Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первые тайские государства на территории Таиланда




 

XIII век был критическим периодом в истории Индокитая. К концу его не только рухнула Кхмерская империя, но и пре­кратили существование древнее бирманское царство Паган и последнее независимое монское государство Харипунджайя. За­падные историки в качестве основной причины этой катастрофы называют завершение завоевания Китая монголами и последо­вавшую за этим (в особенности после падения в 1253 г. госу­дарства Наньчжао) мощную волну миграции тайских племен на Индокитайский полуостров.

Такое решение вопроса верно лишь отчасти. Действительно, монгольская империя во второй половине XIII в. оказывала не­малое влияние на ход событий в Юго-Восточной Азии как дип­ломатическим, так и военным путем. Но продвижение тайских племен в Индокитай и образование там ими первых самостоя­тельных государств произошло задолго до начала монгольских завоеваний к югу от р. Янцзы.

Главная же причина падения старых государств Индокитая в XIII в. заключалась не в монгольском и не в тайском наше­ствии, а во внутренней дряхлости этих раннеклассовых госу­дарств, в исчерпанности их внутренних политических ресурсов для подавления народных масс. Как и римская империя в свое время, древние государства Индокитая были окружены в тече­ние столетий воинственной «варварской» периферией, но варва­ры смогли захватить в них власть только тогда, когда эти го­сударства стали разваливаться изнутри.

В 1-м тысячелетии предки нынешних тайских народов обита­ли на обширных пространствам к югу от р. Янцзы вплоть до северных границ Индокитая. В VII в. в Юго-Западном Китае сложилось крупное раннеклассовое государство Наньчжао. До недавнего времени Наньчжао считалось прямым предшественни­ком тайских государств на территории Таиланда. Однако, по мнению одного из крупнейших французских востоковедов Ж. Седеса, жители этого государства говорили не на тайских, а на тибето-бирманских наречиях. Кроме того, сложный, тщатель­но организованный аппарат подавления в Наньчжао не шел ни в какое сравнение с примитивным устройством раннетайских государств Индокитая.

Тайские племена, принявшие столь драматическое участие в истории Индокитая XIII в., с VII по XII в., по всей видимости, занимали широкую гористую полосу между государством Нань­чжао на севере и ранними индокитайскими государствами на юге, образуя по отношению ко всем ним «варварскую» перифе­рию.

На протяжении этих веков часть тайских племен начала по­степенно просачиваться в более плодородные районы юга; в первую очередь заселялись районы, еще не освоенные монскими и кхмерскими земледельцами, например горные долины с редким охотничьим населением. Так, уже в VIII в. на крайнем севере Таиланда существовало тайское княжество Чиангсен, от княжеского рода которого вели свое происхождение правители не только Ланнатаи (Чиангмая), но и Сукотаи и Пайао (по данным лаосских хроник, город Чиангсен был основан в 773 г.).

С XI в., после присоединения монского государства Лаво к Кхмерской империи, кхмерские цари начинают использовать таи в качестве наемников. Об этом свидетельствуют надписи госу­дарства Тямпа[3], где при перечислении военнопленных наряду с кхмерами упоминаются также воины «сиам», т. е. таи. На барельефах крупнейшего кхмерского храма Ангкор Ват (пер­вая половина XII в.) имеются изображения тайских воинов в специфической одежде. Здесь их также называли сиам (точное значение этого слова неизвестно, но и местные народы и китай­ские летописцы начиная с XIII в. называли так тайские госу­дарства Сукотаи, а затем Аютию на территории Таиланда).

По-видимому, не позже чем при Сурьявармане II (1113— 1150), а, скорее, даже раньше кхмерские цари начали исполь­зовать таи в качестве военных поселенцев для охраны своих северных границ (к такой же практике прибегали и поздние римские императоры).

До XI в., как показывают результаты археологических ис­следований, между монскими государствами Лаво и Харипун­джайя в области среднего Менама существовала широкая ней­тральная полоса, заселенная крайне слабо. Эту-то пограничную полосу кхмерские цари и предоставили тайским переселенцам. В XI—XII вв. здесь возникают крупные, сильно укрепленные го­рода Сукотаи[4], Саванкалок, Питсанулок и др., в архитектуре которых заметно сильное кхмерское влияние.

По мере того как в Кхмерской империи все чаще происхо­дили мятежи, народные восстания, религиозные войны (1050— 1066 гг., 1080—1113 гг., 1160—1181 гг.), скромные военные посе­ленцы набирали силу, постепенно проникая и в чисто монские районы. Разоренные непосильным двойным гнетом кхмерских и монских вельмож, без конца отрываемые от своего хозяйства великодержавными войнами кхмерских царей против Вьетнама и Тямпы и колоссальным культовым строительством, монские крестьяне, предпочитая из двух зол меньшее, стремились попасть под власть патриархальных тайских князей. Такая же картина, по-видимому, наблюдалась и в тогдашней Бирме.

В 1096 г. у слияния рек Мепинг и Меванг образовалось не­зависимое тайское княжество Пайао. В 1215 г. на территории современной Бирмы к северу от Бхамо было основано тайское княжество Могаунг. В 1223 г. на западном притоке Салуэна возникло тайское княжество Моне (Мыанг Най). В 1229 г. таи завоевали Ассам и создали там свое государство.

В 1238 г. ослабевшей Кхмерской империи был нанесен ре­шительный удар на среднем Менаме. За несколько лет до этого кхмерский император Индраварман II (1218—1243), стремясь заручиться поддержкой тайского вождя Па Мыанга, правившего в Мыанг Рате (верхнее течение р. Намсак), выдал за него свою дочь и пожаловал ему титул Камратен Ань Шри Индрапатиндрадитья. Этот титул относился к титулу самого Индравармана II примерно как титул «царь» к титулу «царь царей», т. е. был вторым в империи.

Эта мера, однако, не обеспечила лояльности тайского кня­зя. Вступив в союз с другим тайским вождем — Банг Клангом (правителем вассального княжества Банг Янг), Па Мыанг на­чал освободительную войну против кхмеров. Быстро овладев Саванкалоком, вторым по значению городом на среднем Мена­ме, союзники двинулись на Сукотаи, резиденцию кхмерского гу­бернатора, и в 1238 г. взяли его штурмом. В завоеванной сто­лице Па Мыанг передал свой полученный от кхмерского импе­ратора титул Банг Клангу, который под сокращенным именем Шри Индрадитья стал основателем династии сукотайских ко­ролей[5].

Мотивы, которыми при этом руководствовался Па Мыанг, в летописи не указаны. Возможно, помимо прочего, здесь сыграл свою роль вопрос политического престижа — правитель нового независимого государства был коронован на царство своим со­племенником, а не получил свой титул от кхмерского императо­ра. Возможно, сыграло свою роль и то, что Банг Кланг был вы­ходцем из древнейшего тайского княжеского рода — чиангсенского.

Политическая история государства Сукотаи в последующем сорокалетии освещена в источниках крайне слабо. Ясно толь­ко, что Шри Индрадитья и сменивший его старший сын Пан Мыанг продолжали борьбу с кхмерами и в то же время подчи­няли себе соседние мелкие тайские и тайско-монские княжества.

Первая дошедшая до нас надпись на тайском языке при­надлежит преемнику Па Мыанга, его младшему брату Раме Камхенгу (1275—1318) и датируется 1292 г. Ко времени состав­ления этой надписи Сукотаи была уже могущественной державой, простирающейся от верхнего Меконга до Малаккского по­луострова. Содержание надписи во многом проясняет причины такого стремительного роста. «При жизни короля Рамы Кам-хенга государство Сукотаи процветает, — сообщает надпись. — В водах есть рыба, на полях — рис. Господа земель не повы­шают налогов на своих подданных, которые движутся по доро­гам, ведя быков для торговли, и едут на лошадях, чтобы про­дать свои товары. Кто желает торговать слонами — свободно торгует. Кто желает торговать лошадьми — делает это беспре­пятственно. Кто желает торговать серебром или золотом — тор­гует им... Когда кто-нибудь насаждает новую плантацию, ко­роль не запрещает это... Если человек из народа, или знатный, или вождь заболеет и умрет, дом его предков, его слоны, его домашние, его амбары с рисом, его рабы, его насаждения ареки и насаждения бетеля, принадлежавшие ему и его предкам, переходят целиком и полностью к его детям... Если король ви­дит чужой рис, он не зарится на него. Если он видит чужое бо­гатство, он не возмущается. Тем, кто приезжает к нему на сло­нах, чтобы отдать свою землю под его покровительство, он ока­зывает помощь и поддержку. Тем, кто приходит к нему, не имея ни слонов, ни лошадей, ни слуг, ни жен, ни серебра, ни золота, тем он дает все это и делает так, чтобы они чувствова­ли себя как в родной стране. Если он захватывает пленных, он не убивает и не истязает их.

В нише у двери дворца подвешен колокол. Если с жителем корол.евства случится какое-нибудь горе или иное дело, кото­рое раздирает его внутренности и мучит его душу, и если он желает рассказать об этом королю, он может сделать это, сто­ит только позвонить в этот колокол. Всякий раз, когда Рама Камхенг слышит этот призыв, он расспрашивает жалобщика и решает дело по справедливости» [13, с. 41—42].

Разумеется, сами по себе эти декларации еще не означали, что все в государстве Сукотаи обстояло именно таким образом. Но главное здесь в том, что надпись Рамы Камхенга излагала политико-экономическую программу сукотайского правительст­ва, противопоставлявшего себя Кхмерской империи, где все эти «свободы» отсутствовали. Все торговые сделки, в том числе и продажа земли, там находились под строгим контролем прави­тельства и несомненно облагались весьма тяжелыми налогами. Не исключено, что там существовала и государственная торго­вая монополия на целый ряд товаров. Государство, по всей ви­димости, контролировало и размещение сельскохозяйственных культур. Не только покупка, но и наследование земли в X— XII вв. утверждалось императором. При отсутствии прямых на­следников, а часто и по произволу властей наследство отходи­ло в казну. Личная собственность даже высших чиновников не была обеспечена. Как сообщала хвалебная надпись императора Сурьявармана I (1011—1050), «...он лишал имущества и превращал в бедняков, как преступников, тех, кто нажил большие богатства, независимо от того, было ли это богатство получено по наследству, или заработано на верной службе ему самому» [13, с. 43].

Наконец, громоздкий государственный аппарат со сложной системой судопроизводства делал правосудие недоступным для большинства населения.

Под флагом борьбы со всеми зтими «злодействами» в Кхмер­ской империи Рама Камхенг и развернул наступление на подчи­ненные ей земли. Как сообщает надпись 1292 г.: «На востоке он покорил земли до берегов Меконга, до самого Вьентяна. На юге он покорил земли до Кионти (на р. Мепинг между Кампенгпетом и Наконсаваном), до Прека (Пакнампо), Супанна-пума (Супанбури), Ратбури, Петчабури, Си Таммарата (Лиго-ра) и до моря, которое служит южной границей его владений. К западу он покорил земли до Мыанг Чота (Месота), Хонгса-вати (Хантавади) вплоть до моря, которое служит границей. К северу он завоевал земли до Мыанг Пле (Пре), Мыанг Мана, Мыанг Плыа (на р. Нан) и земли на левом берегу Меконга до Мыанг Чава[6] (Луанг-Прабанга)» [13, с. 43]. Как видно из этого перечисления (это подтверждается и другими документа­ми), кроме кхмеров Рама Камхенг нанес тяжелые удары так­же индонезийской империи Шривиджайя и бирманскому государству Паган, которые в этот момент также находились в со­стоянии тяжелого кризиса.

В первой половине 90-х годов XIII в. Рама Камхенг, по-ви­димому,, оккупировал весь Малаккский полуостров. Дальнейшее его наступление было приостановлено только прибытием к его двору монголо-китайского посольства с категорическим требо­ванием прекратить войну со Шривиджайей (1295 г.).

На западе в начале 80-х годов XIII в., воспользовавшись вторжением монголов в Северную Бирму в 1277 г., Рама Кам­хенг установил протекторат над Южной Бирмой, вице-королем которой стал авантюрист шанского (западнотайского) проис­хождения Вареру (он же Макатхо), бывший до того придвор­ным сукотайского короля. На востоке в державу Рамы Кам-хенга вошла большая часть современного Лаоса.

Основную массу новых подданных Рамы Камхенга составля­ли моны, в отношении к которым он был терпим, хотя и стре­мился постепенно ассимилировать их с тайским населением. На первых порах он пошел даже на восстановление старого мои-ского государства Лаво, правда, в сильно урезанных границах (левобережье Нижнего Менама с центром в Лопбури). Вплоть до 1299 г. из Лаво посылались посольства в Китай и оттуда принимались послы — наравне с Сукотаи.

Дипломатическая одаренность Рамы Камхенга ничуть не уступала его военным и политическим способностям. Он хоро­шо ориентировался и в международной обстановке, и во внут­реннем положении завоевываемых земель. Между тем эта об­становка была весьма сложной. Главными ее факторами в этот период были окончательное объединение Китая монгольской династией и начало монголо-китайской экспансии на Юг. На протяжении последней четверти XIII в. монголо-китайские войска с переменным успехом вторгались в Северный и Юж­ный Вьетнам, Кампучию, Индонезию, Бирму и Северный Таи­ланд.

В западной исторической литературе бытует устойчивое мне­ние, что монголы поощряли нападения молодых тайских госу­дарств на Кхмерскую империю и другие старые государства Юго-Восточной Азии. Однако конкретное сопоставление дат свидетельствует об ином. В 1282 г., через год после вторжения монгольских войск в Тямпу, в Сукотаи и во вновь получившее независимость Лаво прибывают послы Хубилай-хана. Их тре­бования всюду были стандартными — признание власти мон­гольского императора и уплата дани. Оба государства остави­ли эти посольства без ответа. Теперь санкции со стороны мон­гольской империи становятся только вопросом времени. В сле­дующем, 1283 г. монголы вторгаются в Кампучию и начинают свой второй поход против Паганского царства. Кампучии и Тямпе в конечном счете удается отразить вооруженное вторже­ние, но ценой такого напряжения сил, что в октябре 1285 г. обе они вынуждены направить к Хубилай-хану посольства с признанием своей вассальной зависимости и данью.

Борьба в Бирме кончается в 1287 г. захватом Пагана монго­лами и аннексией Паганского царства. Теперь границы импе­рии Чингизидов вплотную подошли к Сукотаи.

В этот драматический момент по инициативе Рамы Кам­хенга был заключен тройственный союз (1287 г.) молодых тай­ских государств — Сукотаи, Чиангсена (правитель Менграй) и Пайао (правитель Нгам Мыанг), которые еще не признали власти монголов (практически — единственные в Индокитае). Из этих трех государств Пайао, небольшое княжество, возник­шее в конце XI в., играло тогда второстепенную роль.

Что же касается государства князя Менграя (1261—1317), ядром которого было древнее тайское княжество Чиангсен, то оно в этот период повторяло путь развития Сукотаи, энергично расширяясь за счет пришедшего в упадок монского царства Харипунджайя. Ужево второй год своего правления Менграй основывает новый город Чианграй и переносит туда столицу. Затем, постепенно продвигаясь на юг, он захватывает в 1269 г. город Чиангконг, в 1273 г. основывает город Мыанг Фанг. Вслед за этим, однако, его наступление на Харипунджайю при­останавливается более чем на полтора десятилетия. Этот пере­рыв совпадает с появлением монголов в Северной Бирме.

После заключения тройственного союза Менграй вновь об­ращается к своим планам завоевания Харипунджайи, но те­перь он бережет свои войска и, вместо прямого натиска, прибе­гает, согласно легенде, к своеобразной военной хитрости. Он засылает в эту страну своего агента, который, войдя в доверие к царю Джиба и получив важный пост, различными притесне­ниями вызывает в народе отвращение к существующей власти. Суть этого беллетризированного рассказа, видимо, в том, что Менграй, как и Рама Камхенг, умело использовал глубокое не­довольство населения пришедшего в кризисное состояние дес­потического государства.

В 1292 г. Менграй после краткой осады занял столицу Ха­рипунджайи Лампун. Последний монский царь бежал в кре­пость Лампанг, где пытался организовать сопротивление. И в том же году, возможно, по приглашению побежденного, в го­сударство Менграя вторгаются монголы.

В такой критической обстановке Рама Камхенг вновь про­являет свое незаурядное дипломатическое дарование. Десять лет спустя после визита монгольских послов, он впервые от­правляет посольство (1292 г.) к Хубилай-хану с данью и при­знанием верховной власти императора. При этом он, несомнен­но, действует и в интересах своего союзника. В 1293 г. монголь­ские войска покидают Харипунджайю, а ее незадачливый по­следний король получает разрешение поселиться на террито­рии Сукотаи в Питсанулоке.

Однако монголо-тайские отношения на этот раз еще не бы­ли улажены. В 1294 г. Хубилай-хан приказывает Раме Камхенгу явиться для объяснений. Рама Камхенг выполнил это тре­бование, но личные переговоры, видимо, не дали императору полного удовлетворения. Уже в 1295 г. сукотайский посол в Ки­тае получает от нового императора Тэмура категорический приказ прекратить войну со Шривиджайей (вернее, остатками этой империи, которую с севера теснили тайцы, а с востока яванцы, разгромившие в 1293 г. монгольскую экспедицию). Но этот приказ носил явно запоздалый характер, так как к этому времени, по-видимому, весь Малаккский полуостров уже попал под власть Сукотаи. В 1296 г. положение тайских государств, стабилизировалось настолько, что в этом году Менграй после консультации с двумя своими союзниками основывает новую столицу — Чиангмай (Новый город). Под этим названием, реже под названием Ланнатаи (Миллион рисовых полей таи), новое северотайское государство существовало до XVIII в.

Уже в следующем году Менграй включается в борьбу, ко­торую шаны и бирманцы вели против монгольского господства, и вторгается в княжество Че-ли (Чиангрунг) на бирмано-ки-тайской границе. В конце 1297 г. против Чиангмая направляет­ся карательная монголо-китайская экспедиция, но уже к лету 1298 г., когда повстанцы в Бирме под предводительством своих вождей — «трех шанских братьев» освобождают Паган и арестовывают короля, принесшего присягу Китаю, монгольские завоеватели вынуждены перейти к обороне, а затем и отсту­пить. Последний набег монголов на Бирму и Чиангмай, начав­шийся осенью 1300 г., в апреле 1301 г. окончился их сокруши­тельным поражением на территории Чиангмая. Два года спус­тя, в апреле 1303 г., китайская провинция Чинмян в Бир­ме была официально ликвидирована императором. Одновремен­но исчезает угроза китайского вторжения в Сукотаи. Если с 1292 по 1300 г. Рама Камхенг направил в Китай шесть по­сольств (в том числе дважды ездил туда сам), то после 1300 г. и до 1318 г. к императорскому двору было послано только одно посольство — в 1314 г. Необходимость в напряженной диплома­тической борьбе отпала.

Рама Камхенг, как явствует из его надписи 1292 г., прида­вал большое значение восстановлению и развитию экономики и торговли, задавленных кхмерским налоговым прессом. Имеет­ся известие, что после своего визита в Китай в 1300 г. он вывез оттуда большую группу китайских ремесленников, которые по­ложили начало знаменитой впоследствии Саванкалокской фар­форовой промышленности. Большой интерес Рама Камхенг про­являл и к внешней торговле. Его частые посольства в Китай совмещались, как это было принято в то время, с активной тор­говлей, которую вели послы.

Главным направлением его наступательной политики был несомненно широкий выход к морю — от Южной Бирмы до юга Малаккского полуострова и разгром недавнего гегемона торгов­ли в Южных морях — индонезийской империи Шривиджайи.

Многонациональный состав обширной державы Рамы Камхенга обязывал его к особой осторожности в своей националь­ной политике. Хотя прямых свидетельств об этой стороне его деятельности не сохранилось, последующая история показала, что он и здесь проявил большую гибкость. Если в соседней Бирме ассимиляция монов бирманцами тянется уже девять ве­ков и до сих пор не закончилась и не раз на протяжении этого времени Бирму раздирали кровавые межнациональные войны, то на территории Таиланда эта ассимиляция прошла быстро и безболезненно. Тайская знать охотно вступала в брачные сою­зы с монской знатью, за которой были сохранены многие клю­чевые посты в государстве. Вытеснение монского языка тай­ским (хотя последний и заимствовал, слегка модифицировав, монский алфавит), судя по надписям, в основном было завер­шено уже в XIV в. (нынешние моны, живущие в Таиланде и говорящие на монском языке, — потомки эмигрантов, бежав­ших сюда из Бирмы в XVI—XVII вв. после неудачной борьбы за национальную независимость).

Такое резкое отличие в исторических судьбах двух родст­венных народов, возможно, связано с экономическими различиями Бирмы и Таиланда. В Северной и Центральной Бирме сельское хозяйство было не только главным (как везде в сред­ние века), но и почти единственным занятием жившего здесь чисто бирманского населения. Приморская Южная Бирма (монский район) экономически была больше связана с торго­выми государствами Южных морей. Для бирманских феодалов-землевладельцев она служила главным образом объектом гра­бежа. А между Северным и Южным Таиландом не было тако­го экономического антагонизма. Здесь по крайней мере с XIII в., если не раньше, все время происходило энергичное передвиже­ние тайцев к югу, постоянное перемешивание населения, кото­рое поощрялось правительством, заинтересованным в росте на­селения на южных границах ради дальнейшей экспансии на юг. Дискриминация монов, занимавших ведущее место во внеш­ней торговле и ремесле, также никак не входила в планы Ра­мы Камхенга. Политическая организация государства Рамы Камхенга способствовала слиянию тайской и монской знати в единый правящий класс. Непосредственную власть король Сукотаи осуществлял только в своем сравнительно небольшом до­мене (земли вокруг столицы). Согласно древней восточноазиатской традиции столицу («космический центр» державы) окру­жали четыре удельных княжества, соответствующие четырем сторонам света — Саванкалок (на севере), Питсанулок (на во­стоке), Пичит (на юге), Кампенгпет (на западе). В этих кня­жествах правили сыновья короля. Остальную часть державы Сукотаи составляли вассальные княжества (Пре, Након-Сри-Дхаммарат), где власть находилась в руках тайских, монских или малайских правителей, пользовавшихся большой самостоя­тельностью. Их вассальные обязанности зачастую сводились только к посылке символической дани и военной помощи коро­лю, когда она потребуется. К этому прибавлялось, однако, важное негативное обязательство — не вести междоусобных войн и не препятствовать движению торговцев по всей терри­тории державы.

Так как сама держава Сукотаи (как и Ланнатаи) родилась в войнах, ведущую роль в ней играла военная аристократия. Об этом свидетельствует сукотайская феодальная терминоло­гия. Ниже куна (князя) стояли мын (десятитысячник, темник) и пан (тысячник).

Самоназвание народности таи (свободные), аналогичное са­моназванию западноевропейской варварской народности — франков, указывало на то, что коренные таи, в отличие от древ­него населения долины Менама не знали никаких форм личной зависимости. Тайский крестьянин платил только налог кровью, сражаясь под предводительством своих военных вождей. Что же касается местного населения, то оно в зависимости от сте­пени его сопротивления полностью или частично «порабощалось» таи, точнее сказать, обязано было нести повинности в пользу завоевателей и не имело равных с ними гражданских прав. В то же время не вызывает сомнений, что часть ранее закрепощенных мон-кхмерскими феодалами коренных жителей за поддержку завоевателей получила статус свободных (таи), что и обеспечило столь быстрое слияние пришлого и местного населения.

Цементирующую роль в становлении нового общества сыграло также распространение в Таиланде в XIII в. новой формы буддизма — хинаянской ветви (сингалезского толка). Дело тут было не в догматических различиях со старыми формами рели­гии (в том числе и буддийской), которые раньше господствовали в стране, а в том, что сторонники новой веры отвергали строительную гигантоманию прежних религий, истощавшую си­лу народа. В новой вере упор делался на приобретение духов­ных благ путем ухода в монахи (доступного для всех) или же путем материальной поддержки монахов, что обходилось гораз­до дешевле, чем возведение гигантских храмов. В то же время Рама Камхенг с необходимой тактичностью поддерживал древние народные верования, восходящие еще к культу пер­вобытнообщинного строя и упорно сохранявшиеся в местной крестьянской среде. «К востоку от мыанга Сукотаи... — сооб­щает надпись 1292 г., — находится источник, вытекающий из холма. Прана Кхабун, дух-покровитель и божество этого хол­ма, выше всех духов страны. Пока монархи Сукотаи достойно отправляют его культ и делают ему ритуальные жертвоприно­шения — страна спокойна и процветает. Но если ему не будут оказывать предписанных почестей и приносить ритуальных жертв, дух-покровитель этого холма не станет больше защищать и почитать страну и она придет в упадок» [13, с. 49]. Такие по­чести местному божеству также должны были способствовать быстрейшему слиянию пришлого и коренного населения.

Глава 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...