Основные задачи коррекционно-развивающей работы
На третьем этапе продолжается развитие и формирование: —познавательного интереса и познавательной активности; —социальных представлений («Я среди взрослых и сверстников», стремление детей к самостоятельности и укрепление позиции «Я среди детей»); —коммуникативного поведения; —словесной регуляции (в форме словесного отчета) поведения и деятельности; —коммуникативной функции речи (развитие диалогической речи с использованием речевых и неречевых средств коммуникации, развитие монологической речи — рассказ из жизненного опыта, пересказ сказок, коротких рассказов); —коррекция речевых нарушений и звукопроизношения; —сенсорно-перцептивной способности (преимущественно в структуре различных видов деятельности); —познавательной направленности на установление функциональных связей между объектами и явлениями (познавательных установок «Что это?», «Что делает?», «Почему он такой?»); —способности к замещению, воображению (в игре, рисовании, речи); —пространственно-временных, величинных и Количественных представлений; —эстетических предпочтений; — произвольных движений (основных, мимических, изобразительных); — операционально-технической стороны деятельности (культурно-гигиенических, трудовых, графомоторных навыков: зрительно-двигательной координации, опережающих движений глаз и т. п.); — игровых навыков в процессе сюжетно-ролевых, театрализованных игр и игр с правилами; — готовности к обучению в школе. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Основной формой коррекционно-развивающей работы на третьем этапе обучения являются специальные занятия по физическому воспитанию. Кроме этого осуществляются лечебная физкультура и массаж, коррекционная гимнастика, утренняя зарядка, подвижные игры, спортивный досуг, праздники и развлечения. Спортивные праздники проводятся с детьми в физкультурном зале или на улице в зависимости от погодных и сезонных условий.
Занятия проводятся воспитателями со всей группой детей, по подгруппам в утреннее и вечернее время с музыкальным сопровождением в записи или с участием музыкального руководителя 2—3 раза в неделю. Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуализированы и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года и т. п. Занятия по физическому воспитанию на третьем этапе обучения тесно связаны с работой по развитию музыкально-ритмических движений, с сюжетно-ролевыми, подвижными, театрализованными играми, с формированием элементарных математических представлений, с формированием представлений о себе и окружающем мире, а также с трудовым и эстетическим воспитанием детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Занятия строятся на основе содержания, предлагаемого для первых двух этапов обучения, и дополняются содержанием третьего этапа. Таким образом реализуется принцип концентричности в построении программного содержания работы по физическому и моторно-двигательному развитию детей, который обеспечивает непрерывность, преемственность и повторность в обучении. Педагогический замысел: —продолжать поощрять и поддерживать двигательную активность детей; —формировать произвольные движения головы, туловища, рук, ног, лица; —учить воспроизводить по подражанию взрослому и графическому образцу различные движения кистями и пальцами рук; —учить выполнять движения по рисунку, содержащему символические изображения направления движения (стрелки-векторы);
—развивать чувство ритма: передавать в движении ритм чередования (1/2, 3/4, 4/4); —формировать умение ходить, ползать, бегать в заданном темпе, замедлять и ускорять движение по словесной команде и под музыку; —развивать координацию движений рук и ног; —совершенствовать зрительный контроль за движениями (перед зеркалом); —развивать координацию движений частей тела (рук, ног, рук и ног, рук и головы и т. п.); —закреплять умение выполнять серию движений под музыку; —развивать двигательную память: выполнять движения после короткой (5—10 секунд) и длительной (час, день, неделя) отсрочки во времени; —закреплять умение сопровождать ритмические движения проговариванием коротких стихов, потешек; —совершенствовать выразительные движения (понимать и выражать в движении радость, удивление, огорчение, порицание, поощрение), умение выполнять их под музыку (подражать движениям лягушки, цапли, страуса, бабочки, совы, собачки и т. д.); —развивать восприятие и воспроизведение движений по рисунку (с использованием режиссерской куклы или модели человеческой фигуры); —развивать простые пантомимические движения; —закреплять пространственные представления и ориентировки; —совершенствовать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе совместных игр и упражнений, проявлять внимание друг к другу и оказывать взаимопомощь; —развивать коммуникативные умения; —учить соблюдению правил в подвижных играх и игровых упражнениях; —развивать речевую активность, закрепляя названия действий, движений, пространственных отношений и характеристик объектов и т. п.). Оборудование и материалы: —разноцветные флажки (красные, желтые, зеленые, синие); —цветные ленточки (красные, желтые, зеленые, синие); — мячи: большие диаметром 20—25 см, средние и маленькие, надувные диаметром 30—40 см, фитболы; —мешочки, наполненные песком (крупой, горохом); —бревно надувное или мягкий модуль; —обручи (красные, желтые, зеленые, синие); — шнур длиной 5 м, — палки гимнастические длиной 70—80 см; —кубы и кирпичи деревянные; —мягкие модули; —пирамидки (большая высотой 1 м, средние высотой 20—30 см, маленькие); —ребристая доска; —лесенки прямые с зацепами на концах длиной 1—2 м, шириной 40 см, с расстоянием между рейками 25 см, сечением реек 2—3 см;
—скамейки гимнастические низкие высотой 22 см, длиной 1,5—2 м; —ковер или ковровая дорожка; —игольчатая дорожка; —большое настенное зеркало; —нагрудники или нагрудные фартучки с прозрачными кармашками для контурных изображений животных, птиц; —баскетбольная корзина (или нечто подобное); —сухой бассейн с шариками; —дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.); —раздвигающаяся дорожка из кубов; —различные по высоте воротики; —зонтики (большие и маленькие); —игрушки: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка и др.; —неваляшки; —колокольчики; — погремушки; — бубен; — магнитофон с аудиокассетами различных мелодий (марш, полька и т. п.); — пластмассовые кубики; — пластмассовые кегли и шары; — деревянные контуры домика, деревьев, елок; — муляжи овощей, фруктов, грибов; — корзины разной величины; — мисочки, кувшины для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек; — кольца для надевания на руки, на подставки; — шарики и кубики с дырочками для надевания на пальцы, для соединения с помощью палки; —шароброс с шарами двух размеров; ——столики с втулками; —тележки, машины; —набор «Достань колечко»; —трубки прозрачные и непрозрачные с цветными пыжами и палочками; —игрушки со съемными деталями; —пластмассовые и деревянные прищепки различной величины и основа для них (контур елки, круг-солнце, основа для туловища бабочки, корзинка и др.); —шведская стенка; —детский батут; —детская горка; —санки; —трехколесный велосипед; —самокат и др. Содержание Ходьба: на месте; друг за другом в колонне и врассыпную по залу, по сигналу воспитателя находить свое место; по извилистой линии между игрушками; по залу в колонне по одному, на сигнал «дождик-дождик» ходить широким шагом с высоким подниманием колен, на сигнал «солнышко» обычная ходьба; с изменением направления по сигналу (слово, удар в бубен, окончание музыки); с переходом по сигналу на бег и обратно; группами с нахождением игрушек; по извилистой дорожке; с движением рук, имитирующим взмахи крыльев птицы; с высоким подниманием коленей; с руками на поясе и перешагиванием через предметы; по кругу на носках и на пятках, взявшись за руки; по всему залу, руки в стороны; на носках, руки на поясе; по разным дорожкам, выложенным из веревки, ленточек, ковролина и другого материала с изменением темпа движения (быстро, медленно); в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой на палочке и т. п.); по дорожке (шириной 30—40 см).
Хороводные игры с перемещением в разных направлениях. Бег: по кругу, взявшись за руки; змейкой между предметами; на носках с руками за головой; в указанном направлении с переходом по команде от ходьбы к бегу; в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой на палочке и т. п.); по дорожке (шириной 30—40 см). Проведение игр и упражнений на развитие равновесия: ходьба друг за другом с флажком в руке; ходьба друг за другом с флажками в руках по узкой дорожке (шириной 35 — 40см); ходьба по дорожке с руками за головой; бег парами, держась за руки; бег друг за другом, держась за веревку; ходьба по площадке врассыпную с флажками в руках; бег друг за другом вдоль каната, положенного на пол; ходьба по шнуру, положенному на пол; перешагивание из обруча в обруч; ходьба между двумя начерченными на полу линиями (на расстоянии 25 см), не наступая на них; ходьба по гимнастической скамейке, переступая через мелкие предметы кубики, строительный материал). Ползание: на четвереньках и на животе врассыпную или парами в любом или заданном направлении; на четвереньках и на животе по дорожке с последующим перелезанием через препятствия; по наклонной лесенке с частыми рейками (через каждые 10см.), поднятой под углом 30°; Проползание на четвереньках и на животе под лентой, дугой, рейкой, через обруч. Проведение игр и упражнений с мячом: бросать мяч друг другу, ловить мяч; прокатывать мяч через ворота, между кеглями; бросать мяч в цель (в корзину, в сетку), вдаль, вперед; бросать маленький мяч правой и левой рукой; бросать мяч вверх, стараясь поймать его; бросать мяч о стенку и ловить его; ударять мячом об пол и ловить его. Проведение игр и упражнений с кольцами: бросать кольцо воспитателю; подбрасывать кольцо одной рукой, ловить двумя руками. Проведение игр и упражнений с мешочками с песком (горохом, крупой): бросать вдаль, в цель (корзину, обруч и т. п.), находящуюся на полу на расстоянии. Проведение игр и упражнений на гимнастической стенке: залезать (на высоту до 1 м) и спускаться с помощью взрослого; влезать по гимнастической стенке до середины, согласовывая движения рук и ног. Прыжки: на двух ногах на месте или с передвижением (зайчики, птички и т. п.); вокруг какого-либо предмета; перепрыгивание через шнур («ручеек»); запрыгивание в обруч; спрыгивание с предмета (высотой до 10—15 см); в длину с места; с передвижением по комнате мелкими прыжками, размахивая руками; вдвоем, взявшись за руки; с места в обруч, положенный на пол; через лежащую палку (туда — обратно); на месте на обеих ногах, легко отталкиваясь от пола; поочередно на правой и левой ноге; через веревку, положенную на пол; спрыгивание с гимнастической скамейки с приземлением на слегка согнутые ноги; подпрыгивание на месте, стараясь коснуться предмета, подвешенного выше поднятой руки ребенка на 5—10 см; в сторону, влево, вправо; подпрыгивание вверх с хлопками в ладоши; перепрыгивать через веревку, мягко приземляясь на слегка согнутые ноги, повернуться кругом и снова прыгнуть; на двух ногах вокруг стульчика в правую и левую стороны.
Проведение игр и упражнений на батуте. Проведение игр и упражнений общеразвивающего и корригирующего характера для разных мышечных групп (мышц шеи и плечевого пояса, груди, спины, рук, ног, дыхательной мускулатуры). Проведение игр и упражнений на развитие ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости (с изменением скорости выполнения, с предметами, с преодолением сопротивления). Воспроизведение поз и движений по непосредственному подражанию и по рисунку (сразу и с отсрочкой до 10 секунд). Проведение игр и упражнений на детской горке. Катание на трехколесном велосипеде. Катание на санках. Элементы самомассажа. Проведение игр и упражнений на релаксацию. Примерный перечень подвижных игр Игры с ходьбой: «Золотые ворота», «Каравай», «Ветерок», «Подарки», «У ребят», «Стоп», «Колпачок и палочка». Игры с бегом: «Мыши и кот», «Бегите к флажку», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише?», «Перешагни через палку», «Догоните меня», «Воробышки и автомобиль», «Самолеты», «Пузырь», «Цветные автомобили», «Птички и кошка», «У медведя во бору», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках». Игры с подпрыгиванием и прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Зайцы и волк», «Лисы в курятнике», «Зайка серый умывается». Игры с подлезанием и лазаньем: «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики», «Обезьянки», «Допол зи до погремушки», «В воротца», «Не наступи на линию», «Будь осторожен», «Подбрось — поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку». Игры с бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мешочек?», «Попади в круг», «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в ворота», «Целься вернее», «Школа мяча», «Кегли», «Кольцеброс». Игры на ориентировку в пространстве:. «Угадай, кто кричит», «Что спрятано?», «Где звенит?», «Найди флажок», «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?». Игры с разнообразными движениями и пением: «Поезд», «Заинька», «Флажок» и др. Игры на развитие воображаемых движений: этюды и пантомимы — «Под дождиком», «Капельки», «Разные ветры», «Дождь идет», «Падающие листья», «Солнце и луна», «Солнце в разные времена года», «Ветер, ветер...», «Солнечные зайчики» и т. д. Литературный материал для развития движений с речью Песенки, потешки, заклички: «Аист длинноносый...» (рус), «Лесные утки» (мордовск.), «Песня моряка» (норвежек.), «Ходит сон» (рус), «Котичек» (рус), «Доль-доль, Таусень» (рус), «Колядка», «Едет Масленица» (рус), «Жаворонки» (рус), «Весна идет» (рус), «Землюшка-чернозем» (в сокращении, рус), «Как по трав. кам, по муравкам» (рус), «Во поле березонька стояла» (рус), «На калине белый цвет» (рус). 3. Александрова «Постройка»; B. Берестов «Снегопад», «О чем поют воробышки»; Ш. Галиев «Дятел»; Г. Демченко «Пастушок»; C. Дрожжин «Опять зима на саночках...»; Б. Заход ер «Сапожник», «Ежик»; М. Клокова «Воробей с березы», «Мой конь», «Кукушка», «Белые гуси»; Г. Ладонщиков «Помощники весны», «Медведь проснулся»; С. Маршак «Ванька-встанька», «Мяч», «Кто колечко найдет», «Тихая сказка», «Кошкин дом», «Елка»; С. Михалков «Песенка друзей»; Н. Полякова «Доброе лето»; Г. Сапгир «Часы»; И. Суриков «Первый снег пушистый»; Н. Теплоухова «Барабанщик»; И. Токмакова «Как на горке снег, снег», «Глубоко ли, мелко», «Весна» и др. ИГРА На третьем этапе обучения основное внимание обращается на совершенствование игровых действий с природным, строительным и бросовым материалом в процессе дидактических игр и игровых упражнений. На этом этапе работы продолжается обучение сюжетно-ролевым играм, которое проводит учитель-дефектолог; уточняют и закрепляют навыки сюжетно-ролевой игры воспитатели группы, а также другие специалисты, работающие с детьми (инТРЕТИЙ ЭТАП 227 структор по физическому воспитанию, инструктор по лечебной физкультуре, музыкальный руководитель и др.). Они включают элементы сюжетно-ролевой игры, игры с образными игрушками в свои занятия, наполняя их, таким образом, единым Содержанием, связывая ход игрового занятия тематически с проводимой сюжетно-ролевой игрой. Важное значение приобретает использование сюжетно-ролевой игры во взаимодействии с сюжетно-д идактической. Сюжетно-ролевая игра • Педагогический замысел: —обогащать опыт действий детей с куклой и другими образными игрушками; —продолжать учить выполнять игровые действия вместе со взрослым, по подражанию действиям взросшего, по образцу действий взрослого, по простейшим словесным инструкциям; —стимулировать сопровождение игровых действий речью в процессе сюжетно-ролевых игр; —вызывать интерес к ролевым играм, радость (возможности поиграть в новую игру, желание играть в нее; —формировать адекватное отношение к ролевым действиям, учить понимать смысл действий того или иного персонажа в соответствии с ситуацией игры; —закреплять знакомые ролевые действия в соответствии с содержанием игры и умение переносить эти игровые действия на различные ситуации, тематически близкие уже известной игре; —учить располагать атрибуты игры в пространстве комнаты, в игровом уголке, на плоскости стола и т. д.; —формировать умение выполнять последовательную цепочку игровых действий, направленных на мытье кукол, раздевание и одевание их, сервировку стола кукольной посудой, уборку постели застилку коляски и т. п.; —закреплять интерес и положительное отношение к знакомым играм и игрушкам; —учить адекватно, в соответствии с функциональным назначением использовать простые игрушки в процессе выполнения игровых действий; —закреплять умение выполнять игровые действия вместе со взрослым, по подражанию, по образцу, а затем по словесной инструкции; —стимулировать проявление интереса и потребности в эмоциональном общении с педагогом, с детьми по ходу игры, используя как речевые, так и неречевые средства общения; —учить находить соответствующие предметы и игрушки по характерному образу, звучанию и использовать эти игрушки в процессе игровых действий; —учить использовать в ходе игры различные натуральные предметы и их модели, предметы-заместители; —учить производить по ходу игры простейшие воображаемые действия по подражанию действиям взрослого; —учить брать на себя роль и действовать в соответствии с нею при активной помощи взрослого; —учить выполнять простейшие трудовые действия, отражая представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений, ориентируясь на образец, который дает взрослый; —формировать умение вместе со взрослым или по подражанию ему моделировать различные постройки из крупного и мелкого строительного материала, которые могут быть использованы в процессе строительно-конструктивных и сюжетно-ролевых игр; — закреплять умение использовать в процессе ролевых и сюжетно-ролевых игр продукты своей конструктивной, трудовой и изобразительной деятельности, выполненные с помощью взрослого; — учить создавать простейшую воображаемую игровую ситуацию, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею при активной помощи взрослого, проявлять соответствующую эмоциональную реакцию на нее; — учить играть вместе со взрослыми, детьми в строительно-конструктивные игры со знакомой сюжетной линией, изготавливать для этих игр простые игрушки, машинки, украшения с помощью взрослого; — закреплять умение действовать в процессе игры рядом, совместно, проявлять отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки; —учить отражать в играх приобретенный жизненный опыт, включаться в различные игры и игровые ситуации по просьбе взрослого, других детей или самостоятельно; —учить общаться по ходу игры с помощью жестов, мимики, речи (особое внимание обращается на использование различных речевых конструкций, обращений в процессе игры); —развивать способность использовать игровую композицию в процессе социально-бытовых действий; —учить изготавливать атрибуты для сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных игр совместно со взрослыми, по подражанию действиям взрослого; —учить сопровождать игровые действия речью; — учить понимать и называть наиболее часто Оборудование и материалы: —куклы в образах (мать, отец, дети, бабушка, дедушка, куклы-младенцы); —разнообразная одежда для кукол; —оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, подставка для сушки белья, прищепки, детская швейная машинка, передники для детей, игрушечный миксер и т. п.; —мягкие модули; —крупный деревянный строительный материал; —стационарный автобус из фанеры, картона или пластика (он имеет ограничения с трех сторон, а с четвертой открытый проем — дверь, внутри такого автобуса устанавливаются руль, сиденья — стулья); —знаки «автобусная остановка», «пешеходный переход», «осторожно, дети» и т. п.; —игрушечный светофор; —специальная дощечка с указанием остановки и приспособлением для картинки, означающей название остановки (вывески); —картинки со знакомыми объектами и доступными названиями: магазин, театр, зоопарк, парк, - аптека, школа, детский сад и т. д.; —стационарный прилавок; —деньги из бумаги, картона, пластика и др.; —касса и чеки; —кошельки; —сумки для покупателей; — весы; — счетная машинка (игрушечный или настоящий калькулятор); —халаты для продавцов, парикмахера, врача, медсестры; —туалетный столик с зеркалом; —умывальник; —полотенца; —большой и маленький фен; —набор салфеток; —пелерина; —туалетные принадлежности: одеколон, духи, крем, шампунь, лак (все игрушечное, можно в начале игры использовать пустые флаконы); —детские ножницы; —набор для бритья (все сделано из картона или используется детский набор «Парикмахер»); —расчески; —щетки; —бигуди; —ленты; —альбомы с образцами причесок; —наборы «Детский парикмахер», «Доктор», «Маленькая хозяйка», «Регулировщик»; —сумка врача; —трубка-фонендоскоп; —шпатель для осмотра горла; —шприцы; —вата; —набор лекарств: йод, таблетки, микстура, капли, лекарство для уколов, порошки, мазь (все игрушечное, сделано из небьющегося материала); —грелки; —бланки рецептов; —термометры; —пачка горчичников (аккуратно нарезанные прямоугольные листы из бархатной или простой желтой бумаги); —стетоскоп; —молоточек; —пипетки; —палочка для смазывания йодом или мазью; —зеркало для осмотра носоглотки и ушей; —«спирт» для смазывания места укола; —таблицы с картинками для проверки зрения; —почтовый ящик; —прилавок; —настоящие и изготовленные педагогом вместе с детьми марки, конверты, открытки, бумага для писем; —сумка для почтальона. Примерный перечень игр Игра «Семья» Возможные варианты развития сюжетов игры: «Утро в семье», «Обед в семье», «Вечер в семье», «Выходной день в семье», «В семье заболел ребенок», «Помогаем маме стирать белье», «Большая уборка дома», «К нам пришли гости», «День рождения дочки». Игра «Автобус» Возможные варианты развития сюжетов игры: «Строим автобус», «Учимся водить автобус», «Едем в школу», «Едем в парк», «Катаемся по городу», «Едем в гости», «Едем в театр». Игра «Магазин» Возможные варианты развития сюжетов игры: «Овощной магазин», «Продуктовый магазин», «Магазин игрушек», «Хлебный магазин», «Магазин одежды», «Универсам», «Универмаг». Игра «Парикмахерская» Возможные варианты развития сюжетов игры: «Мама ведет дочку в парикмахерскую (игры с куклой)», «Папа ведет сына в парикмахерскую (игры с куклой)», «Едем на автобусе в парикмахерскую», «Делаем прически к празднику» и т. п. Игра «Доктор» Возможные варианты развития сюжетов игры: «На приеме у врача в медицинском кабинете», «Кукла Катя заболела», «Осмотр у врача», «В процедурном кабинете», «На приеме у врача в поликлинике», «Мама вызывает врача на дом», «"Скорая помощь" едет лечить Катю», «"Скорая помощь" увозит Катю в больницу». Игра «Поликлиника» Возможные варианты развития сюжетов игры: «На приеме у врача в поликлинике», «Мама вызывает врача надом», «Аптека», «Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецептам в аптеке». Игра «Школа» Возможные варианты развития сюжетов игры: «В магазин за школьными принадлежностями», «Урок веселого счета», «На большой перемене», «Кукольный театр в гостях у школьников», «Школьники на экскурсии по городу», «В школьной библиотеке», «Обед в школьной столовой», «На уроке физкультуры». Игра «Почта» Возможные варианты развития сюжетов игры: «Покупаем конверты и марки на почте», «Покупаем и отправляем открытку учительнице», «Почтальон принес вам письмо», «Почтальон принес нам посылку», «Пишем и отправляем письма друзьям». Театрализованные игры Режиссерские игры проводятся с использованием настольного объемного и плоскостного театра, стендового театра на фланелеграфе, ковролинографе или магнитной доске, пальчикового театра, театра кукол-бибабо, театра на рукавичках и т. п. Игры-драматизации проводятся с полным и частичным костюмированием на основе песенок ипотешек, игры-импровизации — с последовательным введением игровых персонажей по ходу театрализованной игры, на основе стихотворений, кумулятивных, авторских сказок (перечень произведений дан в разделе «Развитие речи»). Педагогический замысел: —выбирать с помощью взрослого сюжеты для театрализованных игр, распределять роли на основе сценария, который педагог разрабатывает вместе с детьми; —продолжать учить имитировать движения, голоса, «преображаться» в процессе театрализованных игр; —учить ребенка использоватьпредметы в новом значении, исходя из игровой ситуации; —развивать в процессе режиссерской игры игровые действия с изображениями предметов и предметами-заместителями, имеющими внешнее сходство с заменяемыми предметами и отличающимися от реальных; —продолжать учить многообразному использованию в театрализованных играх предметов, деталей костюмов; —развивать умение имитировать движения в пластике, входя в образы животных (домашних и диких), птиц (цыпленка, курицы, воробья и т. п.)» растений (цветка, дерева), насекомых (бабочки, паучка и т. д.), солнца, изображая машины (поезд, самолет и т. п.) и т. д.; —уточнять представления детей о различных ролях (кошка, собака, курочка, медведь, лиса, заяц, еж и т. п.) и условности их исполнения; —продолжать учить принимать на себя роль и вести ее до конца, учить строить ролевое поведение; — учить говорить от имени персонажа театрализованной игры; — учить самостоятельно выбирать для игры-драматизации игрушку, соответствующую тексту потешки, песенки, стихотворения, сказки (мяч, кубик, крылья для бабочки, крылья для жука, шапочку для курочки, цыпленка и т. д.), — зрительно, тактильно, на слух; —учить выбирать игрушки для режиссерской игры, ориентируясь на их размер (большой — маленький, высокий — низкий, длинный — короткий), на цвет (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный); —продолжать учить выбирать предметы-орудия, «природный (вода, листья и т. п.) и бросовый материал при подготовке к драматизации потешек, стишков, сказок; —развивать пантомимически-двигательные навыки, удерживая позу, характерную для персонажа, по образцу, предлагаемому взрослым или другими детьми; — совершенствовать движения руки в играх с исуклами-бибабо и пальцев — с пальчиковым театром; —совершенствовать умение распознавать эмоциональное состояние других детей, взрослых, животных и оценивать его; —формировать умение распознавать эмоциональные состояния, изображенные на пиктограммах, и передавать их: радость, гнев, испуг, огорчение; —продолжать учить технике превращений: выражению своих чувств и настроений в соответствии с заданной сказочной ситуацией; —развивать пространственно-временную ориентацию (создание мизансцен, соответствующих различным временам года, и др.); —развивать общую моторику в процессе использования имитационных движений, совершенствовать движения руки в играх с куклами-бибабо и пальчиковым театром; — расширять интерес детей к активному участию в театрализованных играх. Оборудование и материалы: —настольная и напольная ширмы; —плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок; —декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.); —наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. д.); —куклы-бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. д.); —рукавички с изображениями мордочек животных (кошка, собака, курочка и т. д.); —атрибуты для игры-драматизации: большой макет репки из папье-маше или другого материала, домик-теремок; —мягкие модули; —костюмы курочки, собачки, кошки, мышки, бабочек и других сказочных персонажей; —игрушки, изображающие сказочных персонажей (Лесовичка, Домового, Деда Мороза, Снеговика, Красную Шапочку, Доктора Айболита, Крокодила Гену, Львенка и т. д.); —фланелеграф; —ковролинограф; —магнитная доска. Примерный перечень игр Варианты авторских театрализованных игр: «Осенняя сказка» (для среднего и старшего дошкольного возраста), «Зимняя сказка» (продолжение «Осенней сказки»), «Лесные друзья» (для среднего и старшего дошкольного возраста), «Лесные квартиры» (для младшего и среднего дошкольного возраста), «Лиса и зайцы» (для среднего и старшего дошкольного возраста), «Путешествие в зимний лес», «Золотая осень» (для среднего и старшего дошкольного возраста), «В гостях у солнышка» для среднего и старшего дошкольного возраста) и т. п. Варианты игр на развитие воображаемых движений: э тюды, пантомимы— «Под дождиком», «Капельки», «Разные ветры», «Дождь идет», «Падающие листья», «Солнце и луна», «Солнце в разные времена года», «Ветер, ветер...», «Солнечные зайчики» и т. п. Игры-упражнения на формирование представлений об эмоциях, на распознавание и произвольное проявление чувств, на гармонизацию личности ребенка: «Я грущу и улыбаюсь», «Солнышко и туча», «Салют», «Дождик», «Мусорное ведро», «Пальцы и ладонь», «Ходят в море корабли», «Мы клоуны», «Мы художники», «Паровозик», «Чье имя?», «Пройди с закрытыми глазами», «Имя шепчут волны» и т. д. Театрализованные игры на основе малых форм фольклора Песенки, потешки, заклички: «Уж ты, радуга-дуга» (рус), «Иванушка» (рус), «Аист длинноносый...» (рус), «Лесные утки» (мордовск.), «Привяжу я козлика...» (рус), «Песня моряка» (норвежек.), «Как целуют животные своих детей» (казахск.), «Лучше всего» (шорск.), «Два меленьких котенка» (англ.), «Кораблик» (англ.), «Ходит сон» (рус), «Котичек» (рус), «Соловушко» (рус), «Доль-доль, Таусень» (рус), «Колядка», «Едет Масленица» (рус), «Перед весной» (рус), «Жаворонки» (рус), «Весна идет» (рус), «Землюшка-чернозем» (в сокращении, рус), «Как по травкам, по муравкам» (рус.) и др. Сказки: «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Лиса и волк», «Три медведя» (обр. Л. Толстого), «Три поросенка» (пер. с англ. С. Михалкова), «Два жадных медвежонка», Ш. Перро «Красная шапочка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и журавль», «Петушок и бобовое зернышко». Театрализованные игры на основе произведений классической и современной литературы: З.Александрова «Постройка», «Мой Мишка»; B. Бианки «Хвосты», «Купанье медвежат», «Кто чем поет»; Е. Благинина «Научу обуваться я братца», «Посидим в тишине», «Полюбуйтесь-ка, игрушки», «Катя леечку взяла…»; А. Бродский «Лось и лосенок»; П. Воронько «Обновки»; Г. Демченко «Пастушок»; C. Дрожжин «Опять зима на саночках...»; Н. Калинина «Помощники», «Как ребята переходили улицу»; Л. Квитко «Ручеек»; М. Клокова «Мой конь», «Белые гуси»; Г. Ладонщиков «Помощники весны», «Медведь проснулся»; Л. Лебедева «Мишутка»; С. Маршак «Сказка об умном мышонке», «Кто колечко найдет», «Милиционер», «Почта» (отрывки), «Детки в клетке», «Два котенка», «Тихая сказка», «Круглый год», «Перчатки» (пер. с англ.), «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом»; С. Михалков «Бездельник светофор», «Песенка друзей», «Три поросенка»; Н. Носов «Заплатка», «Живая шляпа»; Н. Павлова «Земляничка»; Н. Подлесова «Трусливый огурчик»; Г. Сапгир «Часы»; Г. Скребицкий «Снеговики»; В.Сутеев «Три котенка», «Кто сказал "мяу"?», «Мешок яблок», «Под грибом», «Кораблик», «Петух и краски»; Ю. Тувим (в обр. С. Михалкова) «Овощи»; К. Ушинский «Спор зверей», «Утренние лучи», «Еж и заяц»; К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Фе-дориногоре», «Телефон», «Муха-цокотуха»; Ю. Яковлев «Умка».
труд Трудовое воспитание на третьем этапе направлено на совершенствование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, а также на овладение хозяйственно-бытовым трудом, трудом в природе и ручным трудом. Коррекционная работа по трудовому воспитанию на третьем этапе осуществляется при подготовке и в ходе различных занятий, на специальных занятиях по данному разделу, а также в процессе индивидуальной работы. Обучение различным видам труда детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью проводится воспитателями. Педагоги активно вовлекают детей в посильный повседневный самообслуживающий и хозяйственно-бытовой труд. Обучение хозяйственно-бытовому и ручному труду ведется, как и на предыдущих этапах, по подгруппам. Педагогический замысел: —продолжать воспитывать доброжелательность, заботливость по отношению друг к другу, готовность оказать помощь друг другу, взрослым, то есть всем, кто в этом нуждается; —учить выполнять хозяйственно-бытовые поручения в соответствии с заранее намеченным планом по образцу и по словесной просьбе взрослого; —совершенствовать трудовые действия детей; —совершенствовать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения трудовых действий; —продолжать учить раздеваться и одеваться самостоятельно, с частичной помощью взрослого и помощью друг другу; —закреплять навыки аккуратного складывания вещей в шкафчики, соблюдения в нем порядка, учить приборке вещей в шкафчике; — учить детей наводить порядок в собственной одежде (чистить щеточкой обувь, чистить щеткой одежду, стирать мелкие личные вещи, складывать одежду и т. п.); —совершенствовать навыки пользования носовым платком и личной расческой; —учить расстилать и заправлять постель (расправлять простыню, аккуратно класть подушку и т. п.) с частичной помощью взрослого; —формировать умение учитывать конкретные свойства материалов при выполнении поделок из них; —расширять навыки применения разнообразных предметов-орудий для выполнения хозяйственно-бытовых поручений в помещении, на прогулке; —продолжать формировать навыки уборки игровых уголков на основе совместного планирования действий вместе со взрослым (протирать пыль, пользоваться пылесосом с помощью взрослого, расставлять игрушки на полках, мыть игрушки и т. п.); —совершенствовать умение накрывать на стол по заранее намеченным этапам (вместе со взрослым); —продолжать учить готовить место для занятий с природным материалом, бумагой и т. п.; —воспитывать желание и формировать умение ока
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|