. Плещеев «Сельская песенка», «Уж тает снег...», «Травказеленеет...», «Осеньнаступила...»; М. Пожарова «Толя и медвежонок»; Н. Подлесова «Трусливый огурчик»; Н. Полякова «Доброе лето»; М. Пришвин «Ребята и утята»; A. Пушкин «Кораблик», «Что за яблочко! Оно соку спелого полно!», «За весной красой природы...»; B. Руссу «Моя мама»; Е. Серова «Волчонок» (в сокращении), «Колокольчик», «Одуванчик», «Ландыш»; И. Суриков «Первый снег пушистый»; В. Сутеев «Цыпленок и утенок», «Три котенка», «Кто сказал "мяу"?»; Я. Тайц «Поезд», «Кубик на кубик»; Н. Теплоухова «Барабанщик»; И. Токмакова «Как на горке снег, снег», «На машине ехали», «Голуби», «Весна», «Поиграем», «Медведь»; Л. Толстой «Была у Насти кукла», «Пошла Катя поутру», «У Розки были щенки», «Спала кошка на крыше», «У Вари был чиж», «Саша был трус», «У Миши были сани», «Три медведя»; Е. Трутнева «Скоком-скоком...», «Дед Мороз»; Ю. Тувим (в обр. С. Михалкова) «Овощи»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; К. Ушинский «Васька», «Два козлика», «Уточки», «Коровка», «Бишка», «Спор зверей», «Утренние лучи», «Еж и заяц»; А. Фет «Чудная картина...», «Ласточки пропали...»; П. Чайников «Мой сын»; Е. Чарушин «Кошка», «Курочка», «Лиса», «Как Томка научился плавать», «Собака», «Утка с утятами», «Волк», «Белка», «Заяц», «Воробей», «Медвежонок»; К. Чуковский «Цыпленок», «Свинки», «Поросенок», «Мойдодыр», «Елка», «Федорино горе», «Муха-цокотуха» и др. КОНСТРУИРОВАНИЕ На втором этапе начинается целенаправленное, систематическое формирование конструктивной деятельности на основе предпосылок, возникших у детей на первом этапе обучения. Происходит формирование потребностно-мотивационной, содержательной и операционально-технической, контрольной и целевой сторон деятельности. Дети овладевают способами моделирования объектов, учитывая их пространственные свойства. В процессе обучения конструированию решается широкий спектр коррекционно-развивающих задач: развитие анализирующего восприятия; формирование представлений о предметах окружающей действительности и их пространственных свойствах; развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; формирование системы «взор — рука», серийности и произвольности движений; развитие словесной регуляции в виде словесного отчета и объяснительно-сопровождающей речи; развитие контрольных функций. Содержание этого раздела тесно связано прежде всего с формированием элементарных математических представлений, а также с другими видами продуктивной деятельности. Специальные занятия конструированием проводит учитель-дефектолог раз в неделю по подгруппам, а кроме того, в ходе индивидуальной коррекционной работы. Помимо этого воспитателями проводятся конструктивные и строительные игры. Оборудование и материалы для конструктивной деятельности могут быть собраны в специальной комнате, где ведутся занятия со всеми воспитанниками дошкольного учреждения. С учетом возраста и особенностей психофизического развития детей в групповой комнате и кабинете учителя-дефектолога необходимое оборудование должно быть представлено в достаточном количестве и ассортименте. При ртом одна часть материала используется только для проведения занятий, а другая находится в распоряжении детей, которые по желанию могут его использовать для свободных игр и занятий. Взрослые стимулируют и поощряют строительные игры детей в свободное от занятий время, помогают развернуть сюжет, использовать имеющиеся конструктивные умения, направляют детей на возможность создания знакомых построек и их вариантов из разнообразных строительных наборов. Педагогический замысел: —продолжать вызывать у детей потребность в конструктивной деятельности, формировать интерес к строительным играм; —обеспечивать игровую мотивацию конструирования, обыгрывать постройки сразу после их выполнения; —познакомить с конструированием по объемным и плоскостным образцам (отражающим фронтальную поверхность объекта, на которой контурно обозначены составляющие его элементы); —учить анализировать образцы (объемные и простейшие плоскостные) перед конструированием с помощью взрослого; —в процессе специальных игр и упражнений развивать восприятие и воспроизведение формы, размера и пространственных отношений; воспроизводить по подражанию взрослому («Сделай, как у меня», «Что изменилось?», «Посмотри и переставь, как я»), а затем по образцу комбинации из 2—7 элементов (кубик, брусок, треугольная призма, конусы, полусферы) для формирования умения анализировать и передавать в постройках взаимное расположение частей предмета; —сравнивать элементы детских строительных наборов и предметы по величине (большой — маленький, больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий, высокий — низкий, выше — ниже, длиннее — короче), по расположению (понимая и употребляя при этом выражения внизу — наверху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе); —учить понимать и называть элементы строительных наборов и их основные пространственные свойства; —формировать умение соотносить части конструкции и предмета, показывать и называть их; —учить создавать конструкции, необходимые для игр с машиной (гаражи, ворота, дорога), для игр с куклой (мебель, комната для куклы, дом), обыгрывать предметы и конструкции; —учить создавать несколько вариантов конструкций на одну и ту же тему; —учить сравнивать конструкцию с объектом или с образцом для оценки выполнения; — формировать умение воссоздавать целостный образ объекта из простых разрезных картинок и |картинок с вырубленными частями (от 2 до 4—5) круглой, квадратной, треугольной формы; — познакомить с простыми сборно-разборными игрушками, собирать их по образцу (разрезной картинке) и по представлению, формировать предварительный образ предмета; — развивать координацию обеих рук, зрительно-двигательную координацию; —формировать умение работать вместе с другим ребенком при выполнении общего задания; —развивать умение радоваться успеху;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|