Произведения народного творчества.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Малые формы фольклора Песенки, потешки, заклички: «Уж ты, радуга-дуга» (рус), «Иванушка» (рус), «Посылали молодицу...» (рус), «Аист длинноносый...» (рус), «Лесныеутки» (мордовск.), «Привяжу я козлика...» (рус), «Песня моряка» (норвежек.), «Как целуют животные своих детей» (казахск.), «Лучше всего» (шорск.), «Два маленьких котенка» (англ.), «Кораблик» (англ.), «Ходит сон» (рус), «Котичек» (рус), «Байки-побайки» (рус), «Соловушко» (рус), «Доль-доль, Таусень» (рус), «Колядка», «Едет Масленица» (рус), «Перед весной» (рус), «Жаворонки» (рус), «Весна идет» (рус), «Землюшка-чернозем» (в сокращении, рус), «Как по травкам, по муравкам» (рус), «Во поле березонька стояла» (рус), «На калине белый цвет» и др. Сказки: «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Лиса и волк», «Три медведя» (обр. Л. Толстого), «Три поросенка» (пер. с англ. С. Михалкова), «Два жадных медвежонка», Ш. Перро «Красная шапочка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и журавль». Произведения классической и современной литературы 3. Александрова «Постройка», «Мой Мишка»; A. Алексин «Ледоход»; Х.-К. Андерсен «Гадкий утенок»; С. Баруздин «Кто построил этот дом?», «Архитектор», «Каменщик» (отрывки), «Кровельщик» (отрывки), «Плотник» (отрывки), «Маляр»; B. Бианки «Хвосты», «Купанье медвежат», «Кточем A. Блок «Новый год», «Ветхая избушка», «Снег да снег»; М. Болынинцов «Новые пароходы», «Водолазы» (отрывки); B. Бороздин «Звездолетчики» (отрывки); B. Берестов «Снегопад», «О чем поют воробышки»; Е. Благинина «Научу обуваться я братца», «Вот какая мама», «Посидим в тишине», «Полюбуйтесь-ка, игрушки», «Катя леечку взяла...»; A. Бродский «Лось и лосенок»;
О. Высотская «Тихий час»; Д. Габе «Мама»; Ш. Галиев «Дятел»; Г. Демченко «Пастушок»; И. Демьянова «До свиданья, детский сад!»; У. Дисней «Приключения маленького щенка» (англ.); И. Драч «Врач»; C. Дрожжин «Пройдет зима холодная...», «Опять зима С. Есенин «Белая береза» (в сокращении); Б. Житков «Светофор» (отрывки); B. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»; Н. Забила «Ребята! На лыжи!..», «Маленькая школьница»; Б. Заходер «Портниха», «Сапожник», «Переплетчица», «Ежик»; C. Капутикян «Моя бабушка», «Все спят»; Н. Калинина «Помощники», «Как ребята переходили улицу», «Утром», «В лесу»; А. Кардашова «В детский сад», «Уборка», «Семена», «Наш доктор» (отрывки), «Наш дворец для всех открыт!..», «Дождевой автомобиль»; Л. Квитко «Бабушкины руки», «Ручеек»; М. Клокова «Воробей с березы», «Мой конь», «Кукушка», «Белые гуси»; А. Кольцов «Дуют ветры буйные»; Г. Ладонщиков «Зазвонил будильник», «Помощники весны», «Медведь проснулся»; Л. Лебедева «Мишутка»; М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...»; A. Майков «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...»; И. Мазнин «Давайте дружить»; С. Маршак «Ванька-встанька», «Усатый-полосатый», «Мяч», «Сказка об умном мышонке», «Кто колечко найдет», «Милиционер», «Почта» (отрывки), «Детки в клетке», «Два котенка», «Тихая сказка», «Песня о елке», «Круглый год», «Перчатки» (пер. с англ.), «Пожар» (отрывки), «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», «Елка», «Весенняя песенка», «Багаж»; B. Маяковский «Кем быть?» (в сокращении), «Что C. Михалков «А что у вас?», «Бездельник светофор», М. Могилевская «Наш первый разговор»; Ю. Мориц «Ручеек», «Ежик резиновый»; Э. Мошковская «Мы играем в школу», «Уши», «Веселый магазин»; И. Муравейка «Я сам пахал»; Н. Некрасов «Мужичок с ноготок», «Мороз-воевода»;
Н. Носов «Заплатка», «Живая шляпа»; В. Осеева «Волшебное слово»; Н. Павлова «Земляничка»; А. Плещеев «Дедушка, голубчик, сделай мне свисток!..», «Сельская песенка», «Уж тает снег...», «Травка зеленеет...», «Осень наступила...»; Н. Подлесова «Трусливый огурчик»; Н. Полякова «Доброе лето»; М. Пришвин «Золотой луг», «Ребята и утята», «Разговор деревьев»; A. Пушкин «Кораблик», «Что за яблочко! Оно соку спелого полно!..», «За весной, красой природы», «Ветер, ветер, ты могуч...», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Сказка о рыбаке и рыбке» (в сокращении), «У лукоморья дуб зеленый...»; Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»; B. Руссу «Моя мама»; Н. Саконская «Иголка, иголка»; Г. Сапгир «Часы»; Е. Серова «Волчонок» (в сокращении), «Колокольчик», «Одуванчик», «Ландыш»; Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Снеговики»; И. Соколов-Микитов «Весна красна» (в сокращении), «Красное лето» (в сокращении), «Золотая осень» (в сокращении), «Зима вьюжная» (в сокращении); И. Суриков «Первый снег пушистый», «Детство»; В. Сутеев «Три котенка», «Кто сказал "мяу"?», «Мешок яблок», «Под грибом», «Кораблик», «Петух и краски»; Н. Теплоухова «Барабанщик»; И. Токмакова «Как на горке снег, снег», «Глубоко ли, мелко», «Где спит рыбка», «Голуби», «Весна»; А. Н. Толстой «Приключения Буратино» (в сокращении); А. К. Толстой «Осень»; Л. Толстой «Нашли дети ежа», «Сел дед пить чай», «Три медведя», «Пожарные собаки», «Котенок», «Акула», «Воробей на часах», «Лев и собачка», «Мыши», «Как волки учат своих детей»; Е. Трутнева «Дед Мороз»; Ю. Тувим (в обр. С. Михалкова) «Овощи»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «В небе тают облака»; К. Ушинский «Спор зверей», «Утренние лучи», «Еж и заяц», «Классная доска», «Наш класс», «В школе», «Приглашение в школу», «Всякой вещи свое место», «Кончил дело, гуляй смело», «Лекарство», «Как человек ездит по воде», «Как строят дома», «Стол и стул», «Булочник» (отрывки), «Лед тронулся», «Пчелки на разведках», «Четыре желания»; А. Фет «Чудная картина...», «Ласточки пропали...»; Е. Чарушин «Кошка», «Курочка», «Лиса», «Как Томка научился плавать», «Что за зверь», «Волчишко» (в сокращении), «Собака», «Утка с утятами», «Волк», «Белка», «Заяц», «Воробей», «Медвежонок»;
К. Чуковский «Мойдодыр», «Елка», «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон», «Муха-цокотуха», «Круглый год»; Ю. Яковлев «Умка» и др. КОНСТРУИРОВАНИЕ На третьем этапе обучение конструированию существенно обогащается за счет расширения тематики, выполнения построек по собственному замыслу детей, совместного конструирования, создания графических моделей, работы с простейшими схемами-планами, использования символических средств, обучения предварительному планированию, усиления межпредметных связей и пр. В процессе обучения конструированию продолжается формирование у детей полных и устойчивых представлений об окружающей действительности, о пространственных свойствах объектов; развитие сенсорно-перцептивной способности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, функций речи, операционально-технических умений и системы «глаз — рука (руки)». Существенно расширяется на этом этапе и спектр материалов, используемых для конструирования. Это позволяет детям строить знакомые, то есть бывшие в их конструктивном опыте, постройки из новых модулей, разнообразить и дополнять их. Обучение конструированию проводит учитель-дефектолог один раз в неделю по подгруппам. Кроме этого обучение конструированию проводится в процессе индивидуальной коррекционной работы. Конструктивные игры более активно включаются в другие занятия. Например, в занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, изобразительной деятельности, физическому воспитанию, в игры с образными игрушками и др. В свободное от занятий время воспитатели также поощряют и стимулируют конструктивные игры. Они специально организуют их, объединяя детей в малые I группы по 2—4 человека. Педагогический замысел: —закреплять интерес к конструктивной деятельности и потребность участвовать в ней; —закреплять умение узнавать предмет в конструкциях, созданных из различных детских строительных наборов, конструкторов, палочек, плоскостных элементов, элементов мозаики;
—закреплять умение обыгрывать выполняемые постройки и использовать знакомые постройки в строительных, сюжетно-ролевых и театрализованных играх; —продолжать развивать восприятие пространственных свойств объектов, сравнивать их по величине (употребляя при этом слова: большой — маленький, больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий, высокий — низкий, выше — ниже,длиннее — короче), по расположению (употребляя : при этом выражения: внизу — наверху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе); — учить анализировать объемные и графические образцы не только с помощью взрослого, но и самостоятельно; —учить использовать новые конструктивные материалы для конструирования знакомых объектов; —учить выполнять постройки по графическим образцам, с помощью взрослого намечать последовательность выполнения; —познакомить с созданием графической модели постройки (не только построить дом по образцу, но и зарисовать его, передавая основные части и детали); —развивать кооперативные умения в процессе конструирования: учить детей участвовать в коллективной деятельности, совместно выполнять постройки, налаживать отношения партнерства в процессе создания конструкций, а также в ходе последующей игры, учить договариваться и координировать свои совместные усилия; —учить сюжетному конструированию как по образцу, так и по представлению; —поощрять самостоятельное конструирование детей; —учить конструировать по замыслу; —закреплять умение конструировать сборно-разборные игрушки; —развивать все виды словесной регуляции в процессе конструирования, обращая особое внимание на формирование умения предварительно элементарно планировать предстоящее выполнение (последовательность, материалы, обязанности при совместной постройке); —учить конструировать по простейшей схеме-плану; —учить конструировать из палочек по образцу и словесной инструкции (дом, заборчик, ворота, фигуру человека и пр.); —закреплять умение самостоятельно называть части конструкции и объяснять, из чего они сделаны; —формировать умение сравнивать выполненную конструкцию с образцом или предметом; —формировать умение конструировать из объемного (кубик, брусок, треугольная призма) и плоскостного материала (квадрат, прямоугольник, треугольник), а также из палочек; — закреплять умение воссоздавать целостный образ объекта из разрезных картинок (из 3—8 частей), кубиков (из 4, 6, 9 частей); — формировать умение воссоздавать предметные и сюжетные вырубные картинки по типу puzzle; —формировать умение создавать подвижные картины из плоскостных готовых элементов (животные, люди, деревья, грибы, цветы, дома, машины, солнце, тучи и т. п.) из плотной бумаги или картона;
—развивать мелкую моторику; —развивать координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию; —развивать умение доводить работу до конца; —развивать умение радоваться успеху; —формировать умение оказывать помощь другим детям в процессе выполнения коллективных работ; —учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работы. Оборудование и материалы: —строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строитель, строительные наборы из геометрических фигур одного и разного цвета, строительные наборы из готовых конструкций, пластмассовые конструкторы, в том числе конструктор Lego-duplo; —мозаики: геометрические магнитные, геометрические пластмассовые, пластмассовые кнопочные достаточно крупного размера; ~ сборно-разборные игрушки: матрешки, пирамидки, куклы, животные и пр.; — наборы разрезных предметных картинок с различной конфигурацией разрезов (прямые, фигурные, структурные); —наборы разрезных сюжетных картинок с разрезами, соответствующими смысловым частям; —наборы предметных или сюжетных картинок с вырубленными частями (от 2 до 4—5) круглой, квадратной, треугольной формы, которые необходимо вставить в определенное место (как по краям картинки, так и в ее середине); —наборы вырубных сюжетных или предметных картинок по типу puzzle; —наборы предметных или сюжетных картинок на кубиках: из 4, 6, 9 частей; —комплекты сборных фигурок людей и животных (из толстой ткани, картона или плотной бумаги); —комплекты из картона для создания сюжетных композиций-картин (животные, люди, деревья, грибы, цветы, дома, машины, солнце, тучи и т. п.); —наборы палочек: крупные палочки размером 20 см (бамбуковые или деревянные), мелкие палочки размером до 10 см (деревянные или пластмассовые) одного и разных цветов; —полоски бумаги, картона, ковролина, ткани разной длины и ширины, разного цвета; —мягкая проволока в полиэтиленовой оплетке или обвязанная цветной ниткой; —столы для конструктора Lego; 2—3 конторки, рассчитанные на различный рост детей (для игр стоя; внутри конторки дети совместно со взрослыми могут организовать игровое пространство, которое используется как гараж, комната и т. п.). Содержание Игры с выполненными конструкциями (например, в гараж заезжают машины, на цветочки из мозаики прилетели бабочки соответствующего цвета и т. п.). Игры на сравнение предметов, конструкций, элементов конструкций по величине (большой — маленький» больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий, высокий — низкий, выше —ниже, длиннее — короче), по расположению (внизу — наверху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе), по форме (квадратный, круглый, прямоугольный, треугольный, овальный) и по цвету (красный, желтый, синий, зеленый). Игры на дифференциацию и соотнесение пространственных фигур (шар, полусфера, кубик, брусок, пластина, призма треугольная, конус) и плоскостных форм (квадрат, прямоугольник, круг, овал). Игры на определение формы предмета или его частей. Игры на определение элементов, необходимых для выполнения конструкции из объемного и плоскостного материала. Конструирование по образцу и по словесному заданию знакомых по предварительному обучению объектов из различных детских строительных наборов, конструкторов, палочек, плоскостных элементов, элементов мозаики (башенки, дорожки, заборчики, дома, ворота, мосты и др.). Конструирование игрушек (машин, мебели и др.) из элементов строительных наборов, конструктора Lego, геометрических форм, готовых элементов, разрезных картинок. Конструирование объектов из плоскостных форм по графическому образцу, зарисовка готовых конструкций. Создание построек, необходимых для развертывания или продолжения сюжетно-ролевой игры (предметы мебели для кукольной комнаты, автобус из мягких модулей и т. п.). Моделирование по образцу, по представлению и по простейшей схеме-плану предметного и сюжетного целого из частей (на материале кубиков, разрезных и вырубных картинок, картинок с вкладками и пр.). Создание сюжетных картин из готовых элементов (животные, люди, деревья, грибы, цветы, дома, машины, солнце, тучи и т. п.) на плоскости по образцу, по словесному описанию, а также по собственному замыслу детей с последующим рассказыванием о расположении элементов. Конструирование из палочек (полосок бумаги) разнообразных объектов по образцу. Конструирование объектов из мягких модулей (дома, транспорт, двор, улица и др.). Конструирование объектов из проволоки. Конструирование сборно-разборных игрушек (пирамидки, куклы, животные и пр.). Конструирование из мозаик: геометрических (магнитных, пластмассовых), кнопочных разного размера. Тематическое коллективное конструирование («Улица», «Город», «Детский сад», «Зоопарк» и т. п.) с последующим обыгрыванием. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ На третьем этапе обучения продолжается формирование элементарных математических представлений. Оно осуществляется учителем-дефектологом в процессе подгрупповых и индивидуальных занятий. Математические представления активно используются и закрепляются на занятиях по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и др. В отличие от прямого обучения на занятиях по элементарной математике здесь происходит накопление чувственного и информативного опыта. Не менее важно и опосредованное обучение при проведении игр, досуга, праздников, которым на третьем этапе уделяется большое внимание в предматематической подготовке детей. Формирование элементарных математическихпредставлений проводится на комплексной основе с обеспечением самых разнообразных видов деятельности. Поэтому на третьем этапе педагоги наибольшее внимание уделяют дидактическим играм и разнообразным игровым упражнениям с математическим содержанием (играм с водой, песком, различным сыпучим материалом, бумагой, предметами, плоскостными и объемными моделями), а также многофункциональным дидактическим играм. Таким образом, на третьем этапе в процессе занятий по формированию элементарных математических представлений учитель-дефектолог придает большое значение игровой (дидактические, сюжетно-дидактические, театрализованные и подвижные игры), трудовой (ручной и хозяйственно-бытовой труд), конструктивной и изобразительной деятельности, которая направлена на расширение, уточнение и закрепление данных представлений. Педагогический замысел: —совершенствовать совместные действия детей и взрослых в процессе игр и игровых упражнений с математическим содержанием; —продолжать учить обыгрывать предметы, действовать с ними в процессе игр с математическим содержанием; —продолжать учить действовать по образцу, по словесной инструкции, выполняя игровые упражнения с математическим содержанием; —совершенствовать навыки пользования способами проверки (приемы наложения и приложения) для определения количества, величины, формы предметов, их объемных и плоскостных моделей; —учить моделировать различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности, с помощью пантомимических средств (показ руками, изображение пантомимическими движениями: длинный — короткий, высокий — низкий и т. п.), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов, их моделей; .— расширять ориентировочные действия, формируя умения предварительно рассматривать, называя, показывая по образцу и по словесной инструкции педагога форму, величину, количество предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке; —продолжать формировать некоторые самые общие принципы счета: представления об устойчивости порядка числительных при счете; понимание принципа «один к одному», то есть к каждому объекту может быть присоединено только одно числительное; понимание итога счета (общее количество обозначается последним произнесенным числом); понимание того, что любая совокупность объектов может быть сосчитана; умение считать объекты в любом порядке; —формировать представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения и качественных признаков предметов, составляющих множество, в процессе игр и игровых упражнений; —продолжать учить образовывать последующее число добавлением одного предмета к группе, предыдущее — удалением одного предмета из группы; —совершенствовать элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; —формировать операционально-техническую сторону деятельности: действовать двумя руками, одной рукой (удерживать, приближать, поворачивать, расставлять, убирать счетный материал, геометрические фигуры и т. п.); —совершенствовать зрительно-двигательную координацию, учить прослеживать взглядом за движением руки, игрушками, расположением картинок И т. п.; —познакомить детей с количеством в пределах пяти; —учить узнавать цифры 1, 2, 3, 4, 5 и соотносить их с количеством пальцев и предметов; изображать цифры 1, 2, 3, 4, 5 (рисовать, конструировать, лепить и т. п.); — учить называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов, выделяя цифровые знаки среди других изображений; —решать задачи-драматизации и задачи-иллюстрации на сложение и вычитание, используя наглядный материал в пределах 2— 5; —развивать умение определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной); —учить перемещать различные предметы вперед и назад по горизонтальной плоскости (по столу, по полу) по образцу и по словесной инструкции, предлагаемой взрослым; —соотносить плоскостные формы и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений; —производить образование множеств из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений; группировать предметы в множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты, треугольники — крыши, прямоугольники — кирпичики), по величине (большой — маленький, широкий — узкий, высокий — низкий, толстый — тонкий, длинный — короткий), по количеству (в пределах пяти); —учить осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, треугольная призма — крыша, круг, квадрат, треугольник) по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении; — формировать представления о времени: учить детей на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) узнавать, называть реальные явления и их изображения — контрастные времена года (весна, лето, осень, зима) и части суток (утро, день, вечер, ночь); — формировать операционально-технические навыки: расставлять фигурки в ряд, брать по одной игрушке, картинке и т. п. Оборудование и материалы: —водонепроницаемые деревянные (пластмассовые) ящики (средний размер 60 х 80 х 10 см) для совместной игры 3—4 детей; —разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы различных размеров (большие, средние, маленькие); —чистый просеянный песок; —специальный стол с углублениями для поддонов, в которые по мере необходимости в соответствии с целями и задачами сенсорного развития детей наливается вода, насыпается песок, фасоль, ракушки, камешки и другие сыпучие материалы; —сервировочный стол, пластмассовые стеллажи-этажерки с двумя-тремя полками и т. п.; —прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой, в которых хранится различный природный и бросовый материал (манка, песок, фасоль, рис, ракушки, камешки, скорлупа орехов, яиц и т. п.); —натуральные предметы домашнего обихода: разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли трех-четырех размеров; —формочки для песка (с изображением цифр, овощей, фруктов, геометрических фигур и др.); —штампы (цифры, геометрические фигуры, различные картинки) и штемпельная подушка; —совочки, миски, ведра, флажки, цветы и т. п.; —емкость по типу аквариума; —сачки, сита различных размеров (большие, средние, маленькие), ковшики (глубокий, мелкий, большой, средний, маленький) и т. п.; —лейки; —прозрачные пластмассовые пузырьки, банки, стаканы и т. п.; —игрушечные удочки с магнитами; —мелкие пластмассовые игрушки с магнитами (рыбки, шарики, лягушки и т. п.); —шишки (натуральные); —желуди; —ракушки; —камешки различной величины; —пуговицы крупного размера различных цветов; —формочки для теста различной формы (круглые, квадратные, треугольные) и разной величины (большие, маленькие, мелкие, глубокие); —счетные полоски; —мелкий счетный материал (грибы, елки, различные овощи, фрукты, кубики, шарики, образные игрушки: зайцы, ежи, белки, птицы и т. п.); —наборы цифр от 1 до 5; —наборы полосок по длине; —наборы лент и полосок по ширине; —объемные и плоскостные модели домов разной величины; —объемные и плоскостные модели елок разной величины; —картинки с изображением времен года; —картинки с изображением частей суток; —карточки с изображением различного количества предметов; —наборы геометрических фигур; —палочки различной величины; —муляжи овощей и фруктов натурального размера, выполненные из пластмассы, папье-маше и т. п.; —плетеные и пластмассовые корзины различной величины; —обручи двух размеров разного цвета; — мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые); —гирлянды, бусы из форм разной величины и цвета (в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета и т. п.); —коробки-вкладыши разных размеров, бочки-вкладыши; —коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм; —игрушки со съемными деталями, прищепки и основа для них (контур елки, круг-солнце, основа для туловища бабочки, корзинка и др.); —большая пирамида высотой 1м и другие игрушки; —материалы Монтессори: «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Блоки с цилиндрами-вкладышами», «Цветные цилиндры», «Геометрический комод», «Конструктивные треугольники», «Геометрические тела», «Тяжелые таблички», «Металлические(пластмассовые) вкладыши»; —дидактические игры: «Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма», «Шарики и воротики», «Чудесный мешочек», «Бабочки и цветы», «Листья и божьи коровки», «Домино» (различные варианты на соотнесение по форме, цвету, величине и количеству), «Раз, два, три — сосчитай», «Помоги Оле», «Матрешки», «Где чей домик?», «Коробка форм», «На что похожа эта фигура?», «Времена года», «Изо дня в день», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюинзенера», «Колумбово яйцо» и другие дидактические игры. Содержание Количественные представления Обозначение общего количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом, сопровождение обводящим движением руки и показом сосчитанного количества на пальцах. Счет объектов в любом порядке. Состав числа в пределах 3—5. Сравнение двух групп множеств предметов, объемных или плоскостных моделей путем пересчета с использованием способов проверки (приложение и наложение) в пределах 2—4—5. Вырезание кружков, полосок, квадратов в количестве, соответствующем словесной просьбе взрослого или по результатам пересчета предметов предъявленного множества (столько же, сколько), с помощью взрослого и самостоятельно. Задачи-драматизации и задачи-иллюстрации с открытым и закрытым результатом на сложение и вычитание в пределах пяти с использованием наглядного материала, в сюжетно-дидактических играх «Магазин», «Аптека», «Почта», Кукольный театр» и др. Представления о форме Игры с различными строительными наборами (например, «Детская площадка», конструктор Lego, «Цвет и форма» и др.)- Выполнение по образцу, данному взрослым, простейших конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу. Группировка предметов по форме (шары, кубы, треугольные призмы — крыши, четырехугольные призмы — кирпичики, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники). Соотнесение плоскостных и пространственных фигур (игры «Где чей домик?», «Коробка форм», «На что похожа эта фигура?» и т. д.). Воссоздание и создание с помощью трафаретов, по опорным точкам, в процессе вырезания, рисования круга, квадрата, треугольника, прямоугольника (с помощью взрослого и самостоятельно). Идентификация и выделение предметов по форме (шары, кубы, треугольные призмы — крыши, четырехугольные призмы — кирпичики, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) по словесной инструкции. Конструирование квадрата, треугольника, прямоугольника, простейших фигур (дом, елка, забор и т. п.) из палочек разной величины, счет количества палочек, необходимых для различных конструкций. . Представления о пространстве Стороны: верх, низ, право, лево; показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помощью различных символов (повязка-ленточка на правой руке, значок-сердечко с левой стороны и т. п.). Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога. Дифференциация слов, обозначающих направление движения (вверх — вниз, вперед — назад), выполнение действий по инструкциям, включающим эти слова. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины (с помощью совместных действий, действий по подражанию). Временные представления Простейшие явления погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег); наблюдения за изменениями в природе. Контрастные времена года: лето и зима, весна и осень. Части суток, соотнесение названий частей суток с соответствующими картинками, стихотворениями, потешками и песенками. Изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться; тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу; дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение их словами «кап-кап» и т. п. Астрономические символы: солнце, луна, звезды в окружающем пространстве и на иллюстрациях. Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (утром, днем и ночью) по подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности и пп словесной инструкции. Рисование по внутренним и внешним трафаретам изображений солнца, луны, звезд, туч, облаков. Выражение с помощью пантомимических средств характерных признаков частей суток, времен года (ночь — глаза закрыты, руки под щекой — ребенок спит; день — прыгает, изображает какое-то действие; зима — сжался от холода; лето — раскрылся к солнцу и т. п.). Выходные дни недели, первый день после выходного, по возможности — остальные дни недели. (Данная работа ведется индивидуально с каждым ребенком, исходя из возможностей усвоения материала.) Представления о величине Условные мерки (полоски бумаги, ленточки, тесемка). Предметы разной величины: большой — маленький, больше — меньше, длинный — короткий, длиннее — короче, широкий — узкий, шире — уже, высокий — низкий, выше — ниже, толстый — тонкий, толще — тоньше. Приемы проверки: наложение и приложение. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображений различной величины. Представления об относительности величины в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений (транзитивность величины). Примерный перечень игр и игровых упражнений с математическим содержанием Игры с Монтессори-материалом: «Красные штанги» (величина, количество), «Блоки с цилиндрами-вкладышами» (форма, величина, количество), «Цветные цилиндры» (величина, количество), «Геометрический комод» (форма), «Конструктивные треугольники» (форма), «Геометрические тела» (форма), «Тяжелые таблички» (величина), «Металлические (пластмассовые) вкладыши» (форма, величина). Дидактические игры: «Сосчитай-ка», «Счетное домино», «Геометрическое домино», «Дома разной высоты», «Волшебные замки», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюинзенера», «Уникуб» и т. п. Сюжетно-дидактические игры: «Магазин школьных принадлежностей» (цвет, форма, величина, количество), «Магазин овощей и фруктов» (количество), «Веселый зоосад» (количество, величина), «Аптека» (количество), «Почта» (количество, величина, цвет). Игры с пальчиковым театром «Волк и козлята» (количество, пространственная ориентировка), «Волшебные кубики, конусы, цилиндры и шары» — пальчиковый театр из кубиков и шариков для настольного тенниса (пространственная ориентировка, количество, форма и т. п.); театр на рукавичках «Веселые рукавички» (количество, форма, пространственная ориентировка) и т. п.; театр кукол-бибабо «Репка» (пространственная ориентировка), «Лиса и зайцы» (пространственная и временная ориентировка, количество), «Семейка ежей» (пространственная ориентировка, величина, количество), «Лесенка» и т. п. Игры-драматизации: «Снеговики и солнце» (количество, временные представления), «Ежи и грибы» (количество, пространственные представления), а также разнообразные игры с использованием народных песенок и потешек, стихотворений, кумулятивных и авторских сказок. Игры-пантомимы, этюды: «Падающие листья» (количество, величина, ритм, временные представления, пространственные представления), «Солнце и луна», «Земля в разные времена года» (временные представления), «Ветер, ветер...» (времена года), «Солнечные зайчики» (пространственная ориентировка, количество) и т. п. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ На третьем этапе обучения все больше внимания уделяется развитию детской самостоятельности в процессе деятельности, которая не только приносит ребенку удовольствие, удовлетворяет его потребности в активности, творчестве, но и приобретает социальную мотивацию («нарисовать открытку для мамы», «сделать альбом для малышей» и т. п.). Занятия по изобразительной деятельности проводят воспитатели 3 раза в неделю с подгруппой численностью 5—6 человек или со всей группой. В группах создаются условия для самостоятельной изобразительной деятельности в свободное от занятий время. В уголке изобразительной деятельности всегда должны быть карандаши, фломастеры, бумага, пластические материалы (прежде всего пат — цветное тесто). Взрослые поощряют даже слабые попытки детей к созданию изображений, помогают определить содержание будущего рисунка, реализовать задуманное, вместе с детьми рассматривают изображения. Изобразительные игры могут включаться учителем-дефектологом, воспитателем, психологом в другие занятия. Это способствует расширению тематики их изобразительной деятельности и накоплению изобразительного опыта. На этом этапе большое значение приобретает выполнение коллективных работ, а также создание изображений в паре со сверстником. Это способствует развитию общения между детьми, умению налаживать деловые отношения друг с другом, действовать сообща в процессе совместной деятельности по поводу достижения общего результата, что положительно влияет на развитие личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Продолжается усиленная работа по расширению и обогащению содержания детских работ, поэтому выполнение сюжетных изображений является приоритетным направлением в обучении изобразительной деятельности. Совершенствование умений передавать связное содержание изобразительными средствами смыкается с работой по развитию связной речи и развертыванию сюжета в ролевой и театрализованной игре. Поэтому драматизация отраженного в рисунке, аппликации, лепке содержания, рассказывание по изображениям органически входят в структуру занятий изобразительной деятельностью и составляют основу комплексных занятий. Занятия изобразительной деятельностью и изобразительные игры предполагают совместную деятельность педагога и ребенка и деятельность ребенка под руководством педагога. Они могут проводиться как в групповой комнате, так и в специально созданной комнате для изобразительной деятельности. Педагогический замысел: —развивать и поддерживать у детей интерес к рисованию, лепке, аппликации, создавать условия для собственного изобразительного творчества; —закреплять представления об используемых в процессе изобразительной деятельности материалах и средствах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойствах; —учить анализировать (обследовать) пред
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|